Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (6 класс)

Алтухова Ольга Ивановна

Классный час о подвиге ленинградцев, выстоявших в условиях фашистской  блокады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_blokada_leningrada_word.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Классный час

«Блокада Ленинграда»

                                                                                                  Автор:

                                                                                           Алтухова О.И.,

учитель класса коррекции

первой квалификационной категории

С. Любимовка

2021 г.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

Цель: 

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием «блокада»;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

                                           Ход классного часа

        Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Более 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

        Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

         Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»

— Ребята, как вы понимаете слово «блокада»?

*Блокада — окружение города со всех сторон (термин на доске)

        В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.

       Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей. Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе. Вот строки из некоторых:
      Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь… У меня такое старое лицо и под глазами опухоль… Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла 250 гр. для рабочих и 125 гр. для служащих и детей. (
Отрезать в столовой)

       Никита: «Нам выдали карточки на хлеб, талончики. На них дадут немного жидкой-жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».
 

Таня: Из меню столовой лета 1942 года:
Щи из подорожника
Пюре из крапивы и щавеля
Котлеты из свекольной ботвы
Оладьи из клея казеина
Суп из дрожжей
Соевое молоко
 

     Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

     Ксюша: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».

     Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».

      Никита: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».

      Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

        Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.).
       Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все. Осталась одна Таня».

        Машинально Таня полистала свой немногословный дневничок, все семейство Савичевых встало перед нею вновь наперечет. И она, буквально, по два слова, пишет, как на крайней полосе: Савичевы умерли. И снова: умерли, и добавляет — все. За окном — весеннее дыханье, а она сиротски занесла в свой дневник: «Осталась одна Таня», даже не поставила числа.

       При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.   Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

        В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

       В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

 

       Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы — выпускали снаряды и шили обмундирование. С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки — времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было.  Целые семьи гибли от холода и голода. За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

        Стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

        Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла, и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
        И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

      Трудно даже представить, какой ценой держалась Дорога жизни — смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо.      

      14 января 1944 года войска советской армии начали операцию по ликвидации вражеской армии. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. 

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…

        Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года ему присвоено звание города-героя.

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

          Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...