Статья на тему "Особенности семейного воспитания умственно - отсталого ребёнка"
статья
Главная цель данной статьи - убедить читателей в том,что воспитание умственно - отсталого ребёнка наиболее эффективно в тандеме" учитель + семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_semeynom_vospitanii_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ НА ТЕМУ
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО – ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА»
Автор - учитель класса «Особый ребёнок» Гелуд Наталия Евгеньевна
Никогда и никакие родители специально не готовятся к появлению в семье больного ребенка. Никто никогда не хочет специально, чтобы у них родился больной малыш. И обязательно семья сталкивается с множеством вопросов. К сожалению, из-за чёрствости некоторых врачей встаёт вопрос – оставлять ребёнка дома или написать отказ, отправив его, таким образом, в систему детских домов для детей инвалидов. А так же и другие вопросы. Как учить и растить ребёнка с интеллектуальной недостаточностью? Сможем ли мы быть хорошими родителями? Что мы можем дать нашему малышу? Будет ли он нас понимать и любить? Что скажут родственники, друзья, соседи? Если, на его счастье, малыш остаётся дома, то семья часто сталкивается с проблемой нехватки материала, который бы помог правильно организовать детско-родительские отношения и воспитание. Под час знакомые и друзья крутят у виска, смотрят косыми взглядами, некоторые специалисты навязчиво советуют «избавиться от обузы побыстрее», рассуждая о живом человеке, как о какой то ненужной и забытой игрушке. Другие начинают активно предлагать координаты различных знахарей, лекарей, экстрасенсов. Тем самым часто наносят вред и ребёнку и родителям, помимо этого теряется драгоценное время младенческого, ясельного и дошкольного возраста, которое наиболее чувствительно к реабилитации и медикаментозному лечению. Также это наносит лишнюю эмоциональную и душевную травму родителям, которые и так всё бы отдали, чтобы вылечить своего малыша.
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% — недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.
В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития.
Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния.
Таким образом можно сделать вывод, что главное условие, при котором ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; а также, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким как все. Но если родители будут воспринимать его отличие от других детей как нечто, не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным. проблема особенностей внутрисемейных отношений, имеющих детей с УО, фактически не изучена. Это тёмная сторона. О ней почти не говорят. Однако с этой проблемой сталкиваются практически все семьи с особым ребёнком. Чуть легче приходится родителям, если такой ребёнок приемный, и они знали, когда брали его о проблемах с интеллектом. Но при этом их так же мучают часто те же проблемы, хотя иногда не в такой острой форме.
Можно сделать вывод, что от того как воспринимается появление больного ребенка в семье, зависят сами детско-родительские отношения и будущая жизнь этого ребенка.
Не менее важна и спокойная и доброжелательная обстановка в семье. Когда ребёнок видит, что родители любят не только его, но и друг друга. Когда ребёнок не становится центром земли, от чего сам часто и страдает. Тогда развитие становится намного выше, да и не только развитие, а эмоционально-душевное состояние.
И ещё хотелось бы отметить одно. Самое главное – это безусловная любовь близкого человека, а лучше близких взрослых. Не за что-то, а просто за сам факт своего существования. За то, что это человек. Близкий, родной человечек. Вне зависимости, сколько у него хромосом, какой IQ, какие болезни, пороки развития и т.п. И яркое тому доказательство – это дети с УО, взятые из детских домов. В приёмной семье они особенно расцветают и преображаются. И этот фактор действует сильнее любого лекарства.
Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников.
Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников...
Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...
Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»
Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...
Физическое воспитание умственно отсталых учащихся
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных ум...
Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников
Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятел...
Презентация Роль привычек в воспитании умственно отсталого ребенка
привычка к нервному тику, привычка к инертности, к невниманию, к крику, к неопрятности, к онанизму, привычка к повторению одних и тех же впечатлений и актов, к уклонению от нормальных функций...
Стили семейного воспитания умственно отсталого ребёнка.
Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает опреде...