Работа с опекаемыми детьми
статья

Семья является для ребёнка ближайшим, незаменимым социумом, определяющим в конечном итоге, каким будет влияние на него всех остальных социальных факторов. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_opekaemymi_detmi.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Семья является для ребёнка ближайшим, незаменимым социумом, определяющим в конечном итоге, каким будет влияние на него всех остальных социальных факторов. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время общество особенно заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, но, к сожалению, в последнее время актуальна проблема социального сиротства, выражающаяся не только в увеличении количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов решения этой проблемы, смягчения ее негативных последствий. Социальное сиротство выступает ведущей причиной социального неблагополучия современной России.

В нашей стране существуют различные формы жизнеустройства детей-сирот, к ним относятся: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие в себе элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Говоря, не закреплённым законодательно термином, любая семья, в которую помещается ребёнок – сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, является замещающей семьёй, кроме усыновления.

Так как в МБОУ «СОШ №7 г. Медногорска» основной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, является опека, то мы будем говорить об обучающихся, находящихся под опекой.

Под опекунской семьей в настоящее время понимается ближайшее окружение ребенка-сироты. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

В Федеральном законе от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве», опека и попечительство трактуются как форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет, несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В опекунской семье немало проблем, связанных с адаптацией ребенка в семье, с его дальнейшей социализацией, с полноценной реализацией семьей воспитательной функции, необходимостью повышения психолого-педагогической культуры опекунов.

В связи с этим, опекунская семья заслуживает особого внимания со стороны социального педагога. Для решения возникающих проблем в опекунских семьях необходима специальная подготовка, способствующая созданию лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защите её прав и интересов. Для наибольшей эффективности своей деятельности социальному педагогу необходимо владеть различными формами и методами работы с опекунскими семьями.

Целью моей работы с семьёй, где воспитываются дети, находящиеся под опекой является создание благоприятных условий для жизни и здоровья ребёнка, находящегося под опекой, для успешной его социализации путём оказания помощи семье в решении возникающих проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Знакомство с опекунами, установление доверительных отношений. Сбор необходимой информации о семье, воспитывающей ребёнка, находящегося под опекой (информация о членах семьи, обстоятельствах, при которых ребёнок оказался без попечения родителей и пр.).
  2. Анализ, отбор и систематизация информации, создание базы данных семей класса, воспитывающих детей, находящихся под опекой.
  3. Контроль за исполнением обязанностей опекунов по воспитанию и обучению опекаемого/подопечного ребёнка.
  4. Взаимодействие с органами социальной защиты населения Гордеевского муниципального района органами Опеки и попечительства КДН и ЗП, ПДН по вопросам оказания помощи семьям, воспитывающим детей, находящихся под опекой.

Работа с семьёй опекаемого ребёнка строится на основании таких принципов как:

  1. Принцип природосообразности.

Данный принцип необходим в моей работе, так как, в первую очередь, мной учитываются индивидуальные и возрастные особенности опекаемых детей и их опекунов. Зачастую опекуны являются людьми преклонного возраста и во многих случаях возникают конфликтные ситуации на фоне недопонимания между ребёнком и взрослым, именно поэтому в работе с такой семьёй необходимо учитывать возрастные особенности.

  1. Принцип полисубъектности, который предполагает разностороннее межведомственное взаимодействие для оказания помощи семье, где воспитывается опекаемый ребёнок.
  2. Принцип диалогичного общения со значимыми другими. Этот принцип предполагает общение между участниками образовательного процесса друг с другом, как с близкими людьми, он позволяет выстраивать доверительные отношения и настраивает на продуктивное взаимодействие.
  3. Принцип систематичности во взаимодействии с семьёй, который предполагает четкую последовательность действий в работе и рациональный подбор методов и приёмов для работы с семьёй.
  4. Принцип конфиденциальности.

В своей работе я использую такие методы:

  • методы диагностики: опрос, анкетирование, беседа, рассказ, тест;
  • методы воспитания: убеждение, положительный пример, содействие, поощрение и наказание, дискуссия, объяснение и др.;
  • организационные методы: инструктирование, консультирование, критика, контроль. Основной формой моей работы с опекунской семьёй является посещение семьи на дому (социальный патронаж), позволяющей установить и поддерживать связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем «лежит на поверхности».

Моя деятельность с опекаемыми детьми и их семьями строится следующим образом.

В начале каждого учебного года производится сбор и обработка информации о составе обучающихся класса, их семьях. Я заполняю социальный паспорт, где прописана вся информация по детям.

После обработки полученной информации, организуется знакомство с семьями, в которых воспитываются дети под опекой, происходит отбор необходимой информации для формирования базы данных в классе по опекаемым детям. Затем, до 15 сентября каждого учебного года я подаю сведения социальному педагогу.

База данных обучающихся, находящихся под опекой формируется следующим образом.

После получения необходимой информации об обучающемся и его семье, формируется пакет документов, в который входит, помимо личного дела, характеристика на обучающегося и его семью; в ОУ утверждается план работы классного руководителя; акты изучения жилищно-бытовых условий подопечного; протоколы бесед с обучающимся, его семьёй; ведомости успеваемости за каждую четверть и год, собираются в папку классного руководителя и соц.педагога.

Таким образом, работу с опекаемыми детьми можно представить так:

  1. Составление плана работы с каждым ребёнком и его семьёй в начале учебного года или при зачислении ребёнка в ОУ.
  2. Изучение ЖБУ семьи (не реже, чем 1 раз в четверть).
  3. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания и обучения.
  4. Наблюдение во время учебных занятий за опекаемыми с целью получения информации о наличии у них необходимых учебных принадлежностей, о работе на уроке, дисциплине и взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
  5. Два раза в год подготовка документации для органов опеки и попечительства (справки, подтверждающие обучение ребёнка в школе, характеристика на ребёнка).
  6. Вовлечение опекаемых детей в работу кружков, внеурочных занятий и секций.
  7. Работа с опекунами на родительских собраниях (помощь в подготовке к ГИА, помощь в осуществлении межведомственного взаимодействия и пр.).
  8. Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов.
  9. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений, и пропусков учебных занятий без уважительных причин.

Исходя из вышесказанного, видно, что ведётся работа по организации досуга обучающихся, находящихся под опекой. Таким образом, опекаемые дети находятся в центре внимания не только во время образовательного процесса в школе, но и во внеурочной деятельности.

Подводя итог данной работы, считаю важным отметить, что с опекунами у меня сложились доверительные отношения, все они с удовольствием сотрудничают со школой, обращаются за помощью, регулярно поддерживают связь по телефону. Считаю, что главная цель моей деятельности реализуется успешно, т.к. основная задача (установление контакта с семьёй) достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школы с опекаемыми детьми

             Одной из важнейших проблем является социальное неблагополучие семей. Проблемы с которыми сталкиваются дети, нередко приводят в лишени...

Работа социального педагога с опекаемыми детьми

        Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...

План работы с опекаемыми детьми в МБОУ "СОШ№5"

Документ содержит план работы с опекаемыми детьми в МБОУ "СОШ №5"...

План работы с опекаемыми детьми

План работы с опекаемыми детьми...

Работа с трудными детьми, состоящими на учёте с семьями льготных категорий (многодетные, опекаемые, состоящими на различных видах учёта)

Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета. Координационный план работы классного руководителя с детьми, состоящими на различных видах учёта...

План работы с опекаемыми (подопечными), приёмными детьми

Содержание работыс опекаемыми (подопечными), приёмными детьми...

Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении

Роль социального педагога в работе с опекаемыми детьми в общеобразовательном учреждении...