Практики внутриклассного оценивания – 2019
материал
Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения. Вместе с тем педагоги школ недостаточно владеют навыками внутриклассного оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный/персонифицированный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; оценивать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самооценку, взаимооценку, экспертную оценку учащегося и позволять ученику проектировать и корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_pvo_2019.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
на участие в международном конкурсе
«Практики внутриклассного оценивания – 2019»
Название проекта: Внутриклассное оценивание как основная часть ШСОКО.
ФИО заявителя: Кармакова Татьяна Афанасьевна
Должность: заместитель директора по УВР
ФИО заявителя: Попова Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ Гимназия № 91
1. Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика.
Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения. Вместе с тем педагоги школ недостаточно владеют навыками внутриклассного оценивания, которые позволяли бы обеспечивать индивидуальный/персонифицированный подход при оценивании учебных достижений; использовать оценки в качестве обратной связи; оценивать процесс и результат учебной работы каждого школьника; развивать самооценку, взаимооценку, экспертную оценку учащегося и позволять ученику проектировать и корректировать свою учебную траекторию, выводящую его на конечный результат.
Именно поэтому актуальной задачей не только для нашей образовательной организации, но и для системы образования Красноярского края становится подготовка педагогов и управленческих кадров в области овладения практиками внутриклассного оценивания и грамотного использования результатов такого оценивания для принятия управленческих решений на разных уровнях общего образования.
Цель введения практик внутриклассного оценивания в образовательную деятельность – максимально повысить включённость учеников в собственную учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Педагогический коллектив гимназии стремится, чтобы наши ученики чувствовали и осознавали себя более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят, и были уверены в том, что обязательно добьются прогресса благодаря своим усилиям. Оценочные инструменты нужны учителю Гимназии для того, чтобы поддерживать у наших учеников стремление учиться и познавать мир. Использование в практике техник внутриклассного оценивания, позволяет педагогам Гимназии обеспечивать индивидуальный, адресный подход при оценивании учебных достижений каждого гимназиста; использовать качественное оценивание для обратной связи как ученика, так и педагога, и администрации; оценивать в системе и процесс, и результат учебной работы каждого школьника; развивать оценочную самостоятельность учащегося.
В то же время для нашего коллектива гимназии внутриклассное оценивание является основанием для изменения не только педагогических, но и управленческих практик. На основании результатов продвижения и динамики учащихся педагоги имеют возможность совершенствовать свой процесс преподавания/учения и корректировать траекторию собственного профессионального развития, а административная команда гимназии принимать управленческие решения относительно улучшения условий и образовательной среды в гимназии, в том числе места для формирования/развития оценочных практик, так и предъявления своих оценочных умений.
На сегодняшний день в Гимназии существует опыт использования в практике нового типа способов и инструментов оценивания образовательных результатов:
- разработан и используется в практике ряд контрольно-диагностических процедур для оценки некоторых предметных умений и метапредметных достижений для части предметов и классов;
- разработана модель предметных умений и метапредметных достижений учащихся начального и основного уровней образования;
- педагоги Гимназии осваивают и внедряют в собственную практику техники внутриклассного оценивания, выделяя наиболее продуктивные в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- появились образцы и пробы использования и предъявления данных формирующей оценки ученикам, родителям, учителям и администрации;
- оформлены, для предъявления опыта, отдельные методические разработки уроков, занятий, презентации, мастер-классы, направленные на изменение практики педагогов в области оценки образовательных результатов и вслед за этим изменение работы педагогов и администрации гимназии с результатами оценочных процедур;
- в Гимназии сложилась творческая группа педагогов, успешно развивающая внутриклассное оценивание и предъявляющая свой опыт профессиональному сообществу на муниципальном и региональном уровне.
2. Основная идея/суть/базовый принцип практики.
Ключевая идея, лежащая в основании внутренней системы оценки качества образования в Гимназии, связана с принципами «поддерживающего» оценивания: новые практики оценивания позволяют получать данные, которые могут использоваться для поддержки образовательного продвижения ученика, поддержки профессионального развития педагога, проектирования развития образовательной организации в целом. Сущность внутриклассного (формирующего) оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в обучении. Обеспечение качества школьного образования напрямую связано с технологиями организации и проведения оценивания учебных достижений школьников, обусловливающими его информативность, направленность на постоянное улучшение результативности обучения.
3. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.
Подход – развивающий/поддерживающий к использованию результатов анализа и интерпретации данных оценки в рамках ВСОКО (Рябинина Л.А.). Технология – формирующего оценивания (Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие.– М.: Логос, 2010.), Использование практик на основе критериального оценивания.
Методы оценки: наблюдение, проектирование, тестирование, творческий отчет, эксперимент для включения обучающихся в процесс оценивания образовательных результатов.
Формы оценки (по разным основаниям): Самооценка, взаимооценка, совместное оценивание, партнёрское оценивание, экспертная оценка. Индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Персонифицированная, неперсонифицированная оценка.
Разнообразие форматов получения обратной связи в рамках технологии формирующего оценивания (например, Лист обратной связи, Лист продвижения по уроку, Лист самооценки, недельные отчеты, рефлексивные техники, портфолио, письмо ученику и др.). Выбор форматов получения обратной связи остается не только за учителем, но и за командой педагогов, работающих в одной параллели классов, как элемент системной работы коллектива в области выращивания оценочной самостоятельности и ШСОКО.
4. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика.
В ходе реализации практики педагоги Гимназии отмечают следующие положительные изменения в своей профессиональной компетенции (по результатам анкетирования педагогов в конце 2018 года):
- происходит осмысление и понимание целей преобразования процесса преподавания в условиях реализации ФГОС - как изменить (улучшить) качество учения;
- активное внедрение в собственную практику технологий оценивания, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования;
- освоение и введение в практику наиболее эффективных оценочных методик, приемов для совершенствования работы с результатами оценочных процедур;
- освоение практики критериального, рефлексивного оценивания позволяет более осознанно выстраивать процесс обсуждения с учащимся его траектории познания и развития;
- возможность адекватно и в контексте ситуаций на уроках пересматривать методы и технологии обучения в зависимости от изменения результата учеников;
- возможность использовать в процессе преподавания приёмы и методы, которые могут научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных образовательных результатов.
В ходе реализации практики учащиеся Гимназии отмечают следующее (данные по итогам анкетирования и собеседования с учащимися в конце 2018 года):
- повышение учебной мотивации и ответственности за результаты собственной учебной деятельности, акцент на прогресс и достижения;
- расширение собственных представлений о достижениях, возможность точно оценить границы своего знания/незнания;
- постоянная включённость в процесс оценивания собственных образовательных достижений, регулярность получения обратной связи, получение от учителя комментариев, рекомендаций, советов по поводу образовательной деятельности;
- снятие страха перед проверочной/контрольной работой на знание/понимание/применение пройденного материала;
- легче стало выстраивать диалог и разные коммуникации, учимся высказывать аргументированное и обоснованное оценочное суждение;
- более доверительные отношения в коллективе класса и между некоторыми учителями;
- могу ставить цели в учебе и планировать действия по улучшению своей работы и дальнейшему продвижению.
В ходе реализации практики родители учащихся Гимназии отмечают следующее (данные по итогам анкетирования и собеседования с родителями в конце 2018 года):
- на родительских собраниях знакомят с особенностями школьной системой оценки качества образования (НОО, ООО, СОО), разъясняют/демонстрируют смыслы и возможные результаты при использовании педагогами техник внутриклассного оценивания для формирования и поддержки заинтересованности учащихся
- повышают уровень компетентного участия родителей в образовательном процессе;
- педагоги, совместно с администрацией проводят обязательные консультации (не менее 1 раза в четверть) для родителей с целью представления объективных данных, обсуждения результатов и выработки совместных действий для поддержки и продвижения каждого ребенка, испытывающего как трудности в обучении, так и показывающего особые успехи;
- педагоги, совместно с администрацией знакомят с объективными критериями оценивания различных видов работ, пригодными для интерпретации, анализа, шкалирования, создания профиля;
- коллектив гимназии предоставляет возможность увидеть не только реальные, но и потенциальные образовательные достижения ребёнка на основе результатов внутренних и внешних оценочных процедур;
- полнота информации для принятия решений при построении образовательной траектории для своего ребёнка, и, при необходимости, оказание ему помощи.
С 2018 года коллектив МБОУ "Гимназия № 91 им. М.В. Ломоносова" реализует программу стажировки КК ИПК по теме: "Практика внутриклассного оценивания". За этот период на стажировке прошли обучение:
- 12 школьных команд в рамках реализации региональных мероприятий государственной программы развития образования для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- 5 школьных команд из образовательных организаций Красноярского края.
Со школьными командами, которые прошли стажировку, команда Гимназии продолжает сотрудничать в режиме консультаций.
5. Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики.
Результат внутриклассного оценивания достаточно трудно измерить и зафиксировать динамику изменений. В рамках ШСОКО заложен ряд оценочных процедур:
- системное (по итогам учебных четвертей и учебного года) собеседование с классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам оценивания образовательных достижений учащихся и выстраивания динамики образовательных результатов;
- анкетирование учащихся и педагогического коллектива;
- мониторинг метапредметных и личностных результатов (в части мотивации, самооценки); - проведение диагностических процедур (краевые диагностические работы (КДР) по читательской грамотности, естественно-научной грамотности, групповому проекту и т.д.; всероссийские проверочные работы (ВПР); национальные исследования качества образования (НИКО) и использование полученных результатов как оценки-поддержки для дальнейшего развития оценочной самостоятельности учащихся, работа с данными индекса образовательных условий (ИОУ) Гимназии, более грамотное, системное планирование своей деятельности учителями с учётом полученных результатов.
Отзывы стажеров (педагогов Красноярского края) – участников стажировки "Практики внутриклассного оценивания" на базе Гимназии (с 2018 года):
- собеседование по вопросам понимания внутриклассного оценивания в практике учителя (предназначение, функции, характеристики, специфика использования, результаты и эффекты);
- отслеживание умения проектировать уроки под разный планируемый результат и подбирать наиболее эффективные способы оценки с учётом возрастных особенностей учащихся и предметной направленности;
- собственная рефлексия педагога по вопросам умения критически оценивать возможности и ограничения в применении различных методов/приёмов внутриклассного оценивания;
- рефлексивная самооценка (с использованием экспертного листа) проведения урока с использованием техник внутриклассного оценивания (включённость учителя и учащихся в процесс оценивания, целесообразность использования учителем тех или иных оценочных техник, эффективность используемых техник на конкретном уроке).
Формальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания педагогического коллектива:
- доля учителей, освоивших и внедривших в собственную практику техники внутриклассного оценивания образовательных достижений учащихся (начальная школа – более 80% , основная и старшая школа – более 50%);
- количество педагогов Гимназии, принявших участие в вебинарах/семинарах/стажировках, проводимых по теме практики (37 человек);
- количество педагогов/образовательных организаций/муниципальных образований, принявших участие в конференциях, форумах, стажировках, которые организует Гимназия по внутриклассному оцениванию (более 120 человек/29 образовательных организаций/22 муниципальных образования);
- количество педагогов – участников муниципальной методической сети, представивших свой опыт на семинарах, конференциях по практике оценивания (более 60 человек);
- увеличение количества запросов педагогов на профессиональное развитие по внутриклассному оцениванию (обучение на курсах ПК – 38 человек).
Формальные/неформальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания ученического коллектива:
- учащиеся могут комментировать оценочные процедуры, включённые в урок;
- учащиеся могут формулировать самостоятельно (вместе с педагогом) критерии оценивания;
- учащиеся могут называть область понимания/непонимания, умений/неумений, и называть деятельность по устранению возникших затруднений.
Формальные/неформальные показатели результативности реализации практики внутриклассного оценивания администрацией Гимназии:
- объективность и полнота информации о реализации ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО;
- не менее 2-х раз в год комплексная работа административной команды со всеми педагогами гимназии, включая посещение администрацией уроков всех учителей с последующим анализом и самоанализом урока с точки зрения грамотности и эффективности использования практик внутриклассного оценивания и достижимости планируемых результатов;
- количество педагогов, повысивших квалификацию на курсах повышения квалификации КК ИПК по вопросам оценивания образовательных достижений учащихся;
- анализ результатов КДР, ВПР, НИКО, их обобщение, подготовка аналитических материалов, выявление профессиональных дефицитов и ресурсов, организация работы для педагогов внутри Гимназии мастерской/творческой группы для решения поставленных задач;
- принятие управленческих решений по результатам оценочных процедур (внешних, внутренних).
Гимназия нацелена на распространение наиболее эффективной практики и имеет достаточно большой опыт по взаимодействию с другими образовательными организациями муниципалитета и региона, имеющими наработки в области оценки образовательных достижений обучающихся, которые принимают активное участие в проводимых Гимназией семинарах, конференциях, по представлению и собственного опыта реализации оценочных практик.
На базе Гимназии в течение трёх лет успешно функционирует городская творческая группа, в рамках работы которой учителя начальных классов и учителя-предметники образовательных организаций г.Железногорска ведут продуктивную совместную работу по проблемам внедрения в практику педагогов новых форм оценивания образовательных достижений учащихся. Сегодня участниками группы являются более 60 педагогов двенадцати образовательных организаций г.Железногорска. В ходе совместной деятельности участники творческой группы отмечают следующие положительные изменения в своей педагогической практике:
- происходит осмысление и понимание целей преобразования в рамках реализации ФГОС - как изменить (улучшить) качество образования;
- активное внедрение в собственную практику технологий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования;
- освоение и введение в практику новых оценочных методик, совершенствование работы с результатами процедур поддерживающего оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оценивание знаний учащихся : теория, психология, практика» Анкета для педагогов
Анкета для педагогов...
Практика внутриклассного оценивания по технологии "Интеллект - карта"
В данной работе описана модель "Интеллект - карта", факторы, принятые в расчёт её использования и её практическое применение на уроках биологии. Новизна работы: Интеллект-карта адаптирована ...
Статья "Карта понятий - как инструмент внутриклассного оценивания на уроках технологии»
В данной статье рассматривается одна из техник внутриклассного оценивания "карта понятий" и применение данной техники на уроке технологии в 8 классе....
№332 от 02.09.2019 О реализации элективных курсов, практик в 2019-2020 учебном году
О реализации элективных курсов, практик в 2019-2020 учебном году...
Приказ 332 0т 02.09.2019 o реализации элективных курсов, практик в_2019-2020_уч.году
Реализация элективных курсов по русскому языку и литературе в 2019-20 уч. г. г....
Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов». Региональный атлас образовательных практик Красноярского края
Региональный атлас образовательных практик Красноярского края Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов»...
ПРАКТИКА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Поляков Виталий Игоревич, учитель высшей квалификационной категории (биология), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 232 Адмиралтейского района ...