рабочая программа кружка "Память" 5 класс 1 час в неделю
рабочая программа (5 класс)
Программа «Память» – одно из важнейших средств обучения и воспитания. Она содействует осуществлению общего образования, содействует духовно- нравственному воспитанию обучающихся, расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей Великой Отечественной войны, а также с историей военных конфликтов второй половины XX века. Воспитывает любовь к Родине, гордость за Отечество. Через реализацию составленной программы происходит раскрытие духовно-нравственного потенциала детей и подростков. Учащиеся осознают патриотические ценности, уважение к историческому прошлому малой Родины и России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pamyat.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Обоснование актуальности программы
В начале 90-х годов ХХ столетия вследствие кризисных явлений в экономике, политике, культуре и иных социальных сферах Российской Федерации произошел резкий спад патриотизма у населения страны, ухудшилась работа по воспитанию учащихся в рамках осуществления внутренней политики государства. Вызывал тревогу крайне низкий уровень формирования патриотических качеств у граждан России, ее молодого поколения. В этот период значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям. Стала ослабевать память к воинам, павшим за Родину в годы войны. Молодое поколение не акцентировало внимание на таких понятиях как долг, честь, достоинство, знание истории своего народа.
Именно в этот период чрезвычайно острыми стали проблемы вооруженной защиты государства, обеспечения безопасности не только границ, но и повседневной, мирной жизни граждан. Одной из главных причин такого положения дел является снижение роли и значения патриотического воспитания молодежи, отсутствие патриотической идеи в обществе.
В связи с выше сказанным программа «Память» очень актуальна на сегодняшний день, т.к. патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
1.2.Суть программы
Программа «Память» – одно из важнейших средств обучения и воспитания. Она содействует осуществлению общего образования, содействует духовно- нравственному воспитанию обучающихся, расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей Великой Отечественной войны, а также с историей военных конфликтов второй половины XX века. Воспитывает любовь к Родине, гордость за Отечество. Через реализацию составленной программы происходит раскрытие духовно-нравственного потенциала детей и подростков. Учащиеся осознают патриотические ценности, уважение к историческому прошлому малой Родины и России. Важное место занимают встречи с интересными людьми, очевидцами событий, экскурсии. Работа программы проходит также через музейную деятельность. В ходе работы совершенствуются познавательные интересы и способности, происходит овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
1.3. Цель работы:
Введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места с которого начинается его судьба. Формирование социальных личностных качества человека, воспитание гражданина-патриота, способного активно участвовать в созидательном процессе жизни общества.
1.4. Задачи:
- Изучать историю и природу родного края с древних времен, составление летописи наших дней;
- Пробуждать в сердце ребенка любовь к родному краю, его природным богатствам;
- Изучать родословные, семейные традиции и обряды, развивать и поощрять интерес к истории рода;
- Изучать жизнь и деятельность земляков;
- Изучать культурное наследие и творчество жителей родного края;
- Изучать историческое прошлое края по вещественным источникам;
- Воспитывать чувство гуманности к людям старшего поколения, бережного отношения к памяти и к памятникам прошедших и настоящих событий;
- Углубить и расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны, а также по истории военных конфликтов второй половины XX века.
- Совершенствовать деятельность музея и его роль в образовании и воспитании детей;
- Развивать основные навыки поисковой и исследовательской деятельности музейного дела;
- Ориентировать на творческую коллективную деятельность.
- Развивать коммуникативные и организационные качества личности.
- Научить учащихся работать с историческими документами, материалами периодической печати о гражданско-патриотической деятельности.
Программа рассчитанная на один год обучения для детей среднего школьного возраста ( 5-9 классы), без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа объединения «Память» написана с предъявляемыми требованиями в соответствии с «Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; учитывая возрастные особенности детей; создавая условия для развития личности воспитанника.
В организации занятий применяются различные формы: проблемно-поисковая деятельность, походы, встречи, исследовательская деятельность, работа в музее.
Помнить свои корни и любить свою Отчизну – это долг каждого россиянина.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Вводное занятие.
Организация занятий. Задачи и содержание работы краеведческого кружка Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения. Особенности работы историков-краеведов. Значение работы. Инструктаж по технике безопасности.
- Возможности краеведения в окрестностях села.
Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие сельского хозяйства, транспортной сети.
- Знакомство с экспонатами школьного музея.
Письменные источники. Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов.
Презентация -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей.
- Военно-патриотическая работа.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Лекция, изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Уход за братской могилой.
- Школьный музей.
Учет, хранение экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Хранение документов и обращение с ними Работа с документами школьного музея.
Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами, экскурсии в школьном музее.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОАНИЕ.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата | ||
план | факт | |||||
| ||||||
Вводное занятие. «С чего начинается Родина» | 1 | Цели и задачи кружка. Выборы актива музея Инструктаж по технике безопасности | 4.09 | |||
Вводное занятие. Ставропольский край в древности. | 1 | Географическое и культурно-историческое пространство Ставропольского края. Направления краеведения. | 11.09 | |||
Источники знаний о прошлом. | 1 | Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология. | 14.09 | |||
II. Возможности краеведения в окрестностях села. (5 часов) | ||||||
Из истории основания Курского района. | 1 | Беседа, работа с картой области | 18.09 | |||
Виртуальная экскурсия «Земля Ставропольская» | 1 | Просмотр презентации, видиоурок. | 25.09 | |||
Ставропольский край. Географическое положение. Климат. Воды. Почвы | 1 | Беседа, работа с картой района/края. Экскурсия в природу. | 2.10 | |||
Разнообразие животного мира Ставропольского края. | 1 | Работа с Красной книгой Ставропольского края. Беседа. Просмотр презентации. | 9.10 | |||
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. | 1 | Музеи, библиотеки, архивы. Семейные архивы. Правила поведения в музеях. Посещение музея. | 16.10 | |||
III. Военно-патриотическая работа(14 часов). | ||||||
Сбор информации о Великой Отечественной войне. Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. | 23.10 | |||
В годы суровых испытаний. | 1 | Изучение событий боевых действий в период ВОВ на территории СК. | 30.10 | |||
Подвиг гражданский и человеческий. Труженики тыла. | 1 | Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. | 13.11 | |||
Блокада Ленинграда. | 1 | Просмотр видеофрагментов, презентаций | 20.11 | |||
Города-герои | 1 | Ознакомление с Городами-героями, с их подвигом во время Великой Отечественной войны; прослушивание докладчиков; проведение викторины; презентация | 27.11 | |||
Холокост - память поколений | 1 | Ознакомление с трагедией Холокоста; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны. | 4.12 | |||
«Я родом не из детства – из войны» | 1 | Знакомство учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ. | 11.12 | |||
Боевые подруги. | 1 | Подвиг женщин на фронте и в тылу в годы ВОВ. | 18.12 | |||
«Неизвестная высота» | 1 | Цикл тематических классных часов о малоизвестных эпизодах войны» | 25.12 | |||
Память, которой не будет конца | 1 | Освобождение Ставропольского края от немецко–фашистских захватчиков. | 15.01 | |||
"Искусство, воспевающее подвиг" | 1 | Тема войны в искусстве. Знакомство с наиболее известными произведениями. | 22.01 | |||
«Письмо победы» | 1 | Скажи «спасибо» лично. Составление писем благодарности и поздравлений участникам ВОВ. | 29.01 | |||
«Отчизны верные сыны» | 1 | Наши земляки- участники афганской войны. Наши земляки- участники контртеррористических операций в Чеченской республике. Конкурс рисунков «Непобедимые» | 12.02 | |||
Урок мужества | 1 | Расширение знаний учащихся о героических страницах истории нашего Отечества. День воинской славы России. | 19.02 | |||
IV.Школьный музей (13 часов) | ||||||
Музеи мира: история и современность. | 1 | Знакомство с известными музеями мира и России через виртуальные экскурсии. Знакомство с музейными экспонатами школы. | 26.02 | |||
Организация поисковой работы | 1 | Пополнение фонда музея. Поиск информации, документов о выдающихся людях, семьях родного села. | 05.03 | |||
«Я – экскурсовод» | 1 | Разработка и проведения экскурсий по школьному музею с последующим обсуждением. | 12.03 | |||
«Отзовись, фотография». | 1 | История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда. | 19.03 | |||
«Древо рода» | 1 | Виды родословий. Советы по порядку и оформлению работы «Семейное родословие». Памятка по составлению родословной картотеки. | 02.04 | |||
Наши прадеды – герои | 1 | Сбор информации и воспоминаний о своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны; Как найти информацию о своих предках. | 09.04 | |||
Символы России. Геральдика Родины. | 1 | Флаг, герб, гимн, конституция РФ. Геральдика Родины. | 16.04 | |||
Творческая мастерская. Мой герб. | 1 | Изготовление семейного герба | 23.04 | |||
«Мое село родное» | 1 | Достопримечательности нашего села. Систематизация музейных экспонатов. | 30.04 | |||
«Традиции моей малой родины». | 1 | Декоративно-прикладное искусство, песенное творчество и народные праздники нашей малой родины. | 07.05 | |||
33. | «Поклонимся великим тем годам» | 1 | Подготовка к празднованию годовщины победы. Оформление стенда. Конкурс рисунков. | 14.05 | ||
334. | «Памятники района рассказывают» | 1 | Посещение памятников села и района. Беседа о бережном отношении к памятникам старины. Проведение работ по благоустройству территории вокруг памятников. | 21.05 | ||
35. | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение изученного, систематизация полученной в результате работы информации. | 28.05 |
Список рекомендуемой литературы.
- Брошюра «Музейно – педагогическая деятельность в системе воспитания и дополнительного образования детей.
- Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г. Краткая история. Воениздат, М., 1967 г.
- Великая Отечественная 1941-1945 г.г. М., «Планета», 1985 г.
- Человек в истории. Россия- XX век.
- Марков С. Афганистан! Ты весь во мне… «Периодика Кубани», 2005 г.
- Неустроев С.А. Русский солдат: на пути к рейхстагу: мемуары. Краснодар: Советская Кубань, 1997 г.
- Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 1995 г.
- Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998.
- Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997 г.
- Наш край: документы, материалы, 1917 – 1977г.г. Ставрополь, 1983г.
- Памятники истории и культуры Ставрополья. Ставрополь, 1971.
Цифровые образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)
Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...
Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)
Рабочая программа по линии Пономоревой ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...
рабочая программа алгебра (3,5ч в неделю) 7 класс УМК Ю.Н. Макарычев
рабочая программа по алгебре 7 класс с изменениями на учебный 2018-2018 уч.год...
Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)
Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...
Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)
Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...
Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю
Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...
Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...