ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФИЯ ПОСТИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ
статья
Специфика восточной культуры и менталитета состоит в абсолютно практическом отношении к жизни. Поэтому любое восточное Учение — это, прежде всего, практическая система методов и приемов; только затем следует некоторое обобщение и теория (можно сказать, что на Востоке теория вытекает из практики, а не следует параллельно ей, как на Западе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostochnaya_kultura_i_sistemy_samosovershenstvovaniya_cheloveka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФИЯ ПОСТИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ
(статья)
Парамзин А.Р.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школы №219 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Специфика восточной культуры и менталитета состоит в абсолютно практическом отношении к жизни. Поэтому любое восточное Учение — это, прежде всего, практическая система методов и приемов; только затем следует некоторое обобщение и теория (можно сказать, что на Востоке теория вытекает из практики, а не следует параллельно ей, как на Западе). Это сказывается на весьма разнящихся подходах к схожим проблемам и задачам в разных восточных системах (часто разница определялась даже просто географическим положением тех мест, где практиковались те или иные методы); хотя при более детальном рассмотрении оказывается, что речь идет практически об одном и том же, только подходы описаны как бы разным языком. Таким образом, появляется целая область практических исследований (как нам кажется, недостаточно проработанная в науке и практической педагогике) по так называемой интеграции всех известных на сегодняшний день восточных систем в единый разносторонний комплекс, выработке современного подхода к практическому освоению и применению их методов в условиях современного "интер-культурного" мира и достижений научной мысли, а также познания философской базы, как воззрения на мир, отношения и место человека в этом мире и природу самого человека. Для решения указанных выше задач необходимо обратиться непосредственно к истокам…
Традиционно принято считать наиболее древней (и сложной для осмысления современным человеком) индийскую философию со множеством духовных трактатов и сложной системой рангов богов и духов. Много веков назад Патанджали написал трактат "Йога-сутра", в котором изложил практически все теоретические постулаты Учения Йоги (санскрит. - "освобождение, единение"), системы психофизических практик, направленных на развитие эффективных способов мышления, разнообразных возможностей интуитивно-чувственного восприятия окружающего мира, саморегуляции психофизического состояния. Овладение полным контролем над собственным телом и его физиологией, при этом, было самой первой и низшей ступенью. Затем следовали разделы Йоги, где упор делался на работе по развитию психических возможностей. В итоге йог должен был достичь такого состояния сознания (и уровня владения собой), когда наступало самадхи, или состояние просветления, и он мог выйти на совершенно иной уровень реальности жизни и даже достичь состояния абсолютного слияния с "божественным уровнем бытия" — нирваны. Для йогов был характерен уход от мирской, суетной жизни, уединение в горах, уход от интенсивного общения с людьми, хотя по документам, написанным еще на санскрите, можно обнаружить и раздел так называемой боевой Йоги, что подчеркивает всестороннюю направленность этой системы.
Времена, однако, менялись, и подходы учителей Йоги также менялись. Такие современные учителя как Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Б.К.С.Айенгар и др., а также западные (и российские в т.ч.) последователи Йоги полностью изменили отношение мира к этой системе, раскрыли, донесли древние знания до современного человечества, сделали эту систему доступной не только для избранных.
Китайская культура также весьма древняя. Помимо разнообразных отдельных методов именно в Китае сформировалось такое социокультурное явление как Ушу ("способ остановить оружие" - досл.). Это и боевое искусство, и разнообразные методы сохранения здоровья, и способы духовных достижений ("расширение сознания", "очищение ума" и т.п.). Глобально весь "мир" Ушу можно разделить на две ветви: даосское направление и буддийское.
Самые древние методы саморегуляции и психофизического совершенствования мы находим у даосов, последователей духовно-религиозного Учения о "срединном", гармоничном Пути Неба (Вселенной), которые стремились путем разнообразных практик достичь духовного и физического бессмертия (надо сказать, добившись на этом пути значительных результатов). Практически все так называемые "внутренние стили", или школы, известные сегодня в Китае, Гонконге, других странах Юго-Восточной Азии, берут начало в даосских практиках.
Другой ветвью практик саморегуляции и боевых искусств является буддийская. Прародиной ее считается легендарный монастырь Шаолинь, а прародителем — индийский проповедник буддизма и основатель Дзэн-буддизма (Чань-буддизма) Бодхидхарма, который принес в Китай не только новое духовное Учение и целый ряд психофизических практик и упражнений. То есть, можно говорить об индийском влиянии и на китайскую культуру как в целом, так и на развитие психофизических методов и практик.
Ушу стало и базовой основой при становлении других видов боевых искусств повсеместно в странах Юго-Восточной Азии (Корее, Японии, Таиланде, Бирме, Вьетнам). Фактически в других странах добавлялся лишь местный колорит, особенности того или иного сословия общества, для которого разрабатывалась система (скажем, в Японии: каратэ — для окинавских простолюдинов-крестьян, Айкидзюцу — для самураев). Однако каждая такая система интересна сама по себе, обязательно несет что-либо новое, неповторимое, потому для практикующего педагога непосредственное знакомство (хотя бы обзорное) с различными видами боевых искусств мы считаем совершенно необходимым.
В середине ХХ-го века японский мастер Морихэй Уэсиба создал совершенно новое по своей сути боевое искусство — Айкидо. Использовав лучшие для своего времени технические разработки всех известных ему японских и китайских стилей, он создал искусство, тем не менее, ставящее перед собой совершенно "нетрадиционные" цели: путем обучения гармоничным способам динамического взаимодействии партнеров на татами сформировать в сознании людей идею и способ бесконфликтного, гармоничного сосуществования и взаимодействия между собой в повседневной жизни. То есть это была уже психологическая и духовная цель. Появление Айкидо становится революцией в мире боевых искусств. До сих пор не утихают споры между противниками и сторонниками идеи М.Уэсибы, хотя при ближайшем рассмотрении все восточные духовные Учения как раз и говорят о способах достижения гармонии человека с окружающим миром, Вселенной и себе подобными. Поэтому мы особенно подробно рассматриваем Айкидо, как духовную и принципиально-техническую вершину боевых искусств.
При сравнительном анализе различных традиционных ВОПС, при всем разнообразии трактовок и подходов, можно выделить всего несколько общих, но глобально значимых для восточного мировоззрения постулатов, или даже идей:
- весь мир, вся Вселенная — это энергия, некая объективно существующая субстанция, которая при определенных условиях становится материально ощутимой: жидкой, твердой, газообразной материей, также присутствует в нематериальной форме в каждом живом существе (энергия жизни, Прана, Ци, Ки, психическая энергия);
- человек — также сгусток энергии, в нем присутствует психическая энергия (душа), психическая энергия человека формирует его сознание, как уникальное свойство и характеристику его природы;
- в сознании человека имеется так называемая "область концентрации", некое подобие психической точки опоры, из которой человек самостоятельно может управлять состоянием своего тела, организма, своим восприятием внешнего мира, мышлением;
- поскольку человек также имеет энергетическую природу, он является частью мира — неотъемлемой и равноправной, наряду с другими существами, поэтому человек также несет ответственность за все свои поступки в отношении мира и других существ (закон ответственности), уровень развития способностей и возможностей человека напрямую зависит от его уровня этичности отношения к себе, другим существам, миру в целом, или по-другому, от уровня любви в его душе, и никакой успех — в любом виде практики — невозможен при недостаточном развитии души (закон соответствия);
- любая истинная практика, развитие любых способностей и достижение каких-либо положительных результатов начинается с работы человека (ученика) над самим собой, над качествами своей души, мировоззрением и мироотношением — в противном случае человек уничтожит сам себя физически или психически (закон гармонии развития или закон эволюционного развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Образовательная практика учебного предмета "Физическая культура" в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: целостность процесса обучения на основе интегрирования базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, адаптации приобретённых учащимися ЗУН...
Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.
Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....
Философия культуры. Россия в диалоге Западной и Восточной культур
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...