Гармоничная взаимосвязь традиционной и инновационной технологий на уроках русского языка и литературы
материал
Во все времена актуален вопрос как эффективнее учить детей? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно и систематически преуспевает больше, но есть и другой контингент детей кому надо все объяснить. Как гласит народная мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» и в связи с этим предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-методическая конференция «Филипповские чтения» педагогических работников МО «Баргузинский район» памяти А.Х.Филиппова, заведующего районным отделом народного образования, Отличника народного просвещения РСФСР, заслуженного учителя Бурятской АССР, почетного гражданина с. Баргузин.
Секция
«Совокупность традиций и инноваций как залог результативности образовательного процесса».
Гармоничная взаимосвязь традиционной и инновационной технологий на уроках русского языка и литературы
Рабданова Татьяна Цыденжаповна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ « Баянгольская СОШ».
2020 г.
Автор работы: Рабданова Татьяна Цыденжаповна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Гармоничная взаимосвязь традиционной и инновационной технологий на уроках русского языка и литературы»
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению»
Ян Амос Коменский «Великая дидактика».
Во все времена актуален вопрос как эффективнее учить детей? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно и систематически преуспевает больше, но есть и другой контингент детей кому надо все объяснить. Как гласит народная мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» и в связи с этим предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
На уроках русского языка и литературы есть возможность творить. Каждый урок необходимо разнообразить, постоянно вносить в них элементы поиска, удивления, творчества. Для этого важно умело сочетать традиционные технологии с инновационными технологиями.
Стремясь к обновлению образовательного процесса в школе, мы все чаще отказываемся от традиционных методов работы и пытаемся использовать новые педагогические технологии. У нас есть великолепный опыт великих ученых-педагогов, лингвистов, на труды которых мы опираемся до сих пор. Это технология Ш.А. Амонашвили - личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология);
- технология В.Ф.Шаталова, опорные конспекты Ю.С.Меженко), основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала
- технология С.Н.Лысенковой, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем, технологии уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, групповые технологии.
Именно гармоничное взаимодействие таких технологий может дать весомые результаты. Сегодня мы дополняем свои работу и использованием ИКТ, цифровых инновационных технологий.
Цель:
- развитие личностных качеств;
- сформировать способности по самоусовершенствованию;
- воспитывать самостоятельность;
- научить детей думать, добывать знания, умения и навыки и применять их на практике.
Задачи:
- Создание комфортных условий в процессе обучения и воспитания через применение традиционных и инновационных технологий.
- Повышение интереса к русскому языку и литературе и активности на уроках через нововведения.
- Развитие способностей к критическому мышлению и независимому суждению.
- Научить учиться и совершенствоваться самостоятельно.
- Развивать творческие способности учащихся.
Актуальность:
Одним из основных средств повышения качества образования является освоение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Актуальность этой технологии вижу в необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе. Учитель не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий детей к самостоятельной жизни, чтобы каждый из них смог использовать свои знания, выйдя из школы, чтобы он стал достойным гражданином своей страны.
Самое важное здесь научить детей учиться, чтобы к этому ребенок пришел осознанно, развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.
Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором т творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Свою работу выстраиваю следующим образом:
выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Критериями эффективности личностно-ориентированного урока считаю следующие:
1) Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
2) Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
3) Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
4) Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
5) Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
6) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как
-технологии уровневой дифференциации;
- проблемное обучение
1.1 Технология уровневой дифференциации
Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;
-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Приведу примеры некоторых заданий.
У нас уже есть великолепный опыт наших великих ученых педагогов, лингвистов, чей труд до сих пор помогает нам учить. Это ……
На базе традиционного обучения мы должны найти такие методы и формы обучения и воспитания, которые могли бы отвечать требованиям сегодняшнего времени, где дается возможность детям самим действовать, добывать знания и учиться думать. Каждый урок должен быть полезным для развития ученика и важна конечная цель, что усвоил и как усвоил ученик. Для этого мы сочетаем традиционные технологии с инновационными. От учителя требуется не только умение доходчиво рассказать, но и сделать так, чтобы ученики сами искали ответы на вопросы. Практика показывает, что знания самостоятельно добытые более прочные. Здесь важна и активность ученика, которая дает высокое качество за счет осознанности и самостоятельности.
Критерии и показатели | Инновационные технологии | Традиционные |
Целеполагание | Цель согласуется и обсуждается с учениками | Цель задается учителем |
Характер учебных заданий | Проблемный, поисковый, творческий | Репродуктивный по алгоритму |
Время говорения учит, объясн.учит | сопоставимо | Много меньше |
Активность ученика на уроке | Высказывание своей точки зрения уч-ка на ур., участие в диалоге, дискуссии, формулир. гипотез, предложение своего способа. | Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего хар-ра |
Преобладание стиля общения «учитель-ученик» | Диалогический | Монологический (со стороны учителя) |
Форма пространства учебной деятельности | Урок-исследование, защита презентации, игровой урок, урок-конференция. | Традиционный урок. |
Психологический климат | Положительный, эмоциональный, комфортный | Напряженность, страх |
Рефлексия урока | Присутствует | Отсутствует |
Приемы, методы, технологии | Авторские приемы, новые технологии | Типовые уч. планы |
Как видите, сегодня роль учителя усложняется, но и в то же время облегчает наш труд те самые новые технологии и обогащается большей информацией.
ИКТ (интернет – технологий, интерактивные презентаций, компьютерные программы, интерактивных онлайн-упражнений) дает возможность заниматься в современной среде, которая интересна и привлекательна, они гармонично дополняют традиционные технологии, способствуя познавательной активности, формируя положительную мотивацию, способствуют информационной культуре и формированию универсальных учебных действий.
Без традиционного обучения просто невозможно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Значит, часть заданий требует от ребенка репродукции тех или иных знаний. Мир вступил в новое качество, поэтому и система образования должна найти новые пути. Будущее, конечно же, будет за творческим синтезом традиционного и инновационного парадигмами организации учебного процесса.
Не обучение, а развитие, сотрудничество, диалоговые формы обучения.
Инновационные технологии дополняют традиционные формы обучения гармонично и стимулирует познавательный интерес.
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Для этого важно эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку.
Главная задача учителя – не только дать определенную сумму знаний, но и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни, т.е. дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, уметь мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию творческих способностей.
Поясним, что же понимается под традициями и инновациями в образовании.
Традиции представляют собой выработанные временем идеи, ценности, принципы, методы и средства образовательной деятельности педагогов и обучающихся, которые приобрели статус педагогического наследия.
Инновации – это нововведения, которые обеспечивают качественный рост результатов процесса образования сегодня.
Новый уровень качества российского образования, может быть обеспечен гармоничным сочетанием фундаментальности и практической направленности образовательного процесса и, с другой стороны, вариативностью и гибкостью инновационных методов и форм обучения.
Переходя на инновационную технологию: не теряем ли богатые традиции гуманистической педагогики, которая способствует становлению и совершенствованию личности, не теряем ли значимость межличностного общения ученика и учителя, в ходе которого передаются общекультурный, духовный и нравственный опыт? Способствует ли организация учебного процесса становлению активной позиции учащегося.
Сегодня педагог перестал быть единственным носителем учебной информации, идет массовое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий.
И для того, чтобы традиционное и инновационное в современном образовании были тесно взаимосвязаны и гармонично сосуществовали, необходимо сохранять и культивировать лучшие традиции российского образования, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обогащать образовательный процесс инновациями в соответствии с целями и задачами образования и требованиями нынешнего века (методы Макаренко, Сухомлинского, Шаталова, Ильина и т.д.)
есть место и традициям, и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI века – найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе «глобальной информатизации» не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал Василий Александрович Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Заключение
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
Литература:
. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
Толковый словарь русского языка
Тростенцова Л.А. Урок русского языка на современном этапе. – М., 1998 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
доклад на общешкольной родительской конференции...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...