Что такое ТРИЗ педагогика
статья
Публикация по теме применение ТРИЗ технологий в современной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория решения изобретательских задач в современной педагогике.
Для начала необходимо объяснить, что же такое Теория Решения Изобретательских Задач.
ТРИЗ- это система знаний о закономерностях развития рукотворных объектов.
Основоположником ТРИЗ стал ученый, изобретатель, писатель-фантаст и педагог Генрих Саулович Альтшулер.
В чем заслуга Г.С. Альтшулера? Ученые давно пытались понять, как работает мозг изобретателя и в основном этим занимались психологи. Они изучали самого изобретателя, то, как он думает в момент озарения, но понять природу изобретений таким образом невозможно. Что же сделал Генрих Саулович? Он пошел другим путем. Ученый стал изучать сами изобретения. Делал он это в патентном фонде, в котором трудился на тот момент, и пришел к выводу: все изобретатели, не сговариваясь и - более того! - ничего не зная друг о друге, использовали в своей работе определенный набор приемов, причем эти приемы работали в разных изобретениях по разным направлениям. Таким образом Г.С. Альтшулер вывел 40 приемов разрешения противоречий в изобретательских задачах. Следом за приемами появился Алгоритм Решения Изобретательских задач. АРИЗ стал обрастать приемами и закономерностями развития систем. ТРИЗ оказалась очень живучей именно из-за того, что опирается на алгоритмику и закономерности.
В первой половине прошлого века подвижники ТРИЗ обосновывались в БАКУ, именно там на тот момент жил Генрих Саулович Альтшулер. Теперь ТРИЗ распространена по всему миру. Международная Ассоциация ТРИЗ постоянно расширяется. Люди все больше используют инструменты ТРИЗ в своей деятельности. Ведущие фирмы многих стран активно пользуются услугами специалистов по ТРИЗ.
Что же породила сама ТРИЗ? Понятно, что самой теорией никто не занимается, эта аббревиатура на слуху, в разговоре можно услышать: мы будем преподавать детям ТРИЗ, но на самом деле на базе этой теории существуют различные инновационные технологии.
Первая- это технология развития технических систем, в основном это так называемая «железная ТРИЗ». Необходимо подчеркнуть, что на данный момент часто опускается термин «технических», сейчас речь во многом идет о различных системах не технического характера (бизнес - системы, социальные системы и т.д.)
Наиболее известная технология – это технология развития творческого воображения. Эта технология используется в как в работе со взрослыми людьми, так и с детьми.
Следующая технология – это ТРИЗ-педагогика, можно сказать что она является сестрой близнецом технологии развития творческого воображения. ТРИЗ-педагогика базируется на технологии развития творческого воображения у детей с использованием инструментов ТРИЗ.
ТРИЗ педагогика включает развитие творческого мышления. Некоторые родители не воспринимают серьезно РТВ, потому что подразумевают под этим рисование, лепку, чтение стихов и т.д., но в ТРИЗ-педагогике под творческим мышлением подразумевается собирательный образ. Творческое мышление включает в себя несколько типов мышления.
Логическое мышление. Это важное интеллектуальное качество, которое помогает оценивать ситуации, принимать решения и анализировать происходящие события. Поэтому ТРИЗ-педагоги считают очень важным усовершенствование логики у детей.
Системно-функциональное мышление. Здесь ребенок учится видеть назначение объекта ,что и для чего нужно применить. Таким ребенком сложно манипулировать. У детей формируется свободный стиль мышления.
Диалектический стиль мышления — это когда дети учатся видеть развитие объекта, т.е. как он развивается, через преодоление каких недостатков. Благодаря закономерностям, выведенным в ТРИЗ, дети могут спрогнозировать развитие объектов, событий, систем в будущем. Не просто основываясь на фантазии, а именно за счет закономерности развития.
Творческий стиль мышления — это многогранный инструмент, и поэтому его нельзя сформировать за одно – два занятия. Сама по себе ТРИЗ является системой и развитие творческого воображения необходимо осуществлять системно.
В заключении хочется указать на особую важность культивирования творчества у детей. Как сказал Л.С. Выготский, «все будущее человек постигает при помощи творческого воображения. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"
В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...
Элементы ТРИЗ-педагогики на уроке информатики
В статье содержится практический опыт применения элементов ТРИЗ на уроке информатики....
Эйдетика. ТРИЗ-педагогика.
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем ...
ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания
Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...
ТРИЗ-педагогика
Материалы научно-практического семинара...
Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»
Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»...
Консультация для педагогов Использование приемов и техники ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе в условиях школы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23326921","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...