«Работа над проектом. С чего начать?» (материал для проведения обучающего семинара)
статья

Татьяна Юрьевна Ени

Проектирование в образовании сегодня - привычная практика. Привычной она стала во многом, из-за перехода образования к компетентностной модели обучения. Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций обучающихся (и не только). В данной статье описан подход к проектной деятельности, как к инструменту, помогающему  раскрыть потенциал обучащихся, а также содержит советы по сопровождению проектной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_proektom._s_chego_nachat.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа над проектом. С чего начать?»

(материал для проведения обучающего семинара)

       Проектная деятельность в любом образовательном учреждении строится на основе нормативно-правовой базы, нормативных документов учреждения, внутриучрежденческих локальных актов и распорядительных документов, информационно-методических материалов.

Проектная деятельность в учреждении, в первую очередь, должна быть закреплена в Программе развития учреждения и проводиться системно, на основе нескольких составляющих, которые заключаются в реализации долгосрочных проектов с выходом на все службы учреждения, творческие объединения, на каждого обучающегося и педагога.

  1. «РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?»

Одной из основополагающих характеристик современного человека, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

      Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта.  Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу обучающегося, скажем реферат или доклад. Неудивительно, что подчас у педагогов не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у обучающихся – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы, какова степень участия педагога на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Среди различных видов самостоятельных работ ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только обучающиеся, но и педагоги. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность. 

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

       Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект - это «шесть П»:

1.Проблема.

2.Планирование (проектирование).

3.Поиск информации, анализ полученных данных.

4.Продукт.

5.Презентация.

6.Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Эти «шесть П» можно считать этапами реализации любого проекта. На каждом этапе исполнителей проекта необходимо заинтересовать, внутренне мотивировать на получение запланированного результата.

1 этап. Выявление проблемы. Начиная работу над проектом, стараться выдвинуть перед обучающимися такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Например, проблема сохранения хвойных лесов, поначалу обучающихся может не привлечь, но, если её рассмотреть с точки зрения использования елей и пихт для новогоднего убранства городов и украшения жилища, и выяснить, что ель до 1 метра растет 2,5 года, подсчитать возраст деревьев, которые устанавливают на площадях городов. Может зародиться план проекта «Хвойные леса – легкие планеты».

2 этап. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов, обучающихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; постановка цели и задач, планирование дальнейших действий.

3 этап. Поиск информации, анализ полученных данных.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности. Ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, обменивается ею с другими обучающимися. Получает сведения из специальной литературы, интернета, после чего анализирует и интерпретирует полученные данные.

При реализации проекта педагог продолжает наблюдать за размышлением обучающихся. Участники проекта самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас, открывая для себя много нового, интересного, неизвестного.

Главная задача руководителя проекта на данном этапе заключается в том, чтобы у участников проекта не пропал интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату деятельности. Поэтому через совместные обсуждения, беседы следует стараться спровоцировать вопросы, дать возможность исполнителям проекта найти новые методы и формы получения информации.

Кроме того, педагог консультирует обучающихся, по мере необходимости, предлагает какую информацию исключить, или, наоборот, добавить. И, самое главное, руководителю необходимо стараться создавать атмосферу взаимного уважения, сотрудничества и поддержки среди участников всего проекта.

4 этап. Продукт.

Продукт, это этап, где осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Все участники проекта систематизируют полученные данные, объединяют всю информацию в единое целое, и выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это могут быть: круглый стол, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей, презентация в интернете, памятки, буклеты и т.д.

5 этап. Презентация.

Заключительный этап можно провести в любой форме. Это может быть презентация, в ходе которой обучающиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовке к презентации, у обучающихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Важным этапом формирования у обучающихся интереса к проведенному исследованию является публичная защита полученных результатов. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый участник проекта представляет не только полученные результаты и выводы, но и описывает приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация, демонстрирует приобретенные знания и умения, рассказывает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Педагог тем временем старается объяснить обучающимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Доклад сопровождался мультимедийной презентацией.

Работая над проектом, мы, педагоги, не должны забывать, что основными критериями успешности является удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

6 этап. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Но лучше всего все материалы оформить в виде проектной работы (демонстрация своей работы).

Таким образом, метод проектов способствует:

  • актуализации знаний, умений и навыков обучающихся, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;
  • стимулирует потребность обучающихся в самореализации, самовыражении, творческой общественно-значимой деятельности;
  • способствует процессу сотрудничества обучающихся и педагогов;
  • является технологией, обеспечивающей рост личности, позволяет фиксировать этот рост, вести обучающегося по ступеням роста - от проекта к проекту.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие обучающегося и педагога. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить обучающегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что обучающийся должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что педагог с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Иными словами:

• А1–А2 – если сегодня часть работы обучающийся выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с педагогом (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

• В1–В2 – если сегодня обучающийся всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

• С1–С2 – если сегодня обучающийся самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра обучающийся так и не научится выполнять эту работу.

Поэтому только совместная с педагогом деятельность в ходе работы над проектом даст обучающемуся возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Несколько слов о защите проектов. Важнейшим навыком, который приобретают обучающийся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (обучающийся не укладывается в отведенное время). Чтобы обучающийся смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от педагога или членов творческой проектной мастерской.

Использование средств наглядности

Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

• привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;

• усилить смысл и значение твоих слов;

• проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например:

цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики, диаграммы и т.п.).

Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:

• произвести впечатление;

• заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;

• перегрузить выступление большим объемом информации;

• проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить словами.

Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.

Классификация проектов (по Е.С. Полат[1]):

№ п/п

Наименование

Характеристика

I По предметно-содержательной области:

1.1.

Монопроекты

реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

1.2.

Межпредметные проекты 

выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX–XX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подхода.

II Классификация проектов по характеру контактов:

2.1.

Внутриклассные

-

2.2

Институциональные

-

2.3.

Региональные

-

2.4.

Международные

-

III Классификация проектов по характеру координации:

3.1.

С открытой, явной координацией

в таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).

3.2.

Со скрытой координацией

в таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности участников в своей реальной функции. Он выступает как полноправный участник проекта.

IV Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

4.1.

Практико-ориентированный  проект

проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни группы (класса), образовательного учреждения, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

4.2.

Исследовательский проект 

по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов. Такие проекты требуют четкой структуры, продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки полученных результатов.

4.3.

Информационный проект 

направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: определение предмета информационного поиска – этапы поиска с обозначением промежуточных результатов – анализ собранных фактов и предварительные выводы – корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов и их обобщение – выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

4.4.

Творческий проект 

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).

4.5.

Приключенческие, игровые, ролевые проекты

разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

V Классификация проектов по продолжительности:

5.1.

Мини-проекты 

могут укладываться в 1 академический час. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты). Чаще всего такие проекты имеют место на семинарах.

5.2.

Краткосрочные проекты 

требуют выделения 4–6 учебных занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность – 4 учебных занятия:

1-е: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).

2-е: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.

3-е и 4-е – объединенные занятия: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

5.3.

Недельные проекты 

выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это благодаря глубокому «погружению» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

5.4.

Долгосрочные (годичные) проекты

могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Традиционно проводятся в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.

Проектная деятельность обучающихся

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности обучающегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

         Вам предложены темы проектов по доминирующей деятельности обучающихся. Соотнесите их с классификатором. Подберите соответствующие цели и задачи проекта[2].

Наименование проекта

Тема

Цель, задачи

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

«В подарок природе – реальные дела!»

Цель - привлечение обучающихся к практической деятельности по охране и окружающей среды, воспитание активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. 1.Принять участие в очистке берегов Волги в районе «Павловской рощи» от бытового мусора в рамках городской акции «Чистые берега».
  2. 2.Принять участие в городской акции «Поможем бездомным животным», которая, ежегодно проводится в рамках осенней, весенней недели добра.
  3. 3.Принять участие в городской акции «Покормите птиц зимой», «Пернатая радуга» (изготовление искусственных гнездовий и кормушек, изготовление плакатов по проблемам защиты птиц).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

«Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?»

Цель: определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, интереса к данному жанру фольклора.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме проекта.

2. Провести анкетирование, опрос детей и взрослых по теме.

3. Провести анализ и сделать выводы. Подготовить презентацию работы.

 4. Составить собственный сборник пословиц и поговорок для начальной школы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

«Развивающая игра «Лего» - «за» или «против»?»

Цель: Повышение интереса к развивающей игре «Лего» среди однокурсников учащихся общеобразовательной школы для определения отношения к игре и в дальнейшем её использовании.

Задачи:

1.Изучить историю создания игры «Лего».

2.Провести опрос среди учителей, родителей, учеников начальной школы и однокурсников «Нужна ли развивающая игра «Лего»?».

3.Сделать сообщение для одноклассников «О разновидностях игры Лего».

4.Презентация: «Знакомство с развивающей игрой «Лего».

5.Провести викторину: «Развивающая игра «Лего» для школьников 9-11 лет?».

6.Подвести итог дискуссии и опроса. Сделать выводы по теме: «Развивающая игра «Лего» – «за» и «против»?

ТВОРЧЕСКИЙ

«Собака – друг в доме»

Цель: изготовление швейных изделий для собак (одежда по сезонам, для перевозки в транспорте, подстилка и игрушки). 

Задачи:

1.Ознакомление с породами собак, характером их поведения.

2.Подбор ткани (экология, качество, специфика моделей, эскизы моделей одежды),

3.Снятие мерок, разработка конструкции выкройки для выполнения одежды (скелет, пропорции пород собак, физиология).

4.Технология изготовления одежды для собак (утилитарность, удобство, прочность и т. д.).

5.Подстилка и игрушки для собак (утилитарность, форма, ткань).

6.Ознакомление с рациональным питанием собак и уходом за ними (стрижка, мытье, воспитание и т. д.).

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ,

РОЛЕВОЙ

Проект

«День самоуправления»

Цель проекта: организация нормального процесса функционирования школы в течение одного дня, осуществляемая силами старшеклассников.

Задачи проекта:

1.Способствовать формированию чувства «хозяина» в школе, не формального, а реального.

2.Способствовать развитию инициативности и самостоятельности среди учащихся 8-10 классов.

3.Создать условия, в которых учащиеся 8 - 10 классов вносят вклад в формирование современного уклада в жизни школы.

4.Осуществление профориентационной деятельности, связанной с профессиями работников школы.

5.Включение наибольшего количества учащихся 8-10 классов в реализацию проекта.

6.Развитие коммуникативных качеств учащихся.

Проверка проделанной работы. Обмен мнениями.

  1. ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТОЯЩИХ КОНКУРСОВ ПРОЕКТОВ:

-  Окружной заочный конкурс детских творческих проектов «Мир Увлечений»;

- Городской конкурс проектных работ среди учащихся и воспитанников образовательных организаций города.

Ответы на вопросы.

Подведение итогов семинара.


[1] Евгения Семёновна По́лат  — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования.

[2] Все колонки приведенной таблицы разрезаны на карточки. Участники группы должны составить в правильном порядке данную таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Проведение обучающего семинара по изучению нормативных документов».

Добрый день, уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию мастер – класс,  тема которого «Проведение обучающего семинара по изучению нормативных документов»....

Обучающий семинар « О подготовке и проведении Президентских состязаний»

Обучающий семинар « О подготовке и проведении Президентских состязаний»...

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART Board.

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART BoardВсе Видеоуроки по данной программе, размещены на моем канале YouTube...

Материал к проведению зачетной работы по английскому языку для студентов, обучающихся по специальности "Информационные системы"

Материал к проведению зачетной работы по английскому языку для студентов, обучающихся по специальности  "Информационные системы"...

Приказ 248 о проведении обучающих семинаров

Приказ № 248 от  06.10.2020 "О проведении обучающих семинаров"...

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по алгебре (тестовая контрольная работа ) для обучающихся 7 класса

Контрольно-измерительные материалы для проведения  контроля знаний и умений по алгебре учеников    7 класса...