Работы учащихся по скульптуре из глины 2020 - 2021 г.
материал
Творческие работы учащихся из глины разнообразны по своемй тематике и интересны по образу и композиции.
Стараюсь, чтоб у детей был не только интерес к своей работе и оставался навык и любовь к своему труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_7_v_kl_skulptura.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы «____» __________2020г. Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова Зам. директора по МР: ________Г.В. Ульбаева | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «ДХШ» ____________Л.Н. Степанов «____»____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету по выбору «СКУЛЬПТУРА» В.02.УП.03
дополнительной предпрофессиональной программы
в области изобразительного искусства «Живопись»
/уровень реализации полного курса обучения – 8 лет/
Специализация «Живопись»
7 «В» класса (четвертый год обучения)
на 2020– 2021 учебный год
Составитель:
Шаматова Айгуль Закировна,
преподаватель ДХШ
Мегион 2020
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Содержание тем и разделов
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы
- для преподавателя;
- для обучающихся
VII. Интернет-ресурсы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Скульптура, как учебная дисциплина – важная составляющая в процессе обучения изобразительному искусству. Освоение азов скульптурного творчества значительно расширяет горизонты пластических навыков учащихся.
Работа с трехмерной, осязаемой формой позволяет наблюдать её и анализировать с множества точек зрения, и одновременно воспринимать её как единый объем. Процесс лепки и ментальный анализ формы предмета приносит огромную пользу в обучении, как рисунку, так и живописи. Учащиеся последовательно научаются изображать форму пластически цельно и пропорционально оправданно, в соответствии с художественной задачей.
Работа с натуры обучает основам архитектоники формы, развивает у юных скульпторов пространственное мышление. С каждым новым заданием усложняется задачи освоения и осмысления трехмерной формы, совершенствуется пластическое мастерство учащихся.
В основе композиционной работы лежит процесс синтетический. Создавая скульптурную композицию, учащиеся осуществляют сложный сюжетный замысел, организуют различные фигуры и формы в единое художественное произведение.
Данная программа разработана на основе примерных программ для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, одобренных научно-методическим центром по художественному образованию и рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации: «Скульптурная пластика» составитель Демидова В. Г., преподаватель детской художественной школы №1 г.Наро-Фоминска; «Скульптура» автор Е. С. Кузнецова; «Скульптура» автор Л. Г. Савенкова.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета по выбору «Скульптура» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждении на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета по выбору «Скульптура» при 3-х годичном обучении составляет 231 часов, в том числе аудиторные занятия - 132 часов, самостоятельная работа 132 часов.
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету по выбору «Скульптура» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету по выбору осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету по выбору «Скульптура» отделения «Изобразительное искусство» составляет:
- аудиторные занятия:
1 - 4 год обучения - по 1 часу в неделю;
- самостоятельная работа:
1 - 4 год обучения - по 1 часу в неделю
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным и национальным наследием.
Задачи первого года обучения:
- развитие у учащихся объемно-пространственного мышления, чувства формы, её конструктивных и индивидуальных особенностей;
- развитие творческих способностей, наблюдательности и зрительной памяти, пространственного воображения и художественного вкуса;
- формирование композиционно пространственного мышления в скульптуре;
- овладение материалами и инструментами, необходимыми в работе с пластилином и глиной;
- формирование у обучающихся умений, навыков работы с пластилином и глиной, используя основные способы и приемы лепки, работая на плоскости и в объёме;
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического вкуса;
- способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре народов России, а также к культуре малых народов Севера.
Задачи второго года обучения:
- закрепление знаний, полученных на первом году обучения;
- дальнейшее развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных;
- дальнейшее развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
- развитие зрительной памяти;
- дальнейшее развитие объёмно-пространственного восприятия мира;
- развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
- понятие о декоративности в скульптуре;
- освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа.
Задачи третьего года обучения:
- учить выполнять сложные модели при копировании классических гипсовых орнаментов;
- развитие глазомера (только в крайнем случае следует пользоваться циркулем или промерами);
- дать представление о каркасе для лепки фигуры человека, работа с каркасами, построение человеческой фигуры в движении;
- расширение представлений о работе в рельефе;
- развитие самостоятельности в подготовительной работе при создании композиции: использование документального материала, собственных наблюдений, умение видеть главное, запечатлеть это в своих композициях в доступной для данного возраста форме;
- закрепление навыков правильного хода работы над композицией – от поиска композиционного решения в эскизе к работе в большом размере;
- повышение у учащихся требований к своей работе: к ее выразительности, читаемости силуэта, пластическому построению композиции, ее образному решению.
Задачи четвертого года обучения:
- овладение технологией работы с глиной и соответствующими инструментами;
- развитие сенсорики (чувства цвета, формы), глазомера, моторики рук через формирование практических умений;
- создание условий для развития творчества, сотворчества детей и педагогов; возможность проявления своей фантазии, изобретательности;
- расширение представлений о работе в рельефе;
- развитие самостоятельности в подготовительной работе при создании композиции: использование документального материала, собственных наблюдений, умение видеть главное, запечатлеть это в своих композициях в доступной для данного возраста форме;
- закрепление навыков правильного хода работы над композицией – от поиска композиционного решения в эскизе к работе в большом размере;
- повышение у учащихся требований к своей работе: к ее выразительности, читаемости силуэта, пластическому построению композиции, ее образному решению;
- передавать статику и динамику в композиции;
- передавать личное отношения к композиции.
- приобщение к истокам народного творчества, воспитание чувства гордости за наследие своей страны;
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первый год обучения, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, презентаций, видеофрагментов и т.д.
В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция».
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
- самостоятельное выполнение творческого задания и изготовление конкретного изделия.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ: отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы по выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Мастерская по скульптуре оснащена станками, полками и этажерками для хранения работ, натурным столом, классной доской, материалами и инструментами (доски для лепки, стеки, пластилин).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ задания | Наименование темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 | Вводное занятие. | урок | 2 | 1 | 1 |
2 | Образы животных в изделиях из глины. | урок | 14 | 7 | 7 |
3 | Лепка декоративных работ. Изготовление сувениров. | урок | 14 | 7 | 7 |
4 | Контрольный урок | просмотр | 2 | 1 | 1 |
5 | Лепка посуды | урок | 20 | 10 | 10 |
6 | Лепка фигуры человека с выявлением характерных черт (выбрать образ своей будущей профессии) | урок | 12 | 6 | 6 |
7 | Контрольный урок | просмотр | 2 | 1 | 1 |
8 | Зачет | выставка | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО: | 68 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
I полугодие
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Беседа о скульптуре с использованием иллюстративного материала: её видах, жанрах, материалах, об оборудовании мастерской.
Цель: познакомить с глиной, с её видами, хранением; с материалами, инструментами и оборудованием при работе с глиной; с технологией обработки глины.
Задачи: расширение знаний о древнейшем материале, как глина; глиняная игрушка как вид искусства, ее история; глина – современный материал, используемый в различных областях народного хозяйства; развитие воображения и творческой фантазии; совершенствование способов и приемов работы с скульптурной глиной.
Самостоятельная работа: предварительный рисунок на бумаге. Эскиз животного.
Тема 2. Образы животных в изделиях из глины (7 часов)
Беседа о нашем крае и его коренных жителях, их мифологии и быте, фольклоре. Работа по представлению. Поиск композиции на заданную тему. Анализ строения фигуры животных. Работа над эскизами. Технология составления более сложных объемных и настенных композиций. Передача формы, настроения, чувств, выразительности движения, характера в изделиях из глины. Тиснение. Использование дополнительных материалов: мех, бусинки, леска, тонкая проволока и др.
Материал: глина. Размер: по выбору учащегося, согласуя с педагогом.
Цель: выполнить стилизованную объёмную или настенную фигуру животного, птиц, рыб.
Задачи: расширение знаний о культуре народов Севера ХМАО; развитие и совершенствование умений создавать художественные образы на основе знаний о культуре и традициях северных народов ЮГРЫ; развитие воображения и творческой фантазии; совершенствование способов и приемов работы с глиной (пластикой); развитие интереса к культурным традициям народов Севера; воспитание бережного отношения к родной природе и уважения к малочисленным народам Севера.
Самостоятельная работа: Создание эскиза для выбора формы сувенира (игрушки) Оформить работу к выставке.
Тема 3. Лепка декоративных работ. Изготовление сувениров (7 часов)
Искусство филимоновских мастеров. Беседа о технологии изготовления пластовой керамики. Приёмы изгибания и скручивания пласта в виде конуса, цилиндра. Технология изготовления и лепка сувениров: подставки для карандашей, ручек, кисточек; фигурки животных, сказочных персонажей, ангелы и др., игрушек-колокольчиков в виде кота, зайца, домика и др.
Материал: глина, стеки.
Цель: выполнить предметы для украшения своей квартиры, подарки для друзей, семьи.
Задачи: Изящность и оригинальность изделий. Функциональные качества изделий, художественное оформление. История филимоновской игрушки. Технология работы с глиной.
Самостоятельная работа: лепка деталей. Эскиз посуды. Роспись изделия.
Тема 4. Контрольный урок (1 час)
Проводится в форме просмотра.
Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.
II полугодие
Тема 5. Лепка посуды (10 часов)
История изготовления сосудов г. Скопина. Способы лепки посуды (ленточный, из жгутиков). Построение каркаса. Прокладка объема модели, определение ее пропорции и характера. «Ваза с цветами», «Горшочек с мёдом», «Чайный сервиз», «Кувшинчик». Роспись изделий.
Материал: глина. Высота: 20 см.
Цель: выполнить лепку посуды различными способами.
Задачи: учить различным способам построению посуды в объеме, решая работу в цельной обобщенной форме; развитие навыков передачи характера модели; воспитание усидчивости при выполнении длительной работы.
Самостоятельная работа: проработка деталей. эскиз рельефных изображений. Подготовка к просмотру.
Тема 6. Лепка фигуры человека с выявлением характерных черт
(выбрать образ своей будущей профессии) (6 часа)
Беседа: Все профессии важны, все профессии нужны.
Оборудование: показ иллюстраций с изображением людей разных профессий (их характерные особенности: мягкие, строгие, важные, черты)
Примеры профессий: инженер, адвокат, медсестра, врач, учитель, продавец, официант.
Цель: расширить знания и представления учащихся о различных профессиях, их пользе, смотивировать к выбору будущей профессии, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, показать важность труда.
Выполнить объемную фигуру человека с выялением характерных черт, особенностями, внешнего образа в профессии
Задачи: развитие у учащихся умение выбирать в большой теме конкретный образ, использовать вспомогательный документальный материал, передавать в работе особенности костюма выбранной профессии; развивать интерес к разным видам профессии; воспитание патриотизма и трудолюбие в творческой работе.
Самостоятельная работа: продолжать работу, начатую на уроке. Оформить работу к просмотру.
Тема 7. Контрольный урок (1 час)
Проводится в форме просмотра.
Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.
Тема 8. Зачет (1 час)
Проводится в форме просмотра.
Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета по выбору «Скульптура» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Четвертый год обучения
знать:
- основные понятия по изученным темам;
- образцы художественного наследия;
- последовательность работы над композицией;
- правильные подходы в работе над композицией – от поиска композиционного решения в эскизе к работе в большом размере;
- приемы работы с пластическими материалами (пластилин, глина).
уметь:
- анализировать и сравнивать произведения изобразительного искусства;
- мыслить пластическими образами;
- грамотно использовать пластические свойства материала при выполнении сложных заданий как натурных, так и композиционных;
- владеть технологией лепки разными способами (пластилин, глина);
- видеть главное, запечатлеть это в своих композициях.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Видами контроля по учебному предмету по выбору «Скульптура» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
- контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).
Основные критерии оценивания изделия по скульптуре
Лепка с натуры Изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение | Лепка на основе представления и фантазии Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия | Лепка сюжетной композиции Образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве |
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
- последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы;
- умелое использование выразительных средств пластического материала;
- владение приемами лепки;
- умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе;
- умение обобщать работу и приводить ее к целостности;
- творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Предполагает:
- незначительные нарушения в последовательности работы;
- умение использовать выразительные средства пластического материала;
- некоторую дробность и небрежность работы.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
- грубые ошибки в работе;
- неумение самостоятельно вести работу;
- неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в работе;
- незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия скульптурой должны начинаться с ознакомления обучающихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься, с ее оборудованием, рабочим местом, инструментом, правилами приготовления и хранения материала (глины, пластилина). Рекомендуется провести беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. Нужно коротко рассказать об ее видах: рельефе, круглой скульптуре (в том числе о скульптуре малых форм), о материалах, в которых работает скульптор. Работа над заданием в круглой скульптуре начинается с установки станка, имеющего вращающуюся верхнюю доску. Станок необходимо установить так, чтобы работа находилась на уровне глаз обучающегося.
В ходе урока педагог должен учитывать индивидуальный ритм работы каждого ученика, его работоспособность, степень подготовленности.
Каждое задание должно быть направлено на развитие у обучающихся остроты восприятия натуры, координации зрительного аппарата и рук, помогать дисциплинировать внимание, учить выявлять свои ошибки. Ученик обязательно должен время от времени сравнивать натуру со своей работой, отходя на некоторое расстояние от станка (следует напоминать об этом в течение всего периода обучения).
С самого начала занятий педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученики усвоили основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения, такие как лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения - от общего к частному, то есть от общей формы к постепенной конкретизации, детализации изображаемого, и в завершающем периоде работы – от частного к общему (обобщение),
Основой обучения является работа с натуры. Для этого рекомендуется использовать овощи, фрукты, так как они очень разнообразны по форме и интересны по пластике. По мере приобретения обучающимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются. В дальнейшем объектами учебных заданий могут служить предметы быта, близкие по форме геометрическим телам, рельефные гипсовые орнаменты, птицы, животные и сам человек.
В первый год обучения дети работают без каркаса, создавая цельные, в едином куске композиции.
На втором году обучения значительно усложняются задачи натурных постановок. Продолжается работа над орнаментом, натурой, ставятся натюрморты, композиция создается на основе пройденного материала. Дается понятие о каркасе, объединяется его значение в скульптуре.
На третьем году обучения продолжается работа с натуры, а так же работа по представлению, созданию композиции. Закрепляются начальные профессиональные навыки работы в скульптуре, как в объемной, так и в рельефе.
Учитель отбирает и сохраняет лучшие работы каждого ученика на протяжении всего периода обучения. В течение учебного года рекомендуется проводить коллективное обсуждение выполняемых учащимися заданий. В течение учебного года рекомендуется также организовывать тематические, а в конце года – отчетные выставки ученических работ. При этом лучшие работы должны быть отобраны в методический фонд школы или сфотографированы.
Оборудование, инструменты, материалы:
- скульптурные станки;
- пластилин, глина;
- стеки, печатки для украшения лепных работ и т.п.;
- доска, мел;
- стулья, натурные столы;
- работы из методического фонда; лучшие работы учеников предыдущих лет обучения;
- иллюстрации работ известных скульпторов;
- фотографии работ (изделий) по темам программы;
- стеллажи для хранения детских работ.
Методические таблицы:
- Способы декоративного оформления
- Лепка сосудов ленточным способом, круговым налепом, путём выбирания глины стекой
- Виды природного материала
- Создание образов. Корнепластика
Методический фонд:
- коллекция изделий из глины и керамики;
- методическое пособие «Творчество мастеров России»;
- образцы изделий мастеров;
- детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Средства обучения
Материальные: учебная аудитории, специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитная доска.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
- Амирова С. С., Мосолов В. М., Сечина Г. П. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. - № 5. – С.49-50.
- Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. ценр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 160 с., Кн. 2. – 112 с.
- Векслер С. И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
- Виппер Б. Р. Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура. – М.: Аст-Пресс, 2004.
- Воронова О. Искусство скульптуры. – М., 1981.
- Гнедич П. П. История искусств. – М.: Эксмо, 2007.
- Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Издат.дом «Искусство», 2004. – С.8, 44 - 55.
- Гольдштейн А. Ф. Зодчество. – М.: Пр.,1979.
- Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
- Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Пеленг, 1992.
- Данилова Г. И. МХК, 7 - 8 кл. – М.: Дрофа, 2002.
- Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. – СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001. – 192 с. ил.
- Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Владос, 2004. – 54 с.
- Захаров А. И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. – С. 5-29.
- Захаров А. И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. – С. 8, 95.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Дрофа, 1996.
- Лантери Э. Лепка. – М.: Академии Художеств СССР, 1963.
- Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник по результатам Эколого-этнографической экспедиции на р. Юккуньъёган Нижневартовского района 11.08-25.08.98г., Мегион, 1999. – 96 с.
- Медведевских В. С. Уроки изобразительного искусства: содержание, организация, контроль. – Курган, ИПКРО, 1996. – 40 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Что раньше: искусства или Искусство? / Искусство в школе. – М., 2011. - №4. С.3.
- Мельник А. А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. – М.: Высшая школа, 1985.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. – М., 1979.
- Мир Севера. Этнополитический и литературный журнал. – М.: ОАО «Щербинская типография».
- Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник / Пер. с англ. П. А. Самсонова. – Минск, 2003. С. 31, 36, 56.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
- Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 280 с.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» - М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 250 с.
Для обучающихся:
- Бурдейный М. А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
- Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Владос, 2003. – 189 с.
- Возьмёмся за руки, друзья. Каталог выставки художественного творчества. Нижневартовск. 2005. – 36 с.
- Выставка работ декоративно-прикладного искусства «Традиции и современность». Каталог. – Нижневартовск, 2004. – 22 с.
- Горичева В. С. Сделаем сказку из глины. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Декоративно-прикладное искусство Ханты-Мансийского автономного округа. Истоки и современность. Каталог.
- Кард В. Сказки из пластилина. – С-Пб, 1997.
- Корни. Каталог Международной фотовыставки финно-угорских народов. 2004. – 28 с.
- Мегион Художественный. Каталог, 2000. – 28 с.
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М., 1998.
- Самотлорские ночи. Каталог первой выставки детского рисунка и декоративно-прикладного искусства. – М.: Пассим, 1997.
- Северная фантазия. Каталог. – Ханты-Мансийск, 2000. – 23 с.
- Федотов Г.Я. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.
- Югра Древняя. Каталог. – Когалым, 2000. – 26 с.
- Югра Художественная. Каталог. – Нижневартовск, 2003. – 30 с.
VII. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Первый год обучения
Лепка рельефа из цветного пластилина | |
Корнепластика | |
Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близким по форме к геометрическим телам | |
Этюд «Животное» (работа с натуры в классе) | |
Этюд «Птица» (работа с натуры в классе) | |
Двухфигурная композиция по представлению, наблюдению «Дети и животные» | |
Лепка простого орнамента «Цветок лотоса» | |
Декоративное панно | |
Северная фантазия |
Второй год обучения
Этюд ветки с листьями с натуры | |
Натюрморт из трёх предметов в объеме | |
Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом) | |
Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист» | |
Северная фантазия | |
Декоративное панно «Цветы» | |
Композиция на тему сказок в рельефе |
Третий год обучения
Декоративная композиция на северную тематику | |
Этюд – орнамент «Розетка» | |
Этюд фигуры в движении в положении стоя | |
Стилизация животного | |
Композиция в рельефе | |
Фигура человека в объеме в историческом костюме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО естественно – математического цикла на 2020 – 2021 уч. год
План работы ШМОестественно – математического цикла на 2020 – 2021 уч. год...
ПЛАН работы отряда Юных Инспекторов Движения на 2020-2021 учебный год
ПЛАНработы отряда Юных Инспекторов Движенияна 2020-2021 учебный год...
План воспитательной работы д/о "К Истокам" на 2020-2021 уч. год
План воспиательной работы составлен с учетом всех необходимых направлений воспитательной работы в системе дополнительного образования....
Рабочая программа по трудовому обучению профиль "Вязание трикотажных изделий и полотна" для учащихся 7-8 классов на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основе авторской программы по профессионально...
Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся ...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...