Учебное занятие " Типы химических реакций"
план-конспект урока (8 класс)
Урок-путешествие " Типы химических реакций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_himicheskih_reaktsiy.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ В 8 КЛАССЕ.
Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Цель урока: Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации, научить обучающихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи.
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, нравственных качеств –способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Формирование компетенций:
Предметных – обеспечить усвоение знаний по пройденной теме, научить делать общие выводы и применять знания и умения на практике;
Метапредметных – проводить практические работы, делать выводы, развить умения добывать информацию и обрабатывать ее;
Личностных – мотивировать людей, стимулировать открытое взаимодействие всех учащихся, научить стремится совершенствовать в своей деятельности, достигать лучших результатов, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам
Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные:
1.Умение управлять своей познавательной деятельностью
2.Развитие умений самооценки
3.Использование химических знаний
4.Самоконтроль
- Регулятивные:
1.Умение ставить цель
2.Способность в течении урока регулировать свою работу
3 Прогнозирование
4.Вносить необходимые коррективы
5 Адекватно оценивать свои достижения
- Познавательные:
1.Осознать познавательную задачу
2.Самостоятельно находить в учебнике нужную информацию
3.Осуществлять для решения данной проблемы операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
4. Устанавливать причинно – следственные связи
5.Умение делать выводы и обобщения
- Коммуникативные:
1.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.
2.Слушать и отвечать на вопросы других
3.Умение организовать учебное сотрудничество
4Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Оборудование: таблица «Угадай слово», шифровки, карточки с заданиями.
На столе учителя: разбавленный раствор серной кислоты, раствор сульфата натрия, карбоната кальция, раствор гидроксида натрия,раствор хлорида бария, фенолфталеин, штатив с пробирками.
На столах учащихся: штатив с 3-мя пронумерованными пробирками (№№ 1, 2, 3), растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, карбоната кальция, гидроксида натрия, фенолфталеин
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Приветствие.
Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу , чтобы вы получили от нее удовольствие. Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть мои записи, у Вас есть разум , чтобы их воспринять , у Вас есть смелость, чтобы последовать моим советам, у Вас есть Все , чтобы " подняться на вершину знаний"! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только вперед!
- Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.
Учитель: | - А тему урока вы сами мне подскажите. Эти явления знаете вы В природе и в нашем быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления? |
Учащиеся: | - Химические реакции |
Учитель: | - Тема нашего урока «Типы химических реакций» |
Учитель: | - Сегодня на уроке мы должны обобщать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. - А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы. - Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти Нужно многое постичь, надо много сил вложить: Не бояться отвечать и вопросы задавать Уравнения химических реакций писать, Знать, как их отличать, Все задания выполнять, друг у друга проверять. Цель свою тогда достигнем – О типах реакций все постигнем! - Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!» - Итак, в путь! Желаю удачи! - Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов: Для того чтобы собраться в путешествие ,нам нужно: Собрать рюкзак 1.Какие бывают явления? 2.Дайте определение физическим явлениям. 3.Дайте определение химическим явлениям. 4.Перечислите признаки химических реакций 5.По каким признакам классифицируют химические реакции? 6.Дайте определение экзотермическим реакциям . 7.Дайте определение эндотермическим реакциям . 8.Дайте определение реакциям соединения . 9.Дайте определение реакциям разложения. 10.Дайте определение реакциям замещения. 11.Дайте определение реакциям обмена. 12.На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях химических реакций ?Кто открыл этот закон? |
- Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
IV Обобщение и систематизация понятий
«Шифровка».
Учитель: | - На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно. |
Задание: | в левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами. |
Шифровка № 1.
| 5 8 4 6 |
Шифровка № 2.
| 3 6 5 4 |
(проверка заданий: Шифровка № 1 – N, № 2 – P )
Учитель: | - Итак, третий этап позади. |
«Угадай слово».
Учитель: | - А теперь перейдем к четвертому этапу. - Химических реакций известно в мире много И каждая в отдельности важна, поверьте мне. Реакции мы делим на типы очень строго Какие это типы? Поведайте вы мне. | ||
Учащиеся: | - 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | ||
Учитель: | - Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена? | ||
Учащиеся: | отвечают на поставленные вопросы. | ||
Учитель: | - Давайте выполним следующее задание. | ||
Задание: | к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово». Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. |
Слово « Кислота»
Учитель: | Физкультминутка «Стрельба глазами».
|
5Этап – «Письмо».
- Ребята ,пока мы преодолевали этапы,нам по химической почте пришло письмо. Давайте узнаем что в нем?
Это письмо одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.
«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса! Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, сульфата натрия,карбоната натрия, хлорида бария, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин. |
Учитель. Ну, что, ребята, поможем Ляпкину-Тяпкину разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание, давайте разберемся: о каком типе химических реакций пишет Ляпкин-Тяпкин.
Ученики. Реакции обмена.
Учитель. Что необходимо помнить при проведении реакций обмена?
Ученики. Условия протекания реакций обмена: выделение газа, выпадение осадка, образование воды.
Учитель.
Если выделится газ – это раз,
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт.
«Есть осадок», – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате непременно будет газ или вода,
Или выпадет осадок – вот тогда порядок!
Задание. С реактивами, полученными от Ляпкина-Тяпкина, давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие реакции обмена, и вы запишете соответствующие уравнения реакций с учетом правил написания реакций обмена в своих схемах. И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов . напомните мне пожалуйста.
Ответ учеников .Т.Б.– пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. Не все вещества толерантны нашей коже. Едкие вещества разъедают , значит, работать с едкими веществами нужно осторожно, избегая их попадания в глаза , на кожу и одежду.
Пока ребята выполняют данное задание на местах , я бы хотела пригласить одного желающего , чтобы составить мозаику уравнения реакции на доске.
Что наблюдали | Уравнения реакций |
Выделение газа | H2SO4 + СаCO3 —> .......... |
Выделение осадка | Na2 SO4 + BaCl2 —> .......... |
Образование воды | NaOH + H2SO4 —> .......... |
Учитель. Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена: выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. это частный случай реакции обмена.
Основание и кислота –
Два непримиримых врага,
Сразу вступают в реакцию,
Название которой – нейтрализация.
это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации
Учитель: | - Ребята, какое животное меняет свою окраску? Что вы можете о нем рассказать? | ||||
Учащиеся: | - Хамелеон, изменяет свою окраску от внешних условий. | ||||
Учитель: | - А как вы думаете, почему я вас сейчас об этом спросила? Какие химические вещества, подобно хамелеону меняют свою окраску? Как они называются? | ||||
Учащиеся : | - Индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин,. | ||||
Учитель: | - А теперь вернемся к реакции нейтрализации и я продемонстрирую ее вам, а чтобы вам наглядно была видна эта реакция, я буду использовать индикатор фенолфталеин. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной –малиновый. | ||||
Демонстрация: | NaOH + фенолфталеин + H2SO4 → обесцвечивание раствора | ||||
Учитель: | - Вот и все! | ||||
Учитель: | - А теперь, ребята,. «на горе вас ждет суперигра и суперприз…» - Итак, суперигра!
| ||||
Суперигра | суперигра – «Крестик-нолик»; за 30 секунд необходимо найти выигрышный путь (кислоты,соли,оксиды,основания) |
Суперприз «Путь домой»
5.Подведение итогов урока
Рефлексия. Итог.
- Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?
- Что было новым?
Что известным?
Что было сложным?
Что было интересным?
6. Домашнее задание.
Учитель: | - подготовиться к к/р |
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Учебное пособие к уроку химии в 8 классе Типы химических реакций.
Пособие выполнено в программе Mimio для работы на интерактивной доске, а значит, им можно воспользоваться,если на Вашем компьютере установлена 11 версия соответствующей прогр...
Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...
Химический тренажёр к теме:«Уравнения химических реакций. Типы химических реакций» 8 класс
Методическая разработка для учителей химии...