Программа по внеурочной деятельности "Почемучка"
материал
Данная программа разработана по общекультурному направлению для учащихся с ОВЗ начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по общекультурному направлению «Почемучка»
Пояснительная записка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа внеурочной деятельности «Почемучка» для учащихся начальной школы. Предлагаемая программа разработана с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Она расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Актуальность программы определена тем, что познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающие, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Новизна программы в том, что она направлена на развитие познавательной активности, как особенности личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности. В процессе освоения программы происходит приобщение детей к социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира, способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов и результатов действий. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение своих действий, оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.
Цель: создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков у младших школьников с ОВЗ
Задачи:
- развивать познавательные процессы и интересы личности;
- расширять представления о непосредственном окружающем мире;
- развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- формировать интерес к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении учебным предметам,
- обогащение и уточнение словаря
Формы работы с детьми:
- Беседы, викторины;
- Экскурсии
- Конкурсы
- Наблюдение учащихся за природными явлениями
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Опыты, эксперименты
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты:
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
1.1 класс:
Обучающиеся воспитанники должны знать:
- название геометрических фигур: круг, квадрат
- названия 1 домашнего и дикого животного
- названия 1 русской народной сказки
- числа в пределах 2
- названия 1 овоща и фрукта
Обучающиеся воспитанники должны уметь:
- составлять по картинке предложения из 2 слов
- показывать названные геометрические фигуры
- соотносить сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; овощи; животные) с помощью педагога
- выполнять элементарные задания с частичной помощью педагога
1 класс:
Обучающиеся воспитанники должны знать:
- название своего города
- названия 1-2 домашних и диких животных
- названия 1-2 русских народных сказок
- числа в пределах 5
- названия 1-2 овощей и фруктов
Обучающиеся воспитанники должны уметь:
- отгадывать простые загадки
- составлять простые предложения по картинке
- различать геометрические фигуры
- относить изученные объекты к определенным группам (кошка- домашнее животное) с помощью педагога;
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; овощи; животные) с помощью педагога
- выполнять элементарные задания под контролем педагога
2 класс:
Обучающиеся воспитанники должны знать:
- названия 2-3 домашних и диких животных
- названия 2-3 русских народных сказок
- числа в пределах 10
- названия 2-3 овощей и фруктов
- название своего города, страны
Обучающиеся воспитанники должны уметь:
- отгадывать загадки, ребусы
- различать геометрические фигуры
- слушать товарища
- составлять повествовательный или описательный рассказ из 1—2 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью педагога
3 класс:
Обучающиеся воспитанники должны знать:
- официальные символы России.
- достопримечательности города Сатка
- названия знакомых домашних и диких животных, птиц
- краткое содержание прочитанных произведений
- Обучающиеся воспитанники должны уметь:
- различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- разгадывать ребусы
- участвовать в командных играх ,соблюдая правила
- подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки с помощью учителя
- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок с помощью педагога
4 класс:
Обучающиеся воспитанники должны знать:
- официальные и некоторые неофициальные символы России
- некоторые достопримечательности других стран
- краткое содержание прочитанных на занятиях произведений
Обучающиеся воспитанники должны уметь:
- уважительно относиться к истории своего города
- участвовать в обсуждении темы ситуации
- составлять повествовательный или описательный рассказ из 2—3 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя
- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога
К концу периода обучения ( 4 класс ) учащиеся должны овладеть следующими личностными результатами программы:
1) Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
8) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;;
10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра¬вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Программа "Почемучка" разработана с учётом особенностей обучающихся с ОВЗ начальной школы. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1 и 1.1 классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -168 часов. Срок реализации пять лет.
Тематическое планирование:
№ | Название раздела | Количество часов | ||||
1.1 класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Живая природа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Неживая природа | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
В гости к книгам | 9 | 9 | 7 | 7 | 7 | |
Путешествие по городам и странам | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | |
Все о русском языке | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Математическая страна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Умники и умницы | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Итого часов: | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы:
1.1 класс:
Живая природа ( 5 часов)
«Домашнее животное: кошка», «Домашнее животное: собака», «Лесные жители», «Овощи», «Фрукты»
Неживая природа (2 часа )
«День и ночь», «Время суток»
В гости к книгам ( 9 часов)
« О чем бывают книжки?», «Кто вырастил репку», «Эти разные, разные сказки», «Рассказы о хороших и плохих поступках», «О чем писал С. Михалков», «В гости к сказкам», «Давайте послушаем героев сказок», « Стихотворения А. Барто», «Экскурсия в школьную библиотеку»
Путешествие по городам и странам ( 2 часа)
«В гости к Саткознаю», «Моя Родина».
Все о русском языке ( 5 часов)
«Звуки, которые можно петь», «Свистящие звуки», «Шипящие звуки», «Твердые и мягкие звуки», «Игры со звуками».
Математическая страна (5 часов)
«Геометрические фигуры: круг», «Рисование по клеточкам», «Рисунки из счетных палочек», «В гости к цифрам», «Геометрия для малышей».
Умники и умницы ( 5 часов)
«Что изменилось», «Запомни картинки», «Угадай-ка», «Волшебный ящик», «Учим стихотворения по картинкам»
1 класс:
Живая природа ( 5 часов)
«Кто такие кошки», «Что мы знаем о собаках», «Кто живет в лесу?», «Какие бывают деревья?», «Овощи и фрукты»
Неживая природа (2 часа )
«Почему листья осенью желтеют и опадают?», «Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звёзды»
В гости к книгам ( 9 часов)
« Какие бывают книжки?», «Куда укатился Колобок?», «Как построили теремок», «Заюшкина избушка», «О чем писала Агния Барто», «Путешествие в сказку», «Давайте почитаем», « Веселые стихи», «Рассказы о хорошем»
Путешествие по городам и странам ( 2 часа)
«Город, в котором я родился», «Моя страна».
Все о русском языке ( 5 часов)
«Гласные звуки», «Согласные звуки», «Страна звуков», «Что мы знаем о буквах», «Игры со звуками и буквами».
Математическая страна (5 часов)
«Геометрические фигуры», «Рисуем по клеточкам», «Играем со счетными палочками», «В мире цифр»,
«Путешествие с точкой»
Умники и умницы ( 5 часов)
«Самый внимательный», «Запомни и повтори», «Юные мечтатели», «Учимся отгадывать загадки», «Чудесный мешочек»
2 класс:
Живая природа (5 часов)
«Кто такие звери?», «Домашние животные», «Птицы нашего города», «Растения сада», «Что растет в огороде?»
Неживая природа (3 часа)
«Что мы знаем о воде?», «Откуда берется дождь?», «Что такое воздух?»
В гости к книгам (7 часов)
«Мои любимые книжки», «Герои сказок», «Придумываем сказку», «Животные в русских народных сказках», «Знакомимся с творчеством Самуила Маршака», «Как хорошо уметь читать», «Герои книг в знакомых мультфильмах»
Путешествие по городам и странам (4 часа)
«Самый главный город нашей страны», «Мой любимый город», «Челябинск – столица Южного Урала»,
«Путешествие по России»
Все о русском языке (5 часов)
«Интересное о звуках и буквах», «Игры со словами», «Путешествие с Незнайкой», «Игры с буквами», «Веселый русский язык».
Математическая страна (5 часов)
«Графический диктант», «Все о геометрических фигурах», «Математическая викторина», «Юный математик», «Игры с цифрами».
Умники и умницы (5 часов)
«Тренируем внимание», «Тренируем память», «Тренируем воображение», «Тренируем мышление», «Тренируем восприятие»
3 класс:
Живая природа ( 5 часов)
«Почему ель зимой и летом одним цветом?», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Кто живет на скотном дворе?», «Чем различаются сад и огород?»
Неживая природа (3 часа )
«Что мы знаем о Земле?», «Вода, огонь и воздух», «Что находится в небе?»
В гости к книгам ( 7 часов)
«Вершки и корешки», «Произведения Сутеева», «В гости к книгам», «Сказки народов мира», «Книги, которые мне читают дома», «По страницам любимых сказок», «Как придумывают мультфильмы»
Путешествие по городам и странам ( 4 часа)
«Интересное о разных городах нашей страны», «Достопримечательности моего города», «Путешествие в разные страны», «Неофициальные и официальные символы моей страны»
Все о русском языке ( 5 часов)
«Кто придумал буквы?», «Путешествие в страну Грамматики», «Самый умный», «Слова-друзья и слова-враги», «Знатоки русского языка».
Математическая страна (5 часов)
«Юный счетчик», «Страна геометрических фигур», «Цифры и числа, которые нас окружают», «Математическая викторина», «Что можно нарисовать на листке в клетку?»
Умники и умницы ( 5 часов)
«Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Развиваем мышление», «Развиваем восприятие»
4 класс:
Живая природа ( 5 часов)
«Интересные факты о животных», «Путешествие в лес», «Где «растет» бумага?», «Что загрязняет окружающую среду?» «Перелетные птицы».
Неживая природа (3 часа )
«Сколько на земле океанов?», «Земля: песок, глина, камни, почва», «Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце — звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля».
В гости к книгам ( 7 часов)
«Домовенок Кузька», «Чему нас учат сказки», «Добро и зло в русских народных сказках», «Сказки о животных» , «Бытовые сказки», «Викторина по произведениям К. Чуковского», «Мы – сказочники».
Путешествие по городам и странам ( 4 часа)
«Символы России», «Чудеса Света», «Дальние страны», «Достопримечательности разных городов»
Все о русском языке ( 5 часов)
«Своя игра», «Путешествие в страну интересных слов», Викторина «Грамотеи», «Отгадай ребус», Праздник «Ты наш друг, родной язык».
Математическая страна (5 часов)
«Математический КВН», «Знаток математики», «Что можно сделать из геометрических фигур?»,
«Письма Королевы Математики», «Веселая математика»
Умники и умницы ( 5 часов)
«Совершенствование внимания», «Совершенствование памяти», «Совершенствование воображения», «Совершенствование мышления», «Совершенствование восприятия»
Список литературы
- Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 2 класс. – М. ВАКО, 2008
- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе- Сост. Касаткина Н.А. – Волгоград: Учитель, 2003
- Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, Академия развития, 2001 г.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников- Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг 2003 г.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников - Ярославль, Академия развития, Академия К, 1998 г.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Рабочие программы и программы по Внеурочной деятельности.
Мои программы по работе с учиниками....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...