Методическая разработка Извержение вулкана"
план-конспект

Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.

Формировать умение делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул.Ленинградская, здание №55

Тел.8(83177) 35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми по теме «Извержение вулкана»

 (опытно-экспериментальная деятельность)

Воспитатель 1 квалификационной категории

Модина Татьяна Валерьевна

вулкан

Г.о.г.Выкса, 2021

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

развитие речи,

физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Место проведения: помещение группы «Ромашка»

Участники: дети, воспитатель, родители.

Цель. Формирование у детей предпосылок к опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.

2.  Формировать умение делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

2. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в парах.

Оборудование: поднос, муляж вулкана, лимонная кислота, сода, красная гуашь, моющее средство, иллюстрации с изображением вулкана, листы бумаги, карандаши, схема проведения опыта «Извержения вулкана», презентация на тему: «Вулканы», папка «Юные исследователи», знаки безопасности.
Техническое оборудование: ноутбук.

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.

Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, просмотр мультфильмов о вулканах («Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)

Методы и приёмы:

Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение, в группе приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята тоже хорошее настроение.

- Покажи, какое у вас настроение (Показывает). Мое хорошее настроение плюс твоё хорошее настроение — это уже два хороших настроения.

-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете моими помощниками.

- А хотите подарить своё хорошее настроение нашим гостям?

Приготовьте ладошки, и я считаю: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!

Воспитатель: дети, а вы любите проводить опыты?

-Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Согласны?

А вы знаете, как себя правильно вести в лаборатории? Я напомню вам правила:

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору Всезнамусу. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые.

Воспитатель: вы готовы отправиться в лабораторию.

(Звучит таинственная музыка)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ученых превратились (открываем глазки)

2. Основная часть.

Воспитатель: вот мы и попали в научную лабораторию профессора Всезнамуса

- Здравствуйте профессор! (тишина)

- Странно, почему-то его нет? Ребята, вот записка лежит на столе, хотите узнать, что в ней написано?

Профессор: Добрый день, Татьяна Валерьевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов, ответственным в лаборатории назначаю Вас Татьяна Валерьевна. Желаю успехов в вашем научном эксперименте.

Воспитатель: спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.

Воспитатель: смотрите, а профессор, оставил нам ещё и задание, отгадать загадку?
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам 
Могу я спать, могу рычать, 
Огонь и пепел извергать, 
А ну, попробуй угадать, 
Как же меня звать?
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! А что же это за явление такое – вулкан?
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам вспомнить и, рассказать и показать эту легенду  про древнего бога Вулкана нашим гостям.

 Слайд №1. Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. 
Слайд №2. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан. (в презентации и на макет вулкана)
Воспитатель: правильно! А что извергает вулкан?
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана?
Воспитатель: Найдите, пожалуйста, этот предмет на столе. (Воронка).

Воспитатель: верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма или просто лава, которая сжигает всё на своём пути.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6. А если вулкан начинает извергаться, то есть магма начинает двигаться в жерло вулкана, то – это действующий вулкан.

- Вот сколько новых слов вы узнали.

- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана? (.)

Воспитатель: смотрите, какие макеты гор мы с вами подготовили, но это спящие вулканы, а нам надо, чтобы они стали действующими. Ребята, может быть, вы знаете, как нам это сделать, давайте попробуем поразмышлять.

-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (воду)

-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на экран компьютера.

На экране:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем. Ещё дана и схема.

- Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?

-А может нам немного отдохнуть?

Динамическая пауза.

Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.

1. Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).

2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).

3. Но вот он начал уставать, огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).

4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).

5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).

Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан?

Воспитатель: ну тогда

Быстро встали, улыбнулись!

Выше, выше потянулись!

Вправо, влево поворот! И идём скорей вперёд!

Воспитатель: вот мы и пришли к своим столам, у нас все готово для проведения опытов.

3. Практическая часть.

- Каждый садиться за стол и внимательно смотрит, что на нём находиться, но помните правила ничего не трогать голыми руками, не брать в рот, а всё делать по правилам и по схеме, а мы с гостями будем за вами наблюдать, а я ещё смогу вам подсказать.

- Давайте попробуем запустить наш вулкан. Первой выливаем жидкость красного цвета, сосуд 1, а затем добавляем жидкость из 2-го сосуда с лимонной кислотой.

- Скажите, что сейчас произошло? (.)

- А почему так получилось? ()

- Вам понравился наш опыт? ()

- Я думаю, что профессору было бы интересно увидеть наши результаты. Я предлагаю вам зарисовать опыт и рисунки отправить профессору. Мне очень понравилось с вами работать.

4. Заключительная часть.

-Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными.

-А сейчас пора возвращаться в детский сад.

Закройте глаза и скажем волшебные слова.

Сейчас кругом я повернусь. И в детском саду я окажусь!

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, а профессор вам оставил сюрприз, не все вулканы такие грозные есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки.

(Из кратера макета достаются конфеты).

- Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и повесьте их себе. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы к уроку по теме "Извержение вулкана"

Небольшая подборка ребусов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...

ЧС природного характера. Извержение вулкана Тамбора.1815 год

Хронология событий и последствия извержения вулкана Тамбора....

Методическая разработка урока "Землетрясение и вулканы"

Конспект урока для 5 класса по географии....

Методическая разработка урока "Вулканы Земли"

Методическая разработка по теме   «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии»  Урок по теме «Вулканы Земли» (5 класс)...

Мастер - класс по географии "Извержение Вулкана" 2022 г 5 класс

Я плююсь огнем и лавой,Я – опасный великан,Славен я недоброй славой,Как зовут меня?( вулкан) Ссылка на Информационный плакат и Видеоролик https://disk.yandex.ru/d/ogE6LFpGbWpF3g...

Урок по теме "Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулканов".

 Урок ОБЖ в 9 классе.  Цель: сформировать представление о вулканах, безопасном поведении во время извержения.      Задачи:Расширить представление  о...