Дипломная работа "Игра как средство активизации познавательного интереса у учащихся на уроках технологии"
учебно-методический материал по технологии

Непокрытова Наталья Сергеевна

Особенности игровых уроков в процессе преподавания технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Табарсукская среднеобразовательная школа

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Игра как средство активизации познавательного интереса у учащихся на уроках технологии» 

Выполнила: Непокрытова Н.С

Научный руководитель: Быкова Елена Борисовна

доцент АНО «СПБ ЦДПО», кандидат психологических наук

Табарсук  2017

Содержание

  • Введение 
  • Глава 1. теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся
  • Глава 2. Способы активизации познавательного интереса на уроках технологии
  • 2.1 Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии
  • 2.2. Проектный метод
  • 2.3 Игровые методы и приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии
  • 2.4.Основные особенности учебных игр
  • Глава 3. Классификация игр
  • Глава 4. Применение игровых технологий на уроке
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Введение

Проблема активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес всегда являлся условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения.. Проблема развития познавательного интереса и активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие. В настоящий момент учителями-практиками отмечается снижение или полное отсутствие познавательного интереса учащихся к трудовому обучению.

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема дипломного исследования: "Игра как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках технологии"

Объект исследования: процесс обучения технологии.

Предмет исследования: игра как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках технологии.

Цель исследования: рассмотреть особенности игровых уроков в процессе преподавания технологии и  спроектировать уроки технологии с применением методов и приёмов игры, направленных на активизацию познавательного интереса учащихся.;

Гипотеза исследования: мы исходим из предположения, что игра, как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках технологии возможна, если:

- использовать игровые методы и приёмы;

- игровые методы и приёмы присутствуют на разных этапах урока.

Задачи исследования:

- Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса;

- Выявить способы активизации познавательного интереса на уроках технологии;

- Спроектировать уроки технологии, направленные на повышение познавательного интереса учащихся.

Новизна  работы заключается в разработке уроков: "Маска, я тебя знаю", "Вышивка лентами",  с использованием игровых методов и приёмов, направленных на формирование познавательного интереса.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы учителями технологии и студентами педагогического факультета.

Методы исследования: для решения исследовательских задач применялись методы теоретического анализа педагогической и методической литературы и программно-методической документации; изучение опыта активизации познавательного интереса у учителей на уроках технологии.

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного интереса учащихся

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Проблемой познавательного интереса сегодня занимаются многие коллективы образовательных и научных учреждений; их исследования опираются на научно-теоретический базис, разработанный Г.И. Щукиной.

Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

В психологическом аспекте "познавательный интерес" рассматривается, как сильное и очень значимое для человека образование

Г.И. Щукина выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:

Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения;

Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. Требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса;

Познавательный интерес - интерес школьника к причино-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях, характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания;

Теоретический интерес - познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, правильного миропонимания.

Эти ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес помогает нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не всегда принимают и выделяются они чисто условно остаются общепризнанными.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса - не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива .

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск; догадка; исследовательский поиск; готовность к решению задачи. Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес: эмоции и удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллектуальной радости; чувство успеха.

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».

Глава 2. Способы активизации познавательного интереса на уроках технологии

2.1 Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы , мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии:

- рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии ;

- профессиональной направленности содержания: показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания, осуществление внутрипредметных связей;

- реализация межпредметных связей;

- использование исторического и занимательного материала;

- использование игровых методов и приёмов обучения;

- использование информационных технологий;

- метод эмоционального стимулирования;

- создание ситуации успеха в учении;

- анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;

- метод проектной деятельности;

- метод проблемной ситуации.

В учебнике для вузов "Педагогика"  даётся чёткая классификация методов обучения, которые приемлемы для преподавания "Технологии", а именно:

- по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;

- по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей, использование технических средств, просмотр кино и телепрограмм; практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций;

- по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский;

- по логичности подхода: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический.

Данные методы обучения можно расшифровать так: по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности относятся:

- словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся);

- наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся);

- практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

Рассмотрим более подробно одни из самых часто употребляемых методов из выделенных нами.

2.2.Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проектный метод позволяет:

- научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;

- приобщаться к практической деятельности

- связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. ИКТ вызывают у школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

На уроках технологии для формирования познавательного интереса широко используются информационные технологии.

2.3.Игровые методы и приёмы обучения.

Обучающие игры - это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии для формирования познавательного интереса:

Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

- Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

- Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);

- Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;

- Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

По мнению В.Я.Платова , одним из наиболее эффективных методов активного обучения являются деловые игры. В чём же причина повсеместного интереса к деловым играм? Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, а в деловой игре - около 90%.

Во - первых, при использовании деловых игр процесс обучения приближен к реальной практической деятельности; во - вторых, все участники принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли; в - третьих, деловая игра является коллективным методом обучения; в - четвёртых, в деловых играх специальными средствами создаётся определённый эмоциональный настрой. Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

В моделирующие игры  желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы. Для примера возьмём игру "Охрана труда" , используя приём предъявления неполной информации повышаем интерес к проблеме и к уроку одновременно. Целью игры является проверка знаний учащихся нормативных требований по технике безопасности в мастерских, по результатам игры проводится аттестация участников.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.

В педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, Л П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Актуальность дидактических игр для предмета «Технология» состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, формировать познавательный интерес, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению [9; с. 54].

Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, углубить, в сравнительно небольшое время, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока Таким образом, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях :

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более общей технологии;

- в качестве урока или его части (введение, контроль);

- как технология внеклассной работы;

- как условие формирования познавательного интереса.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования познавательного интереса учащихся к учебному предмету.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимают коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

2.3.Основные особенности учебных игр:

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков . Урок игру  можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

  Итак, можно выделить следующие характерные особенности игровой технологии: 

  - активность (основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре и заканчивая обсуждением полученных результатов);

  - открытость и доступность игры заключаются в ее простоте и понятности;

  - групповой характер игровой деятельности означает, что цель игры может быть достигнута только совместными усилиями ее участников;

  - занимательность и эмоциональность;

  - целеустремленность участника игры;

  - состязательность и соревнование (побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника);

  - проблемность (ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций);

  - реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов;

  - индивидуальность (в процессе игры развиваются личностные качества школьников);

 - символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

 Все перечисленные особенности игровой технологии свидетельствуют о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности.

Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением .

Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.

Глава 3.  Классификация игр

В своей работе Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. дают классификацию игры :

«Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.

Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях. Для примера возьмём роль инспектора по электро -и пожарной безопасности, когда учащиеся работают в мастерских на станках.

Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

Игра сюжетная - игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы представленные в нескольких видах (абстрактно- логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребёнку».

Игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими . Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

- Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;

- Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;

- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. В 5-7-х классах ученики на уроках делают кроссворды, чайнворды, а 8-10-х классах больше по душе сканворды, брейкворды;

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как по технологии швейного производства, так и по технологии приготовлений пищи, материаловедению, машиноведению;

Сюжетно-ролевые игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в художников-конструкторов, модельеров, операторов швейного производства, дизайнеров, поваров, кулинаров, кондитеров. На уроках по конструированию учителя-практики предлагают учащимся быть конструкторами, а при моделировании - дизайнерами, модельерами, при изготовлении кондитерских изделий - кондитерами. Бригады придумывают сами себе название - «ателье», «конструкторская», цех или предприятие пошивочного цеха. Организацию игрового соревнования между «ателье» (бригадами). Это способствуют качественной работе бригад;

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись на команды (бригады).

Деловая игра, как не традиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, что игра позволяет активизировать учащихся, поднять их мотивацию к обучению. Игровая технология позволяет учащимся быть полноправными активными субъектами образовательного процесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогом и учащимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учитель совершенствует своё мастерство.

Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы .

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра (кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала кроссворды. Работать с ними можно с первого класса. Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Более целесообразным представляется показ его при помощи проектора. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

При организации игр нужно четко представлять себе их достоинство и недостатки.

К достоинствам относят:

- приобретение учащимся навыков принятия профессионально значимых решений в обстановке, приближенной к реальной. Обучением может предотвратить реальные ошибки;

- возможность имитации многолетнего опыта решения какого-либо вопроса, в очень короткий промежуток времени;

- приобретение знаний без прямого вмешательства или помощи преподавателя;

- игра - мощное средство побуждения интереса к содержанию, к познавательной деятельности, к активной учебной деятельности учащихся;

- перевод теоретических знаний на язык практических действий;

- возможность реализации таких необходимых для рабочего любой профессии умений, как умение видеть производственную ситуацию в целом, выделять в ней главное, цель, задачу;

- оценивать и обобщать полученные результаты, доказывать аргументировано правильность своего решения;

К недостаткам ограничивающим применение игр, относится:

- большая значимость хода игры, и ее успеха от личности преподавателя. Являющегося координатором игры;

- большая психологическая нагрузка на преподавателя как организатора игры;

- достаточно длительная ее подготовка. Кроме того, иногда более желательным является не проведение производственной игры, а обучение учащихся на реальных объектах; зачастую учащиеся увлекаются игрой ради игры и при этом страдает познавательная сторона их действий;

- потребность в информации в процессе игры слишком легко удовлетворяется по сравнению с теме затруднениями и усилиями, которые требуются в реальном деле для получения аналогичной информации;

- применяемые в игре система оценок в достаточной степени условна.

Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде .

Каждая игра включает в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному)

1. Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.

2. Процессуальный: ход игры.

3. Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.

4. Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.

Основные требования к ведущему учебно-деловой игры.

1. От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету.

2. Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру (подсказки…) и к максимальной активизации школьников. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько мимикой, жестами, взглядом.

3. Важно умение поддерживать дисциплину, т.е. контролировать ход игры.

4. Нужна смелость и решительность.

5. Каждый ведущий должен вырабатывать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.

Не желательны две крайности в ходе игры:

1. Потеря контроля - эта та ситуация когда ведущий игры идёт на поводу у участников.

2. Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников, препятствует полноценному развитию игры.

Приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины.

Глава 4. Применение игровых технологий на уроке технологии

  Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы); 5) как новая технология обучения.

Игровые формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой - либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Игровые формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Игровые уроки помогают учителю:

  • осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме;
  • обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;

.

Игра на уроке - дело серьёзное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актёры, зрители, эксперты. Актёры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличаются «леностью ума», желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей, «кладовой памяти», но может с умом пользоваться её богатствами.

Повторительно-обобщающие уроки проходят в разных формах :

I        .Выставка 2.Вернисаж

  1. Презентация кружка
  2. Ярмарка
  3. Беседы за круглым столом
  4. Чаепитие
  5. Детское кафе
  6. Аукцион знаний
  7. Исследовательские работы

10.        Творческие занятия

11.Игра «Маска, я тебя знаю»

  1. Игра «Сильное звено»
  2. «Звёздный час»
  3. «Счастливый случай»
  4. «КВН»
  5. «Рыболов»
  6. Творческий отчет
  7. Экскурсии
  8. Конкурсы
  9. Походы

17.Защита проекта.

И т.д.

Благодаря нестандартности таких уроков, удаётся привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам  

Недаром А.С. Макаренко высоко ценит играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются сами его участники.

Опрос можно проводить при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин. За правильный ответ можно давать жетоны. По количеству жетонов и получают отметки.

    Новые возможности для проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги, т. е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, делает деятельность учащихся более содержательной и приближает ее к реальной жизни.

   Детские игры представляют собой вид активной деятельности детей, во время которых они обычно воспроизводят окружающую жизнь, главным образом действия взрослых и отношения между ними. В играх проявляется потребность детей познавать окружающий мир, развиваются интеллектуальные, волевые и физические качества, формирующие личность в целом.

Тема: «Веселый клоун» - пришивание фурнитуры.

Цель: Познакомить учащихся с видами фурнитуры, с историей их появления; отработать навыки пришивания пуговиц разными способами, пришивание кнопок, крючков, формировать умение обрабатывать прорезные петли обметочными стежками; воспитывать бережное отношение к вещам, трудолюбие.

Материал: плотная ткань (не сильно осыпающаяся), нитки, игла, ножницы ,карандаш, портновский мел, необходимая фурнитура ,шаблоны, украшения для клоуна (бантики, заколки и т.д.)

Занятие 1                        План:

I. Орг. момент.

II. Знакомство с новым материалом.

   1. Виды фурнитуры, история их появления.

   2. Виды пуговиц и способы их пришивания.

   3. Подбор пуговиц для изделия, цвета пуговиц, выбор способа пришивания.

   4. Объяснение практического задания.

III. Практическая работа.

   1. Выбор ткани.

   2. Раскрой деталей.

   3. Обработка деталей

IV.Закрепление.

V.Подведение итогов и оценки.

(Проведение оценки)

Занятие 2                        План:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала.

   1. Способы пришивания кнопок и крючков.

   2. По шаблону уч-ся размечают места расположения пуговиц, кнопок и крючков.

   3. Творческая часть работы.

III. Оформление выставки «клоунов».

IV. Подведение итогов.

Первое занятие.

  1. Организационный момент
  1. Знакомство с новым материалом
  1. Виды фурнитуры, история их появления.

Изобретение пуговицы в привычном для нас комплексе с петелькой, прорезанной в ткани, приписывают датчанину Кноббе, жившему в XIX веке. А до этого одежду застегивали с помощью приспособлений, напоминающих современную английскую булавку. В Древней Руси такие приспособления назывались занозками. Во все времена пуговицы изготавливались из разных материалов и служили не только для застегивания, но и для украшения одежды. Известны пуговицы из жемчуга, хрусталя, золота, серебра, не говоря уже одеревянных и оловянных. По количеству пуговиц на костюме можно было судить ознатности и богатстве людей.

В наше время у пуговицы появились серьезные конкуренты застежка-молния и лента «велькро»( иначе ее называют «репейником» или «липучкой»).

В ходе беседы демонстрируются иллюстрации с разными видами фурнитуры, используемой в старинной и современной одежде.

  1. виды пуговиц и способы их пришивания

Дети записывают кратко и схематично способы пришивания пуговиц: параллельными стежками, крестом, в виде стрелки, в виде квадрата, совмещая квадрат и крест.

*

Пуговицы с двумя отверстиями пришивают вплотную и на ножке.

Обратить внимание на пришивание пуговицы с нижней пуговицей (подпуговицей), а также на определение длины прорезной петли для конкретной пуговицы.

  1. Подбор пуговиц для изделия из того или иного материала, цвета пуговиц и ниток, выбор способа пришивания.

4. Объяснение практического задания.

Узелок нужно прятать под пуговицей; для прочного прикрепления достаточно сделать 4-5 стежков, причем на изнаночной стороне изделия они должны быть выполнены также аккуратно, как и на лицевой, т.е. «прокол в прокол», а дляобразования ножки можно использовать подручные средства - спичку или карандаш в зависимости от толщины материала.

  1. Практическая работа.
  1. Учащиесявыбирают ткань для изготовления изделия, обращая внимание на цветовое сочетание его деталей, фурнитуры и ниток. Раскрой производится с помощью шаблонов. Для удобства каждый комплект их оформлен определенным цветом с показом места пришивания фурнитуры.

Голову и манишку изготавливают как с прокладочным слоем, так и без него. В первом случае игрушку можно использовать как игольницы.

При раскрое и пошиве соблюдайте правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

  1. Раскрой деталей.

*

  1. Обработка деталей.

Детали головы, манишки, глаз совмещаются и складываются булавками или сметываются. Срезы деталей обрабатываются петельными обметочными стежками.

Домашнее задание. Дома учащиеся заканчивают работу по обработке срезов, а также продумывают варианты оформления «Клоуна» - рот, волосы, головной убор и т.д.

  1. Закрепление.
  2. Проведение итогов и оценка.

Второе занятие (Урок-практика).

  1. Организационный момент
  1. Изучение нового материала.

1. способы пришивания кнопок и крючков (используя книжку- раскладушку)

  • Кнопка состоит из двух частей - головки и накладки. Причем головку пришивают на верхнюю деталь, а накладку (деталь с пружинкой) - на нижнюю

3-4 стежками, подбирая нитки в цвет ткани.

*

  • Комплект из крючка и петли, пришивается за ушки 3-4 стежками. Часто металлическая петля заменяется нитяной, которая и будет выполнена в работе.
  • В каких случаях лучше пришить кнопку, а в каких - крючок.
  • Когда нужно использовать пробивные, а не пришивные кнопки и крючки.
  • Какого размера подбирается фурнитура? (для верхней одежды; для блузок; для рабочей одежды и т.д.)
  1. 2. По шаблону учащиеся размечают места расположения пуговиц, кнопок и крючков.

Пуговицы с четырьмя отверстиями пришить тремя способами по выбору, пуговицу с двумя отверстиями - на ножке. Затем пришить пуговицу на стойке.

На деталях глаз обрабатываются прорезные петли, размер которых определяется по конкретной пуговице, и пришиваются крючки. Детали глаз надеваются на пуговицы - «зрачки», и по крючкам определяются места обработки нитяных петель. Голова пристегивается к манишке.

  1. 3. Творческая часть работы.

Состоит из двух этапов.

Первый, необходимо самостоятельно разработать форму и способ изготовления рта. Предлагаются варианты: пуговицы, тесьма, блестки, аппликация, вышивка и т.д.

Второй, также самостоятельно определяется возможность оформления головы волосами, бантами или головным убором. Наиболее популярен способ изготовления волос из ниток распущенных трикотажных вещей. Кто не успел полностью выполнить творческую часть работы в мастерской, тот заканчивает ее дома.

III Оформление выставки «клоунов»

Ученицы с большим интересом сравнивают свои изделия, оценивают качество их выполнения, цветовое решение и правильность выбора фурнитуры. Все это активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, способствует формированию у них художественного вкуса, общей трудовой культуры.

При обучении любым трудовым операциям важная роль отводится упражнениям, направленным на повторение определенных действий. Практика показывает, что школьники выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а хотя бы маленькое, но законченное изделие, которое в дальнейшем можно использовать как сувенир, игольницу, прихватку и т.д.

При изучении темы «Пришивание фурнитуры» предлагается изготовить плоскую настенную игрушку «Клоун». Она состоит из манишки, головы и глаз. Все детали, обработанные петельными обметочными стежками, соединяются между собой разными видами фурнитуры. Манишку украшают три пуговицы с четырьмя отверстиями, пришитыми разными способами. Она прикрепляется к голове с помощью кнопки. На голове пришиваются две пуговицы с двумя отверстиями  - «зрачки». На деталях глаз обрабатываются прорезные петли и пришиваются крючки. Через прорезные петли «глаза» надеваются на пуговицы – «зрачки», а с помощью крючков – на «брови», выполненные в виде нитяных воздушных петель. На голове также пришивается пуговица на стойке (с «ушком») – «нос».

В результате учащиеся приобретают и закрепляют следующие навыки:

- обработка срезов деталей петельными обметочными стежками;

- пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями разными способами;

- пришивание пуговиц с двумя отверстиями разными способами;

- пришивание пуговиц на стойке;

- пришивание кнопок;

- пришивание крючков;

- обработка прорезных петель;

- изготовление нитяных воздушных петель.

На изготовление «Клоуна» отводится два занятия (4ч).

Материал: плотная хлопчатобумажная, льняная или шерстяная ткань (не сильно осыпающаяся), нитки, игла, ножницы, карандаш, портновский мел, необходимую фурнитуру, шаблоны.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Амоношвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка - М,: Знание 198015.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов  /А.А. Реан, Н.В. Бордовская // СПб: Серия «Учебник нового века», 2000.

  1. Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998.-№12.
  2. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
  3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика - 1986.
  4. Денисова В. Г. Система дидактических игр, как средство формирования познавательного интереса учащихся. /В.Г. Денисова// Волгоград: Дис. канд. пед. наук. 1996.
  5. Денисова В. Г. Система дидактических игр, как средство формирования познавательного интереса учащихся./В.Г. Денисова// Волгоград: Дис. канд. пед. наук. 1996.
  6. Иванова М.В. Активизация учащихся на уроках технологии / М.В. Иванова // М.: Школьная пресса, Школа и производство №4, 2006
  7. Керлянт A.M. Карты виртуального мира // География в школе. 2001.№8
  8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М,: Просвещение, 1980.
  9.  Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. / К.В. Петров, Г.М. Коджаспирова //М.: Педагогика, 2001г.
  10. Онищук В.А. Урок в современной школе  / Онищук В.А. // М.: Просвещение 2002г.,
  11.  Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров // - М.: Рос. пед. агентство, 1996г.,
  12.  Платов В.Я. Деловые игры.  /В.Я. Платов // М.: Профиздат, 1998г.
  13.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН.  / И.П. Подласый// М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2005г.
  14.  Чигирёв А.Н. Деловая игра "Технология проектирования" // А.Н. Чигирёв / М.: Школьная пресса, Школа и производство 2004г. №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Конспект урока по физике в 7 классе. Тема урока:    Вес воздуха. Атмосферное давление. Цели урока: Образовательные: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, эксперим...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...

"Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках химии"

Игра -  наиболее знакомый для детей вид деятельности, позволяющий проявлять ученикам свои индивидуальные особенности.  Учебные игры способствуют развитию положительной мотивации к процессу п...