"Народные традиции"
статья
Изучение традиций русского народа является эффективным средством развития личности школьника. Эта деятельность позволяет приобщить их к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Ермишинский Центр развития творчества детей и юношества»
Выступление на педсовете по теме
«Развитие творческого потенциала учащихся
посредством изучения народных традиций».
Педагог дополнительного образования
Устинова Людмила Ивановна
Ермишь
2016
Цель: обобщение передового педагогического опыта изучения народных традиций в эстетическом воспитании и развитии творческой активности учащихся.
«Только лелея старое, можно создавать новое».
Эта мудрая мысль древнего китайского философа Конфуция призывает нас бережно относиться ко всему, что веками создал народ: культуре, ремеслам и промыслам, традициям и обычаям, языку и слову, чтобы достойно развиваться дальше.
Изучение традиций русского народа является эффективным средством развития личности школьника. Эта деятельность позволяет приобщить их к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Дополнительное образование детей одной из приоритетных задач ставит приобщение детей к народной культуре, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам, что способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.
Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.
При изучении раздела «Филейное кружево» учащиеся знакомятся с традиционным рукоделием женщин на Руси. Филейные скатерти, подзоры, накидушки с растительным, животным или геометрическим орнаментом украшали скромное крестьянское жилье. В каждом доме были рушники, украшенные вышивкой и филейной каймой. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. И сейчас, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека.
Изучая тему «Квадрат от середины», мы знакомимся с еще одним видом женского рукоделия – лоскутным шитьем. На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. На Руси лоскутные одеяла считались оберегами. Мать шила новорождённому одеяло из собственной одежды, таким образом защищая его от злых сил. В приданом невесты всегда присутствовало одеяло, которое она шила сама, — как залог счастливого брака.
В старину на свадьбу обязательно шили лоскутное одеяло. Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось оберегом и передавалось по наследству как семейная реликвия.
На практической части занятий мы учимся вязать филейное кружево, прошву, кайму, «бабушкин квадрат», делаем обереговую куклу-мотанку.
Старинное искусство лозоплетения сейчас получает «второе рождение» благодаря применению вместо лозы бумажных трубочек. Замена лозы на бумажные трубочки сделала такое ремесло, как плетение, доступным каждому. Искусство лозоплетения является народным промыслом, возникшим в России еще в незапамятные времена. В русских деревнях практически любой мальчишка мог сплести лукошко из прутиков, корзину или кошелку для сбора лесных даров. Практически каждый дом огораживался плетнем, в котором использовались способы лозоплетения из прута. Из ветвей ивы и других деревьев и кустарников мастера делали заборы, хозяйственные постройки, детские колыбели, позже – кузова саней и повозок. И, конечно же, лапти. Разных форм и размеров и для любых нужд.
В объединении «Сувениры своими руками» на занятиях по плетению из бумажной лозы дети осваивают приемы лозоплетения, делают корзиночки, панно, сувенирные лапти и игрушки.
Наряду с практическим освоением технологий народного творчества, учащиеся знакомятся с традиционными русскими праздниками (Рождество, Масленица, Пасха), с различными обрядами и традициями наших предков.
Дети с интересом отгадывают викторины по русским народным сказкам, по предметам быта, старинным словам, русским пословицам. Благодаря им, в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей.
Народное искусство остается плодотворным источником художественной культуры. Учащиеся знакомятся с современными изделиями, отражающими традиции наших предков.
Это способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа, позволяет видеть прекрасное в окружающем мире и самостоятельно создавать эстетические изделия.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам игру «Как мы говорили» (в контейнерах киндерсюрприза находится листок со старинным словом, надо ответить, что оно означает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)
Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....
Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся
Эта тема на сегодняшний день является актуальной. На примерах народной педагогики, обычаев и традиций народа воспитывается толерантность, патриотизм, любовь к малой Родине. Учитель, используя межпредм...
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся
В статье дается описание народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных способностей учащихся....
Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани"
Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани" посвящается празднованию 75-летия со Дня образования Краснодарского края, которое будет широко отмечаться в сентяб...
Урок внеклассного чтения "Рождество в литературе и народных традициях"
Актуальность темы:Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтен...
Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"
Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...
Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба
Какие педагогические приемы я использую в работе своего подросткового клуба для достижения цели: сохранение народных традицийсохранения народных традицийсохранения народных традиций...