"Здоровый образ жизни"
материал
Предварительный просмотр:
Тренинг "Здоровье или вредные привычки. Что выбираешь ты?"
Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Познакомить учащегося с понятиями «вредные привычки» и «полезные привычки».
- Выработать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, токсикомании.
- Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.
Оборудование и материалы:
- компьютер, презентация.
- клубок ниток,
- разноцветные жетоны (красные, синие, голубые, зеленые, серые, желтые, черные, коричневые) + 2 коробочки;
- заготовка дерева, цветная бумага, клей, ножницы.
- «браслетики» с высказываниями о здоровье
Форма занятия: тренинговое занятие с использованием современных компьютерных технологий.
Возраст участников: учащиеся 7 класса, возраст: 13-14 лет.
Время проведения: 1час 20 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Вводная часть.
Психолог (ведущий). Добрый день, дорогие ребята!
2. Определение эмоционального состояния присутствующих:
Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный, голубой, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.
(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения после полученных эмоций).
3. Принятие правил.
Сегодня на занятии каждый из вас имеет право свободно высказывать свое мнение, но для этого я предлагаю следовать нескольким правилам, а именно:
- каждый говорит от своего имени "я считаю", "я думаю";
- искренне говорим то, что думаем и чувствуем;
- правило поднятой руки, т.е. говорит только тот, кому дали слово, никто его не перебивает.
4. Упражнение «Моя любимая привычка».
Прежде чем мы начнем наш серьезный разговор, давайте поприветствуем друг друга. Учащиеся, обращаясь, друг к другу, передают клубок и называют свою любимую привычку.
Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
2. Основная часть.
Психолог (ведущий). Как вы понимаете слово привычка? Приведите примеры полезных и вредных привычек. Ответы учащихся.
Психолог (ведущий). Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, делаем как бы автоматически.(Например: привычка одеваться, умываться). Привычки могут приносить человеку пользу (назвать их) поэтому их называют - полезными. Человек может улучшить здоровье, стать сильным. Но бывают такие привычки, которые наносят вред здоровью людей - это вредные привычки. Если они уже закрепились в поведении человека, отказаться от них бывает очень сложно.
1. Упражнение «Привычка»
Учащиеся встают в круг и если команда ведущего начинается со слов «Прошу», выполняют различные действия. (Прошу присесть, прошу встать, прошу улыбнуться, прошу поднять руку вверх, побежать и т.д.). Таких команд должно быть много, чтобы участники группы привыкли их выполнять. В определенный момент, ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять его указание).
Психолог (ведущий). привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
Привычки – это то, что сопровождает нас всю жизнь. От некоторых из них необходимо избавляться, а некоторые наоборот нужно приобретать.
Сегодня мы с вами поговорим о выборе между здоровьем и вредными привычками.
Я думаю, что наше здоровье зависит от многих факторов: состояния здоровья родителей, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того что мы выбираем.
2. Упражнение «Дерево жизни».
Работа в группах. Создайте в группе дерево жизни «Влияние привычек на здоровье человека». Во время выполнения задания психолог говорит:
В почву нашей жизни часто попадают так называемые ненужные удобрения: физические, эмоциональные, духовные насилия.
Их воздействие очень влияет на корни; появляются неуверенность, стыд, страх, беспокойство, одиночество.
И из этих «удобренных» корней вырастает дерево зависимости с ветвями токсикомании, наркомании, алкоголизма, курения и др.
А если в почву добавлять не зло, а более благодатные «удобрения» – доверие, приятие, безопасность, защищенность, поливать это дерево настоящей любовью, вырастает чувство собственного достоинства.
А ствол становится здоровым крепким организмом, который начинает приносить плоды. Плоды самоуважения, самореализации, ответственности, радости к жизни.
И только от тебя зависит, чем ты будешь удобрять свою почву жизни.
Какой путь ты выбираешь: быть хозяином своей жизни или всю жизнь быть в полной зависимости от своих вредных привычек.
С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым.
Учащиеся представляют результаты работы в группе (повесить на доску).
Психолог (ведущий). Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважения к самому себе.
3. Упражнение «Марионетка»
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.
Выбрать в группе "марионетку" и три человека "кукловодов". Упражнение заключается в том, что учащимся предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток".
Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиции группа представляет свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей.
После того как выступят, психолог проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта.
Психолог (ведущий). В каких ситуациях люди становятся марионетками? Ответы учащихся: алкогольная, наркотическая зависимость, слабохарактерность, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и т.д.
Действительно, когда человек перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а становится марионеткой. Вот вам пример марионетки: мужчина рано утром собирается на работу. Надевает красивый костюм (он должен хорошо выглядеть, т.к. находится на руководящей должности). У него есть маленькая вредная привычка: по утрам он любит после завтрака перед выходом выпить чашку кофе и выкурить сигарету. В одно прекрасное утро он обнаружил, что сигареты закончились. Ему надо было уже выходить, а он все никак не мог найти сигареты, обыскал весь дом. Тут он вспомнил, что когда-то он уронил одну сигарету за кресло и поленился достать. С облегчением он, в шикарном костюме, встает на колени, отодвигает кресло и копается в пыли в поисках сигареты. В этот момент он остановился: «Что я делаю? Я, высокопоставленный человек, уважающий себя, стою на коленях перед сигаретой, валяющейся в пыли?» После этого глубокого переживания он бросил курить.
4. Мозговой штурм: Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики?
Говорят дети по кругу.
Причины:
- Любопытство
- Пример друзей и взрослых
- Наличие свободных денег
- Желание выглядеть современным, взрослым, «крутым»
- Влияние кино и телевидения, рекламы
- От нечего делать
- Установить контакт со сверстниками
- Потому что не смог отказаться;
- Чтобы поднять настроение;
- Чтобы быть более раскованным, смелым;
Итак, подведем итог вышесказанному. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек. У них нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).
Групповая работа.
Сейчас каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Любопытство | Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер |
Расслабление | Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать |
Влиться в компанию | Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом |
Понравиться молодому человеку (девушке) | Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях |
Получить кайф | Сходить на каток или в аквапарк |
Забыть о проблемах | Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе |
Снять барьеры в общении | Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры |
Согреться | Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться |
Снять напряжение | Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино |
Представитель каждой группы зачитывает предложения.
Психолог (ведущий). Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
5. Игра-упражнение «Жизнь с болезнью»
Цель упражнения: дать участникам возможность прочувствовать состояние полной зависимости от вредной привычки.
Участникам раздаются 12 небольших листочков бумаги и ручка (карандаш). Задание: написать 4 любимых блюда, 4 любимых занятия и 4 любимых человека.
Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я прошу отдать по 1-й карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого психолог сам проходит по кругу и забирает не глядя по 1 листочку любимого блюда, занятия, близкого человека у каждого участника. Это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
ОБСУЖДЕНИЕ
– Как себя чувствовали участники во время игры?
– Как сейчас себя чувствуют?
– С чем (или с кем) труднее было расставаться?
Психолог (ведущий). Прежде чем что-либо попробовать, нужно подумать, а стоит ли находиться в состоянии этой зависимости, дать возможность привычке управлять тобой.
6. Упражнение «Стряхни»
Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
АНАЛИЗ:
– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
3. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
Психолог (ведущий). Продолжи фразу: « Сегодня на занятии мне понравилось… Я хочу вам пожелать…»
2. Оценка эмоционального состояния
Ребята, в начале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).
3. «Якорь»
Разрешите мне подарить вам на память «браслетики» о нашем мероприятии.
Все здоровые люди любят жизнь. Генрих Гейне |
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Артур Шопенгауэр |
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т. |
Здоровье дороже богатства. Рей Д |
Здоровье дороже золота. Шекспир В |
Счастье заключается прежде всего в здоровье. Куртис Г. |
Здоровье — мудрых гонорар. Беранже П. Ж |
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Д. Леббок |
Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Бёрне |
Здоровье – всему голова. М. А. Шолохов |
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Герберт Спенсер |
Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья. Марк Туллий Цицерон |
Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту. Томас Мор |
Без здоровья невозможно и счастье В. Г. Белинский |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...