домоводство 5 класс 2 вариант
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по домоводству представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для школьников с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domovodstvo_5_k_2_v.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Домоводство, 5 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по домоводству представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для школьников с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. В связи с этим, актуальностью программы учебного предмета «Домоводство» является формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
На уроках домоводства используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.
На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта. Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.
Учебный курс домоводства предусматривает следующую структуру:
- Покупки;
- Уход за вещами;
- Обращение с кухонным инвентарем;
- Приготовление пищи;
- Уборка помещений и территории.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Домодство» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IVч. – ч. Всего в год – 17 часов.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
- Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
- Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
- Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
- Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
- Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
- Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
- Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды;
- Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
- Знать и соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Покупки.
- Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
- Нахождение нужного товара в магазине.
- Обращение с кухонным инвентарем.
- Обращение с посудой.
- Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Кухонные принадлежности.
- Обращение с бытовыми приборами.
- Хранение посуды и бытовых приборов.
- Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.
- Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
Приготовление пищи.
- Подготовка к приготовлению блюда.
- Правила гигиены при приготовлении пищи.
- Мытье продуктов.
Уборка помещения.
- Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
- Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели.
- Сметание мусора на полу в определенное место.
- Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола
Уборка территории.
- Сгребание травы и листьев.
6.Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | наглядность | практическая деятельность |
Покупки. | |||||
1 | Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | совершение покупок (игра) | |
2 | Нахождение нужного товара в магазине. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | совершение покупок (игра) | |
Обращение с кухонным инвентарем. | |||||
3 | Обращение с посудой. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | выбор посуды | |
4 | Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | выбор посуды | |
5 | Кухонные принадлежности. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | выбор кухонных принадлежностей | |
6 | Обращение с бытовыми приборами. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | ||
7 | Хранение посуды и бытовых приборов. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | расстановка по местам предметов посуды и бытовых приборов | |
8 | Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | накрывание на стол | |
9 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | накрывание на стол | |
Приготовление пищи. | |||||
10 | Подготовка к приготовлению блюда. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | выбор продуктов | |
11 | Правила гигиены при приготовлении пищи. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | мытьё рук, протирание посуды | |
12 | Мытье продуктов. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | мытьё овощей и фруктов | |
Уборка помещения. | |||||
13 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | уборка мусора со стола | |
14 | Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | вытирание мебели | |
15 | Сметание мусора на полу в определенное место. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | подметание | |
16 | Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | подметание | |
Уборка территории. | |||||
17 | Сгребание травы и листьев. | 1 | предметные и сюжетные картинки, предметы | сгребание листьев |
7. Учебно-методическое обеспечение
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- демонстрационный материал для практических работ.
8. Материально-техническое обеспечение
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
- Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)
Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно в процессе освоении технологических навыков учащиеся получают воз...
Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)
Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики....
Грамматический тест для 8-1 класса вариант 1
Итоговый тест за 3 четверть....
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы.
Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы....
Рабочая программа по домоводству (АООП вариант 2)
Данная рабочая программа разработана на основе:- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного...
Итоговая контрольная работа в 5 классе, Вариант №1 и Вариант №2
Итоговая контрольная работа по математике предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 5-го класса знаний и умений по математике за курс 5 класса в объёме содер...