Технология организации практических занятий по изучению правил дорожного движения на примере интерактивного учебного центра «Автоград»
статья

Базылева Татьяна Александровна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении -проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма -сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология организации практических занятий по изучению правил дорожного движения на примере интерактивного учебного центра «Автоград»

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителямисредств массовой информации и общественных объединений.Основными компонентамисистемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:-органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);-образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;-учреждения социально-культурной сферы;-организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Объектами деятельностисистемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:-участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;-образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;-педагоги образовательных учреждений;-родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;-средствамассовой информации.Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении -проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма -сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.Основными направлениями деятельностиучреждений образования должны быть:-обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улицеи дорогах;

-обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;-совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;-развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;-воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.Перечисленные направления деятельности должны реализовываться в таких образовательных учреждениях как:Дошкольные образовательные учреждения, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, роботу с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.Общеобразовательные учреждения.

Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем с учетом педагогических требований и предполагает решение следующих задач:-развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;-обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улице и дороге;-воспитание законопослушного поведения по соблюдению правил дорожного движения.В практике работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видео-и диафильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.Немаловажная роль в обучении детей основам безопасного поведения на дорогах отводиться учреждениям дополнительного образования, основная задача которых -в едином образовательном пространстве создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниямии имеющимся потенциалом.

Уникальность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что в них органически сочетаются досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением правилам дорожного движения.В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы, ориентированные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки могут заниматься добровольно в различных секциях, кружках и приобретать умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

Центр «Автоград» - это новый современный автогородок, безопасно воспроизводящий большой и непрощающий ошибок город. Благодаря оснащенности современным интерактивным оборудованием дети приобретяют ценный опыт поведения на улицах города и проезжей части.

Центр оборудован ноутбуками со специальным программным обеспечением по безопасности дорожного движения, электронным табло, а также авто, мотто и вело тренажерами с 3-D эффектом. Учащиеся в режиме реального времени изучают правила дорожного движения, получают навыки управления такими транспортными средствами, как автомобиль, мотоцикл, велосипед, а также могут попробовать себя в роли «водителя» и «пешехода». Для обучения детей оказанию первой помощи используется тренажер-манекен пострадавшего «Александр», медицинские автомобильные аптечки, комплект шин для иммобилизации пострадавшего и многое другое.

Обучстроенная уличная автоплощадка – это один из самых эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения на дорогах. Имитация дорог и элементов городской инфраструктуры, настоящее светофорное оборудование, дорожная разметка и дорожные знаки делают автогородок интересным и привлекательным для детей. У них есть возможность почувствовать себя взрослыми участниками дорожного движения – пешеходами, водителями, а также инспекторами дорожного движения.

Учебный центр работает в разных направлениях деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во-первых, в центре реализуются дополнительный общеобразовательные общеразвивающие программы «Юные пешеходы» и «Пешеходная грамота» по договорам о сотрудничестве со школами и детскими садами района.

На этих занятиях дошкольники и младшие школьники изучают правила безопасного дорожного движения и на практике применяют свои знания – они с уверенностью переходят дорогу, правильно реагируют на сигналы светофора, показывают знания дорожных знаков и дорожной разметки, а также активно управляют различными транспортными средствами на территории уличного автогородка.

Также в нашем центре реализуются программы для рупп свободного набора, такие как «Юный водитель», «Юный мотоциклист», «Школьник, дорога, автомобиль», «Безопасность дорожного движения», где ребята во-первых получают навыки управления транспортными средствами: велосипедом, мотоциклом, автомобилем. А, во-вторых, решают разные дорожные ситуации, которые создаются благодаря системе виртуальной реальности и выбору разных режимов вождения, представляющих собой стимуляцию реальных условий городского движения.

Популярностью среди учащихся образовательных учреждений пользуется цикл мероприятий «Дорожный марафон», который состоит из 4 краткосрочных досуговых программ, разработанных для разных возрастных категорий с 1 по 8 класс, две из них реализуются непосредственно на территории уличного автогородка. Цель данных досуговых мероприятий – это привлечение подростков к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, актуализация и закрепление знаний учащихся по правилам дорожного движения, тренировка логического мышления, творческих способностей, умение работать в команде.

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения. Например, был разработан цикл интегрированных театрализованных занятий «Малыш на дороге» для воспитанников детских садов.

Важным направлением деятельности учебного центра является привлечение родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах. Ежегодно в нашем центре проводятся семейные конкурсы, в которых принимают участие семейные команды.

Также в нашем центре проводятся практические мастер-классы для детей и родителей по изготовлению брелоков-световозвращателей и наклеек на верхнюю одежду или рюкзаки, позволяющие пешеходам стать заметными на дорогах.

Коллектив центра старается эффективно использовать потенциал и технические возможности для привлечения подростков к осознанному восприятию дорожной обстановки. Педагоги центра предлагают подросткам провести свой досуг с пользой: проводятся конкурсы и соревнования, игры и викторины, практикумы и тестирование, тематические социальные акции, игровые программы на базе уличной автоплощадки.

Занятия и мероприятия центра проводятся с использованием разных форм обучения. Но в основе – это практические занятия по привитию детям навыков правильного и безопасного поведения на дорогах, т.е. теоретические знания, изучаются на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по изучению Правил дорожного движения с учениками 5 класса.

Занятие по ПДД для учащихся 5 класса, используемый классным руководителем для разнообразия форм работы со школьниками по безопасности дорожного движения....

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

Интегрированное занятие «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения» (презентация к занятию)

Презентация к интегрированному занятию «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения»...

Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"

Видеоурок интегрированного занятия по теме: "Конструирование моделей технических объектов для учебного макета "Изучение Правил дорожного движения"Смотреть...

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Учебное занятие по изучению правил дорожного движения для учащихся начальных классов "Умеем ли мы путешествовать".

Внеклассное занятие «Умеем ли мы путешествовать? » направлено на детей младшего  школьного возраста, включает в себя материал по ПДД, знакомство с историей возникновения ПДД и дорожны...