Родительское собрание в 5 классе Тема: «Особенности семейного воспитания»
материал
Родительское собрание в 5 классе
Тема: «Особенности семейного воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_semeynogo_vospitaniya.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 5Б классе
Тема: «Особенности семейного воспитания»
Цели: Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
1.Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
2.Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
3. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
4. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
5. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. родители в ходе собрания
1.Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей.
2.Узнают о том, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с ними.
3.Познакомятся с тем, что можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье.
Ход собрания
Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания, воспитанию любовью.
Слайд – 1.
Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания, воспитание любовью.»
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно самое надежное средство, цементирующие семейный очаг - это любовь.
Слайд –2.
Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
- Уважаемые родители, я хочу вам рассказать одну притчу о Путнике Вечности
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он. Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Слайд -3.
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
В семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар, поэтому берегите своё ненаглядное солнышко!
Слайд-4.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему? Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана <Рисунок 2>).
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?(При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. <Рисунок 3>)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Слайд-5.
Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой ценностью и для родителей, и для детей. Но именно в силу того, что она так важна, очень трудно смириться с ее отсутствием или недостатком, как детям, так и родителям. Это может привести к серьезным искажениям: агрессию по отношению к собственным детям родители выдают за любовь, а дети принимают эту подмену за чистую монету, как будто это и есть подлинная родительская любовь, а потом переносят этот опыт и в свою жизнь.
Слайд – 6.
Какая же бывает родительская любовь ?
Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
Слайд-7.
Верное средство испортить ребёнка….
Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Слайды – 8.
Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3)«Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи».
- Ребенок обожаем, любим
- Любая прихоть ребенка – закон
- Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
- Растет капризным, своевольным эгоистом
- Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
- Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
- Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
- Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
- Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
- Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
- Ребенок предоставлен сам себе
- Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
- Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
- Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
- Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
- Внушают лишь подчинение
- Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
- Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
- На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
- Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
- Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
- Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
- Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
- Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
- Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
- Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
- Ждет сочувствия и сострадания от всех
- С трудом приспосабливается к действительности
Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).
Слайд – 9.
Итак, первая родительская обязанность состоит в том, чтобы дети чувствовали себя любимыми. А вторая родители должны быть для детей авторитетом и воспитывать их с любовью.
А как дать им знать, что вы их любите?
Итак, только в том случае, если ребенок знает, что он безусловно любим своими родителями, отец или мать могут оказать на него то или иное влияние. Никогда не будут лишними слова, что вы любите своего ребенка. Когда ребенок слышит слова «Я люблю тебя», он чувствует себя боле защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. Кроме слов о любви, ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь на самом деле: в поступках, в поведении, в ваших делах.
Есть три основных способа регулярно показывать своим детям, что вы их любите:-«контакт любящих глаз», физический контакт, безраздельное внимание.
Слайд-10.
Что такое «контакт любящих глаз»?
Благодатная сила любви передается именно посредством зрительного контакта, когда мы смотрим глаза в глаза. Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете учитывать зрительный контакт как средство выражения любви, тем полней ваш ребенок будет насыщаться любовью. Когда вы любящим взглядом смотрите на ребенка, вы заставляете его ощущать себя ценным и нужным человеком. А этот взгляд дети уже начинают понимать с шести месяцев.
Слайд-11.
Физический контакт.
Легкими прикосновениями, физическим контактом (если это искренне) проявляется безусловная любовь. Обнимать и целовать своих детей - самый чудесный способ давать понять, что его действительно любят.
Слайд-12.
Для того, что бы существовать….
Исследования показали, что младенцев одинаково часто целуют и обнимают как девочек, так и мальчиков. С возрастом (примерно к 8 годам) мальчиков обнимают меньше.
Мальчики, которых часто обнимают, которые получают много других физических контактов, вырастают сильными, мужественными и уверенными в себе, а другие – наоборот, считающими, что их нельзя любить.
Слайд-13.
Самый эффективный способ показывать ребенку, что вы действительно любите его – этобезраздельное внимание. Этот способ требует, чтобы вы регулярно проводили определенное время с сыном или с дочерью.
Безраздельное внимание требует времени, подчас много, иногда оно требует отложить свои дела, когда вашему ребенку понадобится такое внимание. Безраздельное внимание – это время, когда ваше внимание безраздельно принадлежит вашему ребенку.
Ребенок ощущает себя искренне любимым, осознает свою значимость и чувствует заботу, одобрение и уважение с вашей стороны. Он должен получить верную самооценку у вас - своих родителей - в правильном нужном русле.
Итак, чтобы быть хорошим родителем, любящим родителем, требуется много времени. Если родители не будут уделять времени для того, чтобы посидеть с ребенком, послушать его, он начнет все больше времени проводить со сверстниками, искать у них поддержки и одобрения, копировать их поведение.
Слайд -14.
Учитель. Письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям – моим родителям:
- Не давайте пустых обещаний.
- Не придирайтесь ко мне по пустякам.
- Не читайте нотаций.
- Не выбирайте мне друзей.
- Не ругайте и не обзывайте меня.
- Я прошу Вас просто любить меня!!!
Учитель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.
Давайте взглянем на себя со стороны. Здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)
- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.
Слайд-15.
Учитель. Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:
- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?
И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.
Слайд – 16.
Народная мудрость гласит: что посеешь, то и пожнёшь.
Подобно семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И в наших с вами руках –вырастет из этого семечка прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.
Слайд-17.
Материнство и родительская любовь, неразделимые понятия, как для детей, так и для взрослых людей. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь. «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ». Великая фраза. Нелегко конечно, жизнь другая. Но если этой фразой жить, все получиться, не сразу конечно, но обязательно получиться.
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
- Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
- Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
- Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание 9 класс "Психологические особенности в подростковом возрасте"
Психологические особенности в подростковом возрасте...
Родительское собрание "О методах и стилях семейного воспитания"
материал с презентацией для работы с родителями...
родительское собрание 8 класс"Возрастные особенности"
возрастные особенности восьмиклассников...
Конспект родительского собрания "О методах и стилях семейного воспитания"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание. 7 класс. Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».
Родительское собрание. 7 класс.Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».Составитель: Юдахина Т. М.Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни челов...
Родительское собрание 6 класс Наши ошибки в воспитании детей
Тема родительского собрания "Наши ошибки в воспитании детей"Какие ошибки совершают родители, и как их можно решить....
Статья на тему "Особенности семейного воспитания умственно - отсталого ребёнка"
Главная цель данной статьи - убедить читателей в том,что воспитание умственно - отсталого ребёнка наиболее эффективно в тандеме" учитель + семья"...