Педагогический проект в детском саду на тему: «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие»
проект
Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 4 - 5 лет.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_v_detskom_sadu_na_temu.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в детском саду на тему: «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие»
Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 4 - 5 лет.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.
У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.
В связи с этим первостепенной задачей является, формирование
нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.
Чтение — не только развлечение, но и обучение и несет в себе следующие воспитательные задачи:
- формирование нравственных эталонов (норм поведения);
- воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.);
- формирование осуждения и неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жестокость, трусость).
Эти задачи сформированы на основе изменившихся возрастных особенностей детей.
На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.
На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи.
(На пятом году жизни) начинается новая стадия литературного развития ребёнка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
К. И. Чуковский
У дошкольников в средней группе, при всей их взрывной и неуёмной энергии, бывают периоды тишины и покоя. Опытный воспитатель использует эти моменты как для чтения художественной литературы, так и для выражения впечатлений от прочитанного при помощи разных видов творчества. Дети могут слепить или нарисовать полюбившегося героя, разукрасить готовую бумажную форму (сарафан для Машеньки, тарелочку для Мишутки), изготовить поделку в подарок (корону, корзинку, стульчик, лодочку, домик).
Следует поощрять желание детей театрализовать услышанные произведения. Для этого в уголке театрализованной деятельности должны присутствовать всевозможные атрибуты: косынки, маски, шапочки, разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр рукавичек, бибабо).
В каждой группе должен быть оборудован уголок книги, который постоянно обновляется в соответствии с сезоном и событиями общественной жизни. Необходимо также вести систематическую работу по пропаганде чтения в семье. Для этого в раздевалке размещают стенд с информацией о рекомендованной для данной возрастной группы литературе, советы по организации чтения дома, примеры бесед по произведениям и т. п.
Чтение — важный инструмент приобщения детей к культурному богатству своего народа, средство всестороннего развития и духовного воспитания малышей. Продуманное, правильно спланированное и грамотно проведённое занятие по чтению в средней группе принесёт большую пользу, подготовит детей к восприятию более сложных текстов в старших группах и школе, послужит средством развития речи и эстетического восприятия, расширит кругозор ребёнка.
Объект исследования – процесс формирования морально-этических норм у детей 5 года жизни.
Предмет исследования – специфика технологии формирования морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта - воспитание в дошкольниках морально-этических норм в процессе изучения художественной литературы.
Задачи:
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;
- формировать первичные представления о добре и зле;
- развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к окружающим людям;
- учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать к совершению добрых поступков.
- развивать умения высказывать свою точку зрения;
- расширять запас вежливых слов;
Ожидаемый результат:
- повышение уровня нравственной культуры воспитанников и родителей;
- воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому и предметному миру;
- использование в речи вежливых слов;
- бережное отношение к книгам;
- обращение к сотрудникам ДОУ по имени и отчеству.
Работа с родителями
- Консультации:
«Причины плохого настроения»
- Рекомендации для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью».
- Акция «Полечи книжку» (ремонт книг дома с детьми).
- Изготовление книжек-самоделок со сказкой о доброте.
- Чтение художественной литературы детям.
Работа с детьми
- Рассматривание книг, иллюстрации, плакатов;
- Беседы;
- Настольно - дидактические игры;
- Игры творческого характера
Чтение художественной литературы:
За основу была взята книга Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения». Сама сказка «Не буду просить прощения» побуждает в детях самые теплые чувства к родным и близким. «Машины сказки» дают уроки вежливости, доброты и терпения. По одной из «Машиных сказок», а именно «Сказка о невоспитанном мышонке» была проведена ООД.
Также в режимных моментах (в свободное от занятий время и перед сном) были прочитаны следующие произведения:
В. Степанов «Уроки вежливости»,
С. Маршак «Друзья-товарищи»,
В. Голяховский «Что за слово»,
Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,
А. Барто «Вовка добрая душа»,
Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
Образовательные области | Совместная деятельность педагога с детьми |
Познавательное развитие | НОД: «Правила вежливости» НОД: Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей». Беседы: «Давайте познакомимся»; «Доброе утро»; Двигательная, игровая, художественная деятельность: настольно – печатные игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Азбука настроений», «Цветик-семицветик». Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за покупками», «Поездка в автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости». Коммуникативная деятельность: Заучивание пословиц: «Добрые слова дороже богатства», «Ласковое слово лечит». Беседы по теме: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова – почему они волшебные», «Правила дружбы». ООД «Вежливость» (по сказке С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке») |
Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание песен: «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной». Настольный театр «Репка» |
Речевое развитие | В. Степанов «Уроки вежливости», С. Маршак «Друзья - товарищи», В. Голяховский «Что за слово», Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», В.Осеева «Волшебное слово», Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково». |
Цель: Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Задачи:
- учить детей правилам речевого этикета;
- учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, коммуникативные навыки, мышление;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Предполагаемый результат:
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- дети умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
- дети умеют регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
- умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Предварительная работа:
- чтение стихов и рассказов о вежливости, разучивание стихов, отгадывание загадок;
- знакомство с Д/и: «Не сердись, улыбнись», «Поссорились – помирились»,
- Х/и: «Лавата», «Если нравиться тебе…»
- разучивание песни «Песенка друзей» ;
- рассматривание иллюстраций «Хорошо – плохо»;
- просмотр мультфильмов «Жадина»; «Кот Леопольд»
Сотрудничество с семьёй:
- семейные рисунки «Веселый человечек»;
- родительское собрание: «С чего начинать воспитание культуры?»;
- консультация: «Если ребенок не здоровается…», «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»,
- памятки для родителей: « Как помочь ребёнку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»,
Взаимодействие со специалистами:
- Развлечение «Если добрый ты…»
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков «Веселый человечек», выставка книг «Добрая книга», фотографии развлечения, изготовление макета «Волшебный цветок».
План реализации проекта:
Вид деятельности: НОД «Вежливые слова»
Результат: Знания детей об этических правилах поведения, употребление в речи вежливых слов.
Форма результата: Конспект занятия, «Цветок добра».
Вид деятельности: Выставка книг «Добрая книга»
Результат: Воспитание чувства доброты, любви уважения к окружающему миру, окружающим людям.
Форма результата: Выставка
Вид деятельности: Беседы:«Доброе утро» ,«Давайте познакомимся»
Результат: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Форма результата: Конспекты бесед.
Вид деятельности: Показ инсценировки «Кто спасибо потерял?»
Результат: Воспитание желания создавать радостное настроение окружающим.
Форма результата: Творческое выступление
Вид деятельности: Ситуативные игры «Подарок», «Доброе утро»
Результат: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Форма результата: Описание игр.
Вид деятельности: Коммуникативные этюды: «Не сердись – улыбнись», «Поссорились –помирились», «Встреча друзей».
Результат: Знание культуры поведения, общения с людьми.
Форма результата: Фотографии.
Вид деятельности: Д/и: «Продолжи предложение» , «Кто знает больше вежливых слов».
Результат: Воспитание чувства доброты, любви, уважения.
Форма результата: Описание игры.
Вид деятельности: С/р: «Магазин», «У зайчонка день рождения», «Новая кукла»
Результат: Умение использовать средства общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности.
Форма результата: Описание игр.
Вид деятельности: Подвижная игра«Лавата», «Если нравиться тебе»
Результат: Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения.
Форма результата: Описание игр.
Вид деятельности: Изготовление макета «Волшебный цветок»
Результат: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата: Макет.
Вид деятельности: Выставка детских рисунков «Веселый человечек»
Результат: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата: Выставка
Вид деятельности: Развлечение «Если добрый ты»
Результат: Воспитание эмоциональной отзывчивости
Форма результата: Фотографии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...
Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
В своей работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"
Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...
Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...