Конкурсное испытание "Я - учитель" 2021
материал
Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_grazhdanskaya_pozitsiya_sovremennogo_uchitelya.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание
Эссе «Гражданская позиция современного учителя»
В жизни есть много путей самосовершенствования и познания самого себя. Главная задача, которая стоит перед человеком – это сделать правильный выбор и путь, по которому будешь идти только вперёд. Много лет назад я сделала свой выбор – быть учителем, считаю, что поступила правильно. И размышляя о своём жизненном и профессиональном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем. С детства это было моей мечтой. С каждым днем обогащаться знаниями и дарить их детям. И я считаю, что учить имеет право тот, кто постоянно учится сам.
Я думаю, каждый, кто приходит в школу, испытывает чувство неопределённости и даже страха. Но оно сразу же исчезнет, как только он окунётся в мир, где все: и дети, и взрослые - работают дружно и слаженно, как один механизм. У меня были замечательные педагоги-наставники, у которых я научилась секретам профессии. Они всегда подсказывали, поддерживали, советовали, критиковали, побуждая посмотреть на себя с разных сторон. И это всегда способствовало продвижению и стремлению стать лучше, грамотнее и стремиться к новым победам и высотам. У своих друзей-коллег я научилась умению слушать и, самое важное, слышать других, научилась видеть в каждом человеке прекрасное, что не дано увидеть многим. Их надежное плечо вселило уверенность в свои силы, заставило поверить в себя.
Конечно же, многому я научилась и у своих учеников. Кто, как ни они, «двигатели прогресса», заставляет становиться ещё умнее, мудрее и наблюдательнее?! Только, будучи «на одной волне» вместе со своими подопечными, можно понять их стремления и порывы. Именно их любознательность и (моё непреодолимое желание быть в курсе всего) помогли мне открыть для себя информационные технологии, сделать урок не просто интересным, а познавательным, выходящим за рамки школьной программы. Такой подход к обучению, я считаю, очень верным на пути самоопределения ребят в будущем.
Да, именно любознательность, стремление научиться всему новому и неизвестному, жажда новых открытий двигают мною в моей профессии. Не дают стоять на месте, унывать и грустить, постоянно самосовершенствоваться, повышать свою профессиональную компетентность. Вот почему считаю необходимым участие учителя в профессиональных мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, поскольку это позволяет не только оценить свой профессиональный уровень относительно остальных участников, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег.
В современной системе образования большое внимание уделяется ориентации на социализацию личности, формированию гражданской позиции – осознанному участию человека в жизни общества, отражающему его сознательные реальные действия, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов. Далеко не в каждой семье дети получают правильные ориентиры относительно того, как активно жить и грамотно оценивать процессы, происходящие в обществе. Поэтому истоки формирования гражданской позиции для многих детей зачастую находятся в школе. И в этой связи особое значение приобретает образ учителя.
Школа – это необыкновенный мир, полный загадок, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, неизведанного, где просто нет времени, чтобы скучать, ссориться и тратить время впустую, где всё время надо куда-то торопиться: торопиться стать интересным и нужным для окружающих тебе людей, дарить людям свою энергию, знания, умения, научиться отдавать, зачастую не требуя ничего взамен. Нужно идти в ногу со временем или даже на шаг впереди. Поэтому в этом мире уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые морально устойчивые, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые неугомонные и удивительные люди. Их называют учителями. Какие бы передовые учебники не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи – учитель. Он был, есть и, думаю, не ошибусь, если скажу, что ещё будет. Именно от него зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет перевернута и искажена. В этом контексте на первый план выходит гражданская позиция самого учителя. Во все времена (а в настоящее время особенно) гражданская позиция учителя не ограничивалась простой трансляцией знаний, умений и навыков. Настоящий учитель – это нечто большее. Это авторитет, который учит мыслить в самом широком понимании этого слова: выделять важное, грамотно оценивать происходящее, принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими и, несомненно, перед Родиной.
Только собственный пример был и остается главным способом воспитания подрастающего поколения (в век информационных технологий особенно). Чтобы быть услышанным, учителю необходимо понимать, что его слова никогда не должны расходиться с поступками. Я бы выделила два главных момента в гражданской позиции учителя: человеческое достоинство, которое он должен в любой ситуации сохранять сам и взращивать его в своих учениках, и критическое мышление, которым учитель должен лично владеть и формировать его у детей. Первая составляющая – человеческое достоинство - не позволяет поступиться тем, что важно. Важно не только для самого себя, но и для общества. Вторая составляющая – выбор, который должен быть осознанным и честным. Многогранная работа учителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном является воспитание моих учеников. Воспитание достойных граждан, обладающих принципиальной и честной позицией, которой они не изменят ни при каких условиях. Для этого ценностные категории близких и понятных ребенку объектов и понятий (семья, школа, дружба, милосердие, взаимовыручка) постепенно расширяются до уровня базовых национальных ценностей (город, регион, страна, Отечество, толерантность, вера, любовь). Если ребенок за годы, проведенные в школе не научился ценить дружбу, одноклассников, саму школу, то он никогда не станет патриотом России, никогда не будет воспринимать ее как ценность. Можно чего-то не узнать и не понять на школьных уроках. Но одного нельзя не осознать юному человеку до глубины души в годы его становления как личности, что он – гражданин России. Это сознание и должно стать стержнем его мироощущения и миропонимания. Учитель становится проводником к этим знаниям, проповедником идей, морали, нравственности, культуры, патриотизма и права. Убеждает тот, кто сам убежден и действует согласно своим убеждениям, кто страстно верит в значение и силу своего слова. Направление мыслей, интересов, стремлений учеников определяет духовная культура учителя, сила его убежденности, его человеческий талант.
Я уже не первый раз участвую в конкурсе «Учитель года». И каждый раз для меня это как «время открытий». За то время, что прошло, многое изменилось в школе. Будить мысль, побуждать к вдумчивому отношению к миру, стало недостаточным. Пришло убеждение, что учитель не должен давать готовых знаний, он должен научить добывать их, вложить в их руки инструменты, с помощью которых ученик сам сможет решать задачи, поставленные жизнью. Отсюда выросло желание делать каждый урок уроком самостоятельного открытия знаний. А что этому может помочь? Решение познавательных задач, исследования, проекты. Проектная деятельность уводит учителя от простой передачи суммы знаний, требует создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
Профессия педагога – это всегда профессия взаимодействия. Для результата важно, чтобы все значимые для ребенка взрослые действовали в одном направлении. Поэтому тесное сотрудничество с родителями – одно из необходимых условий воспитания гражданской зрелости ученика. Умение донести до родителей свою точку зрения, слышать их аргументы – основные составляющие сотрудничества учителя и родителей, их конструктивного диалога. В нашей работе важен каждый час, каждая минута. То, что мы закладываем в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, духовного облика будущего зрелого человека. Учитель учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и добрым. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения. Ни одна профессия в мире не приносит такого морального удовлетворения, как профессия учителя – удовлетворения от того, что дети, твои ученики, стали настоящими людьми – гражданами, равными партнерами в сообществе, счастливыми и успешными. Со временем политические веянья и идеологические моды меняются, остаются человеческие качества. Именно на их укрепление и развитие должны быть направлены усилия учителя, который заботится о том, какими членами общества станут его ученики. И еще. Учитель -как и любой человек – может иметь разные взгляды, в том числе, на общее благо. Как и любой другой человек, он может ошибаться. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», - гласит известная пословица. Но в отличие от других людей, учитель не может позволить себе не признавать свои ошибки, потому что он несет ответственность за души своих учеников. А их души открыты не столько словам учителя, сколько его поступкам, его примеру.
В век информационных технологий подавляющему большинству учеников не стоит труда обладать любой информацией, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Именно сейчас свою задачу я вижу не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.
Подводя итог своему размышлению, хочу сказать, что учителям, и вообще людям различных профессий, нужно чаще анализировать своё поведение и стараться самим не допускать негативных проявлений, слов и поступков, уметь признавать свою неправоту и учить этому детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа ко Дню 23 февраля
Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества...
Конкурсная программа "Дом моей мечты"
Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....
Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"
Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....
конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"
Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...
Конкурсная программа "В гостях у сказки"
Знание сказок....
конкурсная программа "Птичьи приметы"
Может быть использована как мероприятие в неделю биологии и экологии...
Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"
Конспект урока "Welcome to Moscow!" к УМК К.С. Махмурян и др. "Moscow"...