Работа с опекаемыми детьми
статья
Семья является для ребёнка ближайшим, незаменимым социумом, определяющим в конечном итоге, каким будет влияние на него всех остальных социальных факторов. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_opekaemymi_detmi.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Семья является для ребёнка ближайшим, незаменимым социумом, определяющим в конечном итоге, каким будет влияние на него всех остальных социальных факторов. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время общество особенно заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, но, к сожалению, в последнее время актуальна проблема социального сиротства, выражающаяся не только в увеличении количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов решения этой проблемы, смягчения ее негативных последствий. Социальное сиротство выступает ведущей причиной социального неблагополучия современной России.
В нашей стране существуют различные формы жизнеустройства детей-сирот, к ним относятся: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие в себе элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Говоря, не закреплённым законодательно термином, любая семья, в которую помещается ребёнок – сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, является замещающей семьёй, кроме усыновления.
Так как в МБОУ «СОШ №7 г. Медногорска» основной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, является опека, то мы будем говорить об обучающихся, находящихся под опекой.
Под опекунской семьей в настоящее время понимается ближайшее окружение ребенка-сироты. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.
В Федеральном законе от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве», опека и попечительство трактуются как форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет, несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
В опекунской семье немало проблем, связанных с адаптацией ребенка в семье, с его дальнейшей социализацией, с полноценной реализацией семьей воспитательной функции, необходимостью повышения психолого-педагогической культуры опекунов.
В связи с этим, опекунская семья заслуживает особого внимания со стороны социального педагога. Для решения возникающих проблем в опекунских семьях необходима специальная подготовка, способствующая созданию лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защите её прав и интересов. Для наибольшей эффективности своей деятельности социальному педагогу необходимо владеть различными формами и методами работы с опекунскими семьями.
Целью моей работы с семьёй, где воспитываются дети, находящиеся под опекой является создание благоприятных условий для жизни и здоровья ребёнка, находящегося под опекой, для успешной его социализации путём оказания помощи семье в решении возникающих проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Знакомство с опекунами, установление доверительных отношений. Сбор необходимой информации о семье, воспитывающей ребёнка, находящегося под опекой (информация о членах семьи, обстоятельствах, при которых ребёнок оказался без попечения родителей и пр.).
- Анализ, отбор и систематизация информации, создание базы данных семей класса, воспитывающих детей, находящихся под опекой.
- Контроль за исполнением обязанностей опекунов по воспитанию и обучению опекаемого/подопечного ребёнка.
- Взаимодействие с органами социальной защиты населения Гордеевского муниципального района органами Опеки и попечительства КДН и ЗП, ПДН по вопросам оказания помощи семьям, воспитывающим детей, находящихся под опекой.
Работа с семьёй опекаемого ребёнка строится на основании таких принципов как:
- Принцип природосообразности.
Данный принцип необходим в моей работе, так как, в первую очередь, мной учитываются индивидуальные и возрастные особенности опекаемых детей и их опекунов. Зачастую опекуны являются людьми преклонного возраста и во многих случаях возникают конфликтные ситуации на фоне недопонимания между ребёнком и взрослым, именно поэтому в работе с такой семьёй необходимо учитывать возрастные особенности.
- Принцип полисубъектности, который предполагает разностороннее межведомственное взаимодействие для оказания помощи семье, где воспитывается опекаемый ребёнок.
- Принцип диалогичного общения со значимыми другими. Этот принцип предполагает общение между участниками образовательного процесса друг с другом, как с близкими людьми, он позволяет выстраивать доверительные отношения и настраивает на продуктивное взаимодействие.
- Принцип систематичности во взаимодействии с семьёй, который предполагает четкую последовательность действий в работе и рациональный подбор методов и приёмов для работы с семьёй.
- Принцип конфиденциальности.
В своей работе я использую такие методы:
- методы диагностики: опрос, анкетирование, беседа, рассказ, тест;
- методы воспитания: убеждение, положительный пример, содействие, поощрение и наказание, дискуссия, объяснение и др.;
- организационные методы: инструктирование, консультирование, критика, контроль. Основной формой моей работы с опекунской семьёй является посещение семьи на дому (социальный патронаж), позволяющей установить и поддерживать связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем «лежит на поверхности».
Моя деятельность с опекаемыми детьми и их семьями строится следующим образом.
В начале каждого учебного года производится сбор и обработка информации о составе обучающихся класса, их семьях. Я заполняю социальный паспорт, где прописана вся информация по детям.
После обработки полученной информации, организуется знакомство с семьями, в которых воспитываются дети под опекой, происходит отбор необходимой информации для формирования базы данных в классе по опекаемым детям. Затем, до 15 сентября каждого учебного года я подаю сведения социальному педагогу.
База данных обучающихся, находящихся под опекой формируется следующим образом.
После получения необходимой информации об обучающемся и его семье, формируется пакет документов, в который входит, помимо личного дела, характеристика на обучающегося и его семью; в ОУ утверждается план работы классного руководителя; акты изучения жилищно-бытовых условий подопечного; протоколы бесед с обучающимся, его семьёй; ведомости успеваемости за каждую четверть и год, собираются в папку классного руководителя и соц.педагога.
Таким образом, работу с опекаемыми детьми можно представить так:
- Составление плана работы с каждым ребёнком и его семьёй в начале учебного года или при зачислении ребёнка в ОУ.
- Изучение ЖБУ семьи (не реже, чем 1 раз в четверть).
- Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания и обучения.
- Наблюдение во время учебных занятий за опекаемыми с целью получения информации о наличии у них необходимых учебных принадлежностей, о работе на уроке, дисциплине и взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
- Два раза в год подготовка документации для органов опеки и попечительства (справки, подтверждающие обучение ребёнка в школе, характеристика на ребёнка).
- Вовлечение опекаемых детей в работу кружков, внеурочных занятий и секций.
- Работа с опекунами на родительских собраниях (помощь в подготовке к ГИА, помощь в осуществлении межведомственного взаимодействия и пр.).
- Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов.
- Работа с обучающимися по профилактике правонарушений, и пропусков учебных занятий без уважительных причин.
Исходя из вышесказанного, видно, что ведётся работа по организации досуга обучающихся, находящихся под опекой. Таким образом, опекаемые дети находятся в центре внимания не только во время образовательного процесса в школе, но и во внеурочной деятельности.
Подводя итог данной работы, считаю важным отметить, что с опекунами у меня сложились доверительные отношения, все они с удовольствием сотрудничают со школой, обращаются за помощью, регулярно поддерживают связь по телефону. Считаю, что главная цель моей деятельности реализуется успешно, т.к. основная задача (установление контакта с семьёй) достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школы с опекаемыми детьми
Одной из важнейших проблем является социальное неблагополучие семей. Проблемы с которыми сталкиваются дети, нередко приводят в лишени...
Работа социального педагога с опекаемыми детьми
Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...
План работы с опекаемыми детьми в МБОУ "СОШ№5"
Документ содержит план работы с опекаемыми детьми в МБОУ "СОШ №5"...
План работы с опекаемыми детьми
План работы с опекаемыми детьми...
Работа с трудными детьми, состоящими на учёте с семьями льготных категорий (многодетные, опекаемые, состоящими на различных видах учёта)
Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета. Координационный план работы классного руководителя с детьми, состоящими на различных видах учёта...
План работы с опекаемыми (подопечными), приёмными детьми
Содержание работыс опекаемыми (подопечными), приёмными детьми...
Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении
Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении...