Практики внутриклассного оценивания – 2019
материал

Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения. Вместе с тем педагоги школ недостаточно владеют навыками внутриклассного оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный/персонифицированный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; оценивать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самооценку, взаимооценку, экспертную оценку учащегося и позволять ученику проектировать и корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_pvo_2019.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в международном конкурсе

«Практики внутриклассного оценивания – 2019»

Название проекта: Внутриклассное оценивание как основная часть ШСОКО.

ФИО заявителя: Кармакова Татьяна Афанасьевна

Должность: заместитель директора по УВР

ФИО заявителя: Попова Светлана Викторовна

Должность: педагог-психолог

Место работы: МБОУ Гимназия № 91

       

1. Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика.

Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения. Вместе с тем педагоги школ недостаточно владеют навыками внутриклассного оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный/персонифицированный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; оценивать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самооценку, взаимооценку, экспертную оценку учащегося и позволять ученику проектировать и корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.

Именно поэтому актуальной задачей не только для нашей образовательной организации, но и для системы образования Красноярского края становится подготовка педагогов и управленческих кадров в области овладения практиками внутриклассного оценивания и грамотного использования результатов такого оценивания для принятия управленческих решений на разных уровнях общего образования.

Цель введения практик внутриклассного оценивания в образовательную деятельность – максимально повысить включённость учеников в собственную учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Педагогический коллектив гимназии стремится, чтобы наши ученики чувствовали и осознавали себя более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят, и были уверены в том, что обязательно добьются прогресса благодаря своим усилиям. Оценочные инструменты нужны учителю Гимназии для того, чтобы поддерживать у наших учеников стремление учиться и познавать мир. Использование в практике техник внутриклассного оценивания, позволяет педагогам Гимназии обеспечивать индивидуальный, адресный подход при оценивании учебных достижений каждого гимназиста; использовать качественное оценивание для обратной связи как ученика, так и педагога, и администрации; оценивать в системе и процесс, и результат учебной работы каждого школьника; развивать оценочную самостоятельность учащегося.

В то же время для нашего коллектива гимназии внутриклассное оценивание является основанием для изменения не только педагогических, но и управленческих практик. На основании результатов продвижения и динамики учащихся педагоги имеют возможность совершенствовать свой процесс преподавания/учения и корректировать траекторию собственного профессионального развития, а административная команда гимназии принимать управленческие решения относительно улучшения условий и образовательной среды в гимназии, в том числе места для формирования/развития оценочных практик, так и предъявления своих оценочных умений.

На сегодняшний день в Гимназии существует опыт использования в практике нового типа способов и инструментов оценивания образовательных результатов:

- разработан и используется в практике ряд контрольно-диагностических процедур для оценки некоторых предметных умений и метапредметных достижений для части предметов и классов;

- разработана модель предметных умений и метапредметных достижений учащихся начального и основного уровней образования;

- педагоги Гимназии осваивают и внедряют в собственную практику техники внутриклассного оценивания, выделяя наиболее продуктивные в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- появились образцы и пробы использования и предъявления данных формирующей оценки ученикам, родителям, учителям и администрации;

- оформлены, для предъявления опыта, отдельные методические разработки уроков, занятий, презентации, мастер-классы, направленные на изменение практики педагогов в области оценки образовательных результатов и вслед за этим изменение работы педагогов и администрации гимназии с результатами оценочных процедур;

- в Гимназии сложилась творческая группа педагогов, успешно развивающая внутриклассное оценивание и предъявляющая свой опыт профессиональному сообществу на муниципальном и региональном уровне.

2. Основная идея/суть/базовый принцип  практики.

Ключевая идея, лежащая в основании внутренней системы оценки качества образования в Гимназии, связана с принципами «поддерживающего» оценивания: новые практики оценивания позволяют получать данные, которые могут использоваться для поддержки образовательного продвижения ученика, поддержки профессионального развития педагога, проектирования развития образовательной организации в целом. Сущность внутриклассного (формирующего) оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении. Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.

3. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.

Подход – развивающий/поддерживающий к использованию результатов анализа и интерпретации данных оценки в рамках ВСОКО (Рябинина Л.А.). Технология – формирующего оценивания (Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие.– М.: Логос, 2010.), Использование практик на основе критериального оценивания.

Методы оценки: наблюдение, проектирование, тестирование, творческий отчет, эксперимент для включения обучающихся в процесс оценивания образовательных результатов.

Формы оценки (по разным основаниям): Самооценка, взаимооценка, совместное оценивание, партнёрское оценивание, экспертная оценка. Индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Персонифицированная, неперсонифицированная оценка.

Разнообразие форматов получения обратной связи в рамках технологии формирующего оценивания (например, Лист обратной связи, Лист продвижения по уроку, Лист самооценки, недельные отчеты, рефлексивные техники, портфолио, письмо ученику и др.). Выбор форматов получения обратной связи остается не только за учителем, но и за командой педагогов, работающих в одной параллели классов, как элемент системной работы коллектива в области выращивания оценочной самостоятельности и ШСОКО.

4. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика.

В ходе реализации практики педагоги Гимназии отмечают следующие положительные изменения в своей профессиональной компетенции (по результатам анкетирования педагогов в конце 2018 года):

 - происходит осмысление и понимание целей преобразования процесса преподавания в условиях реализации ФГОС - как изменить (улучшить) качество учения;

 - активное внедрение в собственную практику технологий оценивания, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования;

 - освоение и введение в практику наиболее эффективных оценочных методик, приемов для совершенствования работы с результатами оценочных процедур;

 - освоение практики критериального, рефлексивного оценивания позволяет более осознанно выстраивать процесс обсуждения с учащимся его траектории познания и развития;

 - возможность адекватно и в контексте ситуаций на уроках пересматривать методы и технологии обучения в зависимости от изменения результата учеников;

 - возможность использовать в процессе преподавания приёмы и методы, которые могут научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных образовательных результатов.

В ходе реализации практики учащиеся Гимназии отмечают следующее (данные по итогам анкетирования и собеседования с учащимися в конце 2018 года):

 - повышение учебной мотивации и ответственности за результаты собственной учебной деятельности, акцент на прогресс и достижения;

 - расширение собственных представлений о достижениях, возможность точно оценить границы своего знания/незнания;

 - постоянная включённость в процесс оценивания собственных образовательных достижений, регулярность получения обратной связи, получение от учителя комментариев, рекомендаций, советов по поводу образовательной деятельности;

 - снятие страха перед проверочной/контрольной работой на знание/понимание/применение пройденного материала;

 - легче стало выстраивать диалог и разные коммуникации, учимся высказывать аргументированное и обоснованное оценочное суждение;

 - более доверительные отношения в коллективе класса и между некоторыми учителями;

 - могу ставить цели в учебе и планировать действия по улучшению своей работы и дальнейшему продвижению.

В ходе реализации практики родители учащихся Гимназии отмечают следующее (данные по итогам анкетирования и собеседования с родителями в конце 2018 года):

 - на родительских собраниях знакомят с особенностями школьной системой оценки качества образования (НОО, ООО, СОО), разъясняют/демонстрируют смыслы и возможные результаты при использовании педагогами техник внутриклассного оценивания для формирования и поддержки заинтересованности учащихся

- повышают уровень компетентного участия родителей в образовательном процессе;

 - педагоги, совместно с администрацией проводят обязательные консультации (не менее 1 раза в четверть) для родителей с целью представления объективных данных, обсуждения результатов и выработки совместных действий для поддержки и продвижения каждого ребенка, испытывающего как трудности в обучении, так и показывающего особые успехи;

 - педагоги, совместно с администрацией знакомят с объективными критериями оценивания различных видов работ, пригодными для интерпретации, анализа, шкалирования, создания профиля;

 - коллектив гимназии предоставляет возможность увидеть не только реальные, но и потенциальные образовательные достижения ребёнка на основе результатов внутренних и внешних оценочных процедур;

 - полнота информации для принятия решений при построении образовательной траектории для своего ребёнка, и, при необходимости, оказание ему помощи.

С 2018 года коллектив МБОУ "Гимназия № 91 им. М.В. Ломоносова" реализует программу стажировки КК ИПК по теме: "Практика внутриклассного оценивания". За этот период на стажировке прошли обучение:

 - 12 школьных команд в рамках реализации региональных мероприятий государственной программы развития образования для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

 - 5 школьных команд из образовательных организаций Красноярского края.

             Со школьными командами, которые прошли стажировку, команда Гимназии продолжает сотрудничать в режиме консультаций.

5. Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики.

Результат внутриклассного оценивания достаточно трудно измерить и зафиксировать динамику изменений. В рамках ШСОКО заложен ряд оценочных процедур:

 - системное (по итогам учебных четвертей и учебного года) собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам оценивания образовательных достижений учащихся и выстраивания динамики образовательных результатов;

 - анкетирование учащихся и педагогического коллектива;

 - мониторинг метапредметных и личностных результатов (в части мотивации, самооценки); - проведение диагностических процедур (краевые диагностические работы (КДР) по читательской грамотности, естественно-научной грамотности, групповому проекту и т.д.; всероссийские проверочные работы (ВПР); национальные исследования качества образования (НИКО) и использование полученных результатов как оценки-поддержки для дальнейшего развития оценочной самостоятельности учащихся, работа с данными индекса образовательных условий (ИОУ) Гимназии, более грамотное, системное планирование своей деятельности учителями с учётом полученных результатов.

Отзывы стажеров (педагогов Красноярского края) – участников стажировки "Практики внутриклассного оценивания" на базе Гимназии (с 2018 года):

 - собеседование по вопросам понимания внутриклассного оценивания в практике учителя (предназначение, функции, характеристики, специфика использования, результаты и эффекты);

 - отслеживание умения проектировать уроки под разный планируемый результат и подбирать наиболее эффективные способы оценки с учётом возрастных особенностей учащихся и предметной направленности;

 - собственная рефлексия педагога по вопросам умения критически оценивать возможности и ограничения в применении различных методов/приёмов внутриклассного оценивания;

 - рефлексивная самооценка (с использованием экспертного листа) проведения урока с использованием техник внутриклассного оценивания (включённость учителя и учащихся в процесс оценивания, целесообразность использования учителем тех или иных оценочных техник, эффективность используемых техник на конкретном уроке).

Формальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания педагогического коллектива:

 - доля учителей, освоивших и внедривших в собственную практику техники внутриклассного оценивания образовательных достижений учащихся (начальная школа – более 80% , основная и старшая школа – более 50%);

 - количество педагогов Гимназии, принявших участие в вебинарах/семинарах/стажировках, проводимых по теме практики (37 человек);

 - количество педагогов/образовательных организаций/муниципальных образований, принявших участие в конференциях, форумах, стажировках, которые организует Гимназия по внутриклассному оцениванию (более 120 человек/29 образовательных организаций/22 муниципальных образования);

 - количество педагогов – участников муниципальной методической сети, представивших свой опыт на семинарах, конференциях по практике оценивания (более 60 человек);

 - увеличение количества запросов педагогов на профессиональное развитие по внутриклассному оцениванию (обучение на курсах ПК – 38 человек).

Формальные/неформальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания ученического коллектива:

 - учащиеся могут комментировать оценочные процедуры, включённые в урок;

 - учащиеся могут формулировать самостоятельно (вместе с педагогом) критерии оценивания;

 - учащиеся могут называть область понимания/непонимания, умений/неумений, и называть деятельность по устранению возникших затруднений.

Формальные/неформальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания администрацией Гимназии:

 - объективность и полнота информации о реализации ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО;

 - не менее 2-х раз в год комплексная работа административной команды со всеми педагогами гимназии, включая посещение администрацией уроков всех учителей с последующим анализом и самоанализом урока с точки зрения грамотности и эффективности использования практик внутриклассного оценивания и достижимости планируемых результатов;

 - количество педагогов, повысивших квалификацию на курсах повышения квалификации КК ИПК по вопросам оценивания образовательных достижений учащихся;

 - анализ результатов КДР, ВПР, НИКО, их обобщение, подготовка аналитических материалов, выявление профессиональных дефицитов и ресурсов, организация работы для педагогов внутри Гимназии мастерской/творческой группы для решения поставленных задач;

 - принятие управленческих решений по результатам оценочных процедур (внешних, внутренних).

Гимназия нацелена на распространение наиболее эффективной практики и имеет достаточно большой опыт по взаимодействию с другими образовательными организациями муниципалитета и региона, имеющими наработки в области оценки образовательных достижений обучающихся, которые принимают активное участие в проводимых Гимназией семинарах, конференциях, по представлению и собственного опыта реализации оценочных практик.

На базе Гимназии в течение трёх лет успешно функционирует городская творческая группа, в рамках работы которой учителя начальных классов и учителя-предметники образовательных организаций г.Железногорска ведут продуктивную совместную работу по проблемам внедрения в практику педагогов новых форм оценивания образовательных достижений учащихся. Сегодня участниками группы являются более 60 педагогов двенадцати образовательных организаций г.Железногорска. В ходе совместной деятельности участники творческой группы отмечают следующие положительные изменения в своей педагогической практике:

  • происходит осмысление и понимание целей преобразования в рамках реализации ФГОС - как изменить (улучшить) качество образования;
  • активное внедрение в собственную практику технологий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования;
  • освоение и введение в практику новых оценочных методик, совершенствование работы с результатами процедур поддерживающего оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика внутриклассного оценивания по технологии "Интеллект - карта"

В данной работе описана модель "Интеллект - карта", факторы, принятые в расчёт её использования и её практическое применение на уроках биологии. Новизна работы: Интеллект-карта адаптирована ...

Статья "Карта понятий - как инструмент внутриклассного оценивания на уроках технологии»

В данной статье рассматривается одна из техник внутриклассного оценивания "карта понятий" и применение данной техники на уроке технологии в 8 классе....

№332 от 02.09.2019 О реализации элективных курсов, практик в 2019-2020 учебном году

О реализации элективных курсов, практик в 2019-2020 учебном году...

Приказ 332 0т 02.09.2019 o реализации элективных курсов, практик в_2019-2020_уч.году

Реализация элективных курсов по русскому языку и литературе в 2019-20 уч. г. г....

Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов». Региональный атлас образовательных практик Красноярского края

Региональный атлас образовательных практик Красноярского края Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов»...

ПРАКТИКА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Поляков Виталий Игоревич, учитель высшей квалификационной категории (биология), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 232 Адмиралтейского района ...