Технология организации практических занятий по изучению правил дорожного движения на примере интерактивного учебного центра «Автоград»
статья
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении -проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма -сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология организации практических занятий по изучению правил дорожного движения на примере интерактивного учебного центра «Автоград»
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителямисредств массовой информации и общественных объединений.Основными компонентамисистемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:-органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);-образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;-учреждения социально-культурной сферы;-организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Объектами деятельностисистемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:-участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;-образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;-педагоги образовательных учреждений;-родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;-средствамассовой информации.Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении -проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма -сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.Основными направлениями деятельностиучреждений образования должны быть:-обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улицеи дорогах;
-обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;-совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;-развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;-воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.Перечисленные направления деятельности должны реализовываться в таких образовательных учреждениях как:Дошкольные образовательные учреждения, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, роботу с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.Общеобразовательные учреждения.
Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем с учетом педагогических требований и предполагает решение следующих задач:-развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;-обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улице и дороге;-воспитание законопослушного поведения по соблюдению правил дорожного движения.В практике работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видео-и диафильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.Немаловажная роль в обучении детей основам безопасного поведения на дорогах отводиться учреждениям дополнительного образования, основная задача которых -в едином образовательном пространстве создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниямии имеющимся потенциалом.
Уникальность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что в них органически сочетаются досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением правилам дорожного движения.В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы, ориентированные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки могут заниматься добровольно в различных секциях, кружках и приобретать умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
Центр «Автоград» - это новый современный автогородок, безопасно воспроизводящий большой и непрощающий ошибок город. Благодаря оснащенности современным интерактивным оборудованием дети приобретяют ценный опыт поведения на улицах города и проезжей части.
Центр оборудован ноутбуками со специальным программным обеспечением по безопасности дорожного движения, электронным табло, а также авто, мотто и вело тренажерами с 3-D эффектом. Учащиеся в режиме реального времени изучают правила дорожного движения, получают навыки управления такими транспортными средствами, как автомобиль, мотоцикл, велосипед, а также могут попробовать себя в роли «водителя» и «пешехода». Для обучения детей оказанию первой помощи используется тренажер-манекен пострадавшего «Александр», медицинские автомобильные аптечки, комплект шин для иммобилизации пострадавшего и многое другое.
Обучстроенная уличная автоплощадка – это один из самых эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения на дорогах. Имитация дорог и элементов городской инфраструктуры, настоящее светофорное оборудование, дорожная разметка и дорожные знаки делают автогородок интересным и привлекательным для детей. У них есть возможность почувствовать себя взрослыми участниками дорожного движения – пешеходами, водителями, а также инспекторами дорожного движения.
Учебный центр работает в разных направлениях деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Во-первых, в центре реализуются дополнительный общеобразовательные общеразвивающие программы «Юные пешеходы» и «Пешеходная грамота» по договорам о сотрудничестве со школами и детскими садами района.
На этих занятиях дошкольники и младшие школьники изучают правила безопасного дорожного движения и на практике применяют свои знания – они с уверенностью переходят дорогу, правильно реагируют на сигналы светофора, показывают знания дорожных знаков и дорожной разметки, а также активно управляют различными транспортными средствами на территории уличного автогородка.
Также в нашем центре реализуются программы для рупп свободного набора, такие как «Юный водитель», «Юный мотоциклист», «Школьник, дорога, автомобиль», «Безопасность дорожного движения», где ребята во-первых получают навыки управления транспортными средствами: велосипедом, мотоциклом, автомобилем. А, во-вторых, решают разные дорожные ситуации, которые создаются благодаря системе виртуальной реальности и выбору разных режимов вождения, представляющих собой стимуляцию реальных условий городского движения.
Популярностью среди учащихся образовательных учреждений пользуется цикл мероприятий «Дорожный марафон», который состоит из 4 краткосрочных досуговых программ, разработанных для разных возрастных категорий с 1 по 8 класс, две из них реализуются непосредственно на территории уличного автогородка. Цель данных досуговых мероприятий – это привлечение подростков к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, актуализация и закрепление знаний учащихся по правилам дорожного движения, тренировка логического мышления, творческих способностей, умение работать в команде.
Педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения. Например, был разработан цикл интегрированных театрализованных занятий «Малыш на дороге» для воспитанников детских садов.
Важным направлением деятельности учебного центра является привлечение родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах. Ежегодно в нашем центре проводятся семейные конкурсы, в которых принимают участие семейные команды.
Также в нашем центре проводятся практические мастер-классы для детей и родителей по изготовлению брелоков-световозвращателей и наклеек на верхнюю одежду или рюкзаки, позволяющие пешеходам стать заметными на дорогах.
Коллектив центра старается эффективно использовать потенциал и технические возможности для привлечения подростков к осознанному восприятию дорожной обстановки. Педагоги центра предлагают подросткам провести свой досуг с пользой: проводятся конкурсы и соревнования, игры и викторины, практикумы и тестирование, тематические социальные акции, игровые программы на базе уличной автоплощадки.
Занятия и мероприятия центра проводятся с использованием разных форм обучения. Но в основе – это практические занятия по привитию детям навыков правильного и безопасного поведения на дорогах, т.е. теоретические знания, изучаются на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189375-1359280925.jpg)
Разработка занятия по изучению Правил дорожного движения с учениками 5 класса.
Занятие по ПДД для учащихся 5 класса, используемый классным руководителем для разнообразия форм работы со школьниками по безопасности дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-298517-1403111443.jpg)
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»
Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-506299-1414171491.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-894222-1487368669.jpg)
Интегрированное занятие «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения» (презентация к занятию)
Презентация к интегрированному занятию «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-894222-1487368669.jpg)
Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"
Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"Смотреть...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1051241-1539848648.jpg)
Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"
Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016212-1519652637.jpg)
Учебное занятие по изучению правил дорожного движения для учащихся начальных классов "Умеем ли мы путешествовать".
Внеклассное занятие «Умеем ли мы путешествовать? » направлено на детей младшего школьного возраста, включает в себя материал по ПДД, знакомство с историей возникновения ПДД и дорожны...