Личность педагога профессионального обучения
статья
Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологического напряжения – уникальная. Уникальность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия педагога принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.
Однако, в обыденном сознании труд учителя воспринимается как механическая, изнурительная, повторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле – это высокая и ответственная миссия, предназначение которой – способствовать самоопределению личности в культуре, утверждению человека в человеке. Именно педагог выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, потому как невозможно создать чудодейственных педагогических систем без творческой, социально активной личности, способной свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательной среде.
Педагогическая профессия – одна из самых постоянных, известных и востребованных на протяжении многих столетий. Она влияет на все остальные профессии, так как они осваиваются в результате целенаправленной педагогической деятельности.
Быстро меняющийся современный мир одновременно преобразует и социально-педагогические функции учителя и требования к нему. Педагог теперь трансформируется из традиционного «предметника» в организатора социальных процессов, формирующих личность учащегося. Сегодня цель образования – не просто передача новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие способностей растущего человека. На смену традиционным взглядам приходит новая педагогическая система, и в этой связи требования, предъявляемые обществом к личности учителя, меняются, отражая обновленные содержание и структуру его профессиональной деятельности.
Таким образом, важная роль личности педагога для осуществления педагогической деятельности не вызывает сомнения. Однако проблема изучения современных требований к профессиональным и личностным качествам человека, избравшего для себя педагогическую профессию, является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_pedagoga_professionalnogo_obucheniya.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ЛО «ЛИСИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Статья на тему
«Личность педагога профессионального обучения»
Выполнила: преподаватель физики
Агаева Марина Эдуардовна
Лисино
2021
«Только личность может
действовать на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер»
К. Д. Ушинский
Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым, высоконравственным людям. [10, с.11].
Образ педагога обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России происходит реформа образовательной системы. Современному обществу нужен новый преподаватель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. [14].
Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологического напряжения – уникальная. Уникальность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия педагога принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. [15].
Однако, в обыденном сознании труд учителя воспринимается как механическая, изнурительная, повторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле – это высокая и ответственная миссия, предназначение которой – способствовать самоопределению личности в культуре, утверждению человека в человеке. Именно педагог выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, потому как невозможно создать чудодейственных педагогических систем без творческой, социально активной личности, способной свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательной среде. [15].
Педагогическая профессия – одна из самых постоянных, известных и востребованных на протяжении многих столетий. Она влияет на все остальные профессии, так как они осваиваются в результате целенаправленной педагогической деятельности.
Быстро меняющийся современный мир одновременно преобразует и социально-педагогические функции учителя и требования к нему. Педагог теперь трансформируется из традиционного «предметника» в организатора социальных процессов, формирующих личность учащегося. Сегодня цель образования – не просто передача новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие способностей растущего человека. На смену традиционным взглядам приходит новая педагогическая система, и в этой связи требования, предъявляемые обществом к личности учителя, меняются, отражая обновленные содержание и структуру его профессиональной деятельности.
Таким образом, важная роль личности педагога для осуществления педагогической деятельности не вызывает сомнения. Однако проблема изучения современных требований к профессиональным и личностным качествам человека, избравшего для себя педагогическую профессию, является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной. [15].
Понятие «личность педагога»
Личность учителя - важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. [13].
Многие педагоги утверждают, что становление учителя - это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.
Общественные науки так определяют понятие «личность»: «Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни». [16].
По мнению Г. Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.
Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться. [13].
Но личность - это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.
Личность - явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное - это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя - тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки - тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане - это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы». [13].
Ученые считают, что личность педагога формируется из следующих факторов: направленность личности, профессиональная компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства. [11].
Направленность личности
Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. [4]. [8].
Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).
В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.
Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем обществом, где он живет и работает.
Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные (ориентированные на сохранение и поддержание существования) ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др. [12, с.19-20].
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.
Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.
Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.
К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное - хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.
Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда. [12, с.21-25].
Профессиональная компетентность
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
1. социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
2. персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
3. специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
4. аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;
5. экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
− гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
− идеологические умения - социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
− дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
− организационно-методические умения - умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
− коммуникативно-режиссерские умения - общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские умения в сфере педагогической режиссуры;
− прогностические умения - общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
− рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
− организационно-педагогические умения - общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
− общепрофессиональные умения - умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
− конструктивные умения - интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
− технологические умения - количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
− производственно-операционные умения - общетрудовые умения по смежным профессиям;
− специальные умения - узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства. [12, с.25-29].
Профессионально важные качества
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений. [9].
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с учащимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. [5].
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна, особенно для мастера производственного обучения. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации.
К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры.
Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку как высшей ценности на Земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.
Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.
Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале - шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон.
Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.
Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. [12, с.29-32].
Психофизиологические свойства личности
В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом сочувствии к переживаниям учащихся. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.
Кроме того, одним из педагогически значимых индивидуально-психологических свойств является ригидность, проявляющаяся как привязанность к однотипным способам действия и восприятия или относительная неспособность изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия.
Педагогически значимым является такое свойство, как эмоциональная устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Постоянное психическое напряжение отрицательно сказывается на продуктивности педагогической деятельности.
Большое значение имеет внимание. Умение контролировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь не только концентрировать внимание на объектах, но и распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.
С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности. Педагогическая наблюдательность − это прежде всего способность проникать во внутренний мир человека, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, проявление интереса к окружающей действительности.
Глазомер и зрительно-двигательная координация особенно важны для педагога профессионального обучения, которому приходится работать с измерительными приборами, станками, промышленным оборудованием, аппаратами, автомобилями и т.д., где нужны точность и четкость движений, четкая координация движений, быстрота реакции.
Интуиция также играет важную роль в педагогической деятельности. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуации, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение. Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности.
Мимика, пантомимика, умение пользоваться выразительными средствами (речью, жестами) в деятельности педагога должны присутствовать, от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности. Умение пользоваться выразительными средствами во многом зависит от психофизиологических особенностей личности.
Педагогу нужно помнить, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. [12].
Требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). [6].
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности. [8].
Важнейшими профессиональными требованиями к учителю являются:
1) глубокое знание предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может возбудить интерес к знаниям и уважение к учителю и его требованиям;
2) желание и умение передать знания, а также интерес к своему предмету и увлеченность им;
3) высокий культурный уровень и широкий кругозор;
4) любовь к детям, интерес к их жизни, уважение к личности каждого учащегося;
5) педагогический такт – это мера проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия. С ним связаны выдержка, самообладание, терпение, толерантность;
6) организаторские способности: инициативность, энергия, бодрость, вера в себя, актерские и режиссерские способности;
7) побуждение к действию и «торможение» какого-либо неверного действия, поступка или эмоции;
8) внешность. Педагог постоянно «находится на людях», общается с учениками, являясь примером для подражания. [17].
Глоссарий
Направленность личности - это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.
Педагогическое призвание - означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Профессиональный педагогический долг - это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему.
Профессиональная честь - предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со стороны всех участников педагогического процесса - взрослых и детей.
Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. [12, с. 31].
Заключение
В своих первых выступлениях и интервью министр образования О.Ю. Васильева сделала акцент на том, что нужно изменить отношение общества к учительскому труду. Труд педагога − это не услуга, это − служение. «Мы воспитываем и обучаем наше будущее… Все зависит от нас, от личности учителя», – подчеркнула она. И это действительно так.
Изучая современные требования к личности педагога, можно выделить требования, предъявляемые к уровню профессионализма, и необходимые человеческие качества, обеспечивающие эффективное педагогическое взаимодействие, успешную педагогическую деятельность.
Итак, педагог должен обладать сегодня следующими качествами:
- Общественно-мировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета);
- Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности, педагогический такт, педагогическая наблюдательность, интерес к ребенку как к личности, творческое отношение к делу, умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт, педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные);
- Личностными качествами: справедливость, ответственность, принципиальность, доброта в сочетании с требовательностью, скромность, верность слову, общительность, сдержанность и др. [18].
Педагог − одна из самых сложных и ответственных профессий. Современный учитель не только ретранслятор достижений человечества, творец будущих поколений, но и личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. То насколько будет полноценным личностное развитие учителя, будет зависеть и личностное развитие обучающихся, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности. [11].
Список использованных источников и литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. − Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/be9b491462eef28cf24996b4ec99ff345035b06d/, свободный. (Дата обращения: 16.12.2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ — М.: Омега — Л., 2018. — 134 с.
3. Генденштейн, Л. Э. Физика. 10 класс. В 2 ч. Часть 1: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2017. – 448 с. : ил.
4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. − Екатеринбург, 2015. – 236 с.
5. Мижериков, В.А., Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. − М.: Педагогическое общество России, 2012. − 268 с.
6. Морозова, Г.К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы. – С. 41 – 44.
7. Мякишев, Г. Я. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, А. З. Синяков. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 349, [3] с.: ил.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
9. Стефановская, Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: учебное пособие для студ. пед. вузов / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 2016. – С. 44-82.
10. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П.Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.— 176 с.
11. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
12. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. − Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2013. - Кн.1 - 174 с.
13. Личность учителя [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.eduinterest.ru/deceds-376-1.html , свободный. (Дата обращения: 16.07.2018)
14. Личность педагога в современной школе [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/11/22/doklad-na-temu-lichnost-pedagoga-v-sovremennoy-shkole, свободный. (Дата обращения: 06.12.2020)
15. Основные требования к личности современного педагога [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/03/13/osnovnye-trebovaniya-k-lichnosti-sovremennogo-pedagoga, свободный. (Дата обращения: 26.12.2020)
16. Требования профессии к личности педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1842610/pedagogika/trebovaniya_professii_lichnosti_pedagoga, свободный. (Дата обращения: 20.12.2020)
17. Электронная библиотека Педагогика: Шпаргалка [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/30623-pedagogika-shpargalka-kollektiv-avtorov/read/page-1.html, свободный. (Дата обращения: 19.12.2020)
18. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/dMt9FsON2yc/2.html, свободный. (Дата обращения: 16.12.2020)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".
В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....
Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
Профстандарт педагога профессионального обучения
Нормативно-правовая база преподавателя СПО....
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.В условиях модернизации образования особую значимость пр...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...