Учебное занятие " Типы химических реакций"
план-конспект урока (8 класс)

Борина Татьяна Михайловна

Урок-путешествие " Типы химических реакций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_himicheskih_reaktsiy.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ В 8 КЛАССЕ.

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Цель урока: Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации, научить обучающихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи.
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, нравственных качеств –способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Формирование компетенций:

Предметных – обеспечить усвоение знаний по пройденной теме, научить делать общие выводы и применять знания и умения на практике;

Метапредметных – проводить практические работы, делать выводы, развить умения добывать информацию и обрабатывать ее;

Личностных – мотивировать людей, стимулировать открытое взаимодействие всех учащихся, научить стремится совершенствовать в своей деятельности, достигать лучших результатов, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам

Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные:

1.Умение управлять своей познавательной деятельностью

2.Развитие умений самооценки

3.Использование химических знаний

4.Самоконтроль

  1. Регулятивные: 

1.Умение ставить цель

2.Способность в течении урока регулировать свою работу

3 Прогнозирование

4.Вносить необходимые коррективы

5 Адекватно оценивать свои достижения

  1. Познавательные:

1.Осознать познавательную задачу

2.Самостоятельно находить в учебнике нужную информацию

3.Осуществлять для решения данной проблемы операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

4. Устанавливать причинно – следственные связи

5.Умение делать выводы и обобщения

  1. Коммуникативные:

1.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.

2.Слушать и отвечать на вопросы других

3.Умение организовать учебное сотрудничество

4Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами


Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок игра – путешествие.

Оборудование: таблица «Угадай слово», шифровки, карточки с заданиями.

На столе учителя: разбавленный раствор серной кислоты, раствор сульфата натрия, карбоната кальция, раствор гидроксида натрия,раствор хлорида бария, фенолфталеин, штатив с пробирками.

На столах учащихся: штатив с 3-мя пронумерованными пробирками (№№ 1, 2, 3), растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, карбоната кальция, гидроксида натрия, фенолфталеин

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу , чтобы вы получили от нее удовольствие. Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть мои записи, у Вас есть разум , чтобы их воспринять , у Вас есть смелость, чтобы последовать моим советам, у Вас есть Все , чтобы " подняться на вершину знаний"! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только вперед!

  1. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.

Учитель:

- А тему урока вы сами мне подскажите.

 Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?

Учащиеся:

- Химические реакции

Учитель:

- Тема нашего урока «Типы химических реакций»

Учитель:

- Сегодня на уроке мы должны обобщать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения.

- А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.

- Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти

Нужно многое постичь, надо много сил вложить:

Не бояться отвечать и вопросы задавать

Уравнения химических реакций писать,

Знать, как их отличать,

Все задания выполнять, друг у друга проверять.

Цель свою тогда достигнем –

О типах реакций все постигнем!

- Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!»

- Итак, в путь! Желаю удачи!

- Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:

       Для того чтобы собраться в путешествие ,нам нужно:

  Собрать рюкзак

1.Какие бывают явления?

2.Дайте определение физическим явлениям.

3.Дайте определение химическим явлениям.

4.Перечислите признаки химических реакций

5.По каким признакам классифицируют химические реакции?

6.Дайте определение экзотермическим реакциям .

7.Дайте определение эндотермическим реакциям .

8.Дайте определение реакциям соединения .

9.Дайте определение реакциям разложения.

10.Дайте определение реакциям замещения.

11.Дайте определение реакциям обмена.

12.На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях химических реакций ?Кто открыл этот закон?

  1. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Учитель:

- Друзья мои, прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до подножия этой горы. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении 2 вида поездов:

1. «Скорый поезд»

2. «Пассажирский поезд»

- Ребята, какой из них быстрее?

Учащиеся:

- Скорый поезд.

Фонограмма:

«Из Александровской средней школы отправляются поезда: скорый и пассажирский до станции Химические горы. Будьте внимательны и осторожны!»

Учитель:

- Можем ехать, т.е. выполнять задания.

(учащиеся выполняют задания)

Пассажирский поезд.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al,

 CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3

Простые вещества

Сложные вещества

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Скорый поезд.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3,

 Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu

Простые вещества

Сложные вещества

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

соли

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

Учитель:

- Ребята, давайте подведем итог нашей поездки:

  • Чем отличаются простые вещества от сложных?

- Мы прибыли к подножию химической горы. А теперь, вперед – в горы!

IV  Обобщение и систематизация понятий

 «Шифровка». 

Учитель:

- На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.

Задание:

в левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

Шифровка № 1.

  1. Ba + O2 → BaO

  1. Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O

  1. Na + S → Na2S

  1. Fe + O2 → Fe3O4

5

8

4

6

Шифровка № 2.

  1. C + O2 → CO2

  1. CH4 → C2H2 + H2

  1. Ca + HCl → CaCl2 + H2

  1. K + S → K2S

3

6

5

4

                    (проверка заданий: Шифровка № 1 – N,   № 2 – P )  

Учитель:

- Итак, третий этап позади.

 «Угадай слово».

Учитель:

- А теперь перейдем к четвертому  этапу.

- Химических реакций известно в мире много

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго

Какие это типы? Поведайте вы мне.

Учащиеся:

- 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Учитель:

 - Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

Учащиеся:

отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

- Давайте выполним следующее задание.

Задание:

к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово». Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

Слово « Кислота»

Учитель:

Физкультминутка «Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)
  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)
  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)
  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)
  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует  металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

5Этап – «Письмо».

- Ребята ,пока мы преодолевали этапы,нам по химической почте пришло письмо. Давайте узнаем что в нем?

Это письмо одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, сульфата натрия,карбоната натрия, хлорида бария, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин. 
Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».

Учитель. Ну, что, ребята, поможем Ляпкину-Тяпкину разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание, давайте разберемся: о каком типе химических реакций пишет Ляпкин-Тяпкин.

Ученики. Реакции обмена.

Учитель. Что необходимо помнить при проведении реакций обмена?

Ученики. Условия протекания реакций обмена: выделение газа, выпадение осадка, образование воды.

Учитель.

Если выделится газ – это раз, 
И получится вода – это два, 
А еще нерастворимый осаждается продукт. 
«Есть осадок», – говорим мы. 
Это третий важный пункт. 
Химик правила обмена не забудет никогда: 
В результате непременно будет газ или вода, 
Или выпадет осадок – вот тогда порядок!

Задание. С реактивами, полученными от Ляпкина-Тяпкина, давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие реакции обмена, и вы запишете соответствующие уравнения реакций с учетом правил написания реакций обмена в своих схемах. И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов . напомните мне пожалуйста.

Ответ учеников .Т.Б.– пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. Не все вещества толерантны нашей коже. Едкие вещества разъедают , значит, работать с едкими веществами нужно осторожно, избегая их попадания в глаза , на кожу и одежду.

Пока ребята выполняют данное задание на местах , я бы хотела пригласить одного желающего , чтобы составить мозаику  уравнения реакции на доске.

Что наблюдали

Уравнения реакций

Выделение газа

H2SO4 + СаCO3 —> ..........

Выделение осадка

Na2 SO4 + BaCl2 —> ..........

Образование воды

NaOH + H2SO4 —> ..........

Учитель.  Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена: выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. это частный случай реакции обмена.

Основание и кислота – 
Два непримиримых врага, 
Сразу вступают в реакцию, 
Название которой – нейтрализация. 

это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации

Учитель:

- Ребята, какое животное меняет свою окраску? Что вы можете о нем рассказать?

Учащиеся:

 - Хамелеон, изменяет свою окраску от внешних условий.

Учитель:

 - А как вы думаете, почему я вас сейчас об этом спросила? Какие химические вещества, подобно хамелеону меняют свою окраску? Как они называются?

Учащиеся :

- Индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин,.

Учитель:

- А теперь вернемся к реакции нейтрализации и я продемонстрирую ее вам, а чтобы вам наглядно была видна эта реакция, я буду использовать индикатор фенолфталеин. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной –малиновый.

Демонстрация:

NaOH + фенолфталеин + H2SO4 → обесцвечивание раствора

Учитель:

- Вот и все!

Учитель:

- А теперь, ребята,. «на горе вас ждет суперигра и суперприз…»

- Итак, суперигра!

 

Суперигра

суперигра – «Крестик-нолик»; за 30 секунд необходимо найти выигрышный путь (кислоты,соли,оксиды,основания)

Суперприз «Путь домой»

5.Подведение итогов урока

Рефлексия. Итог.

- Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?

- Что было новым?

Что известным?

Что было сложным?

Что было интересным?

    6.    Домашнее задание.

Учитель:

- подготовиться к к/р

           -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Учебное пособие к уроку химии в 8 классе Типы химических реакций.

   Пособие выполнено в программе Mimio для работы на интерактивной доске, а значит,  им можно воспользоваться,если на Вашем компьютере установлена 11 версия соответствующей прогр...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...