Заметка о ходе реализации проекта «Алые паруса»
статья
Заметка
о ходе реализации проекта «Алые паруса» при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко по постинтернатному сопровождению воспитанников в возрасте от 18 до 21 года.
В рамках реализации проекта в декабре 2020 года руководителем проекта был организован и проведен обучающий семинар-практикум на тему: «Использование подхода «равный обучает равного» при формировании навыков самостоятельной жизни. В данном мероприятии приняли участие специалисты органов опеки и попечительства, социальные педагоги СПО.
В первой части семинара был представлен опыт реализации проекта «Алые паруса», а также команда проекта презентовала коллегам результаты работы группы «Актив».
Во второй части педагогом - психологом был проведен тренинг «Тимбилдинг или занятие по командообразованию», целью которого было создание модели эффективной команды, сплочение коллектива. В ходе занятия специалисты обучались приемам выработки общей стратегии в реализации намеченных целей.
Считаю, что полученные знания помогут всем специалистам плодотворно работать в направлении постинтернатного сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_k_seminaru.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Цель: Создание модели эффективной команды, сплочение коллектива, получение навыка совместной работы, обучение приемам выработки общей стратегии, формирование и усиление общего командного духа.
Задачи:
Создать положительную атмосферу в течение тренинга (способствовать позитивному взаимопониманию между педагогами, повысить групповую сплоченность, создать атмосферу доверия; поощрение участников к совместной работе);
- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; повысить групповую сплоченность, отработать правила совместной коллективной работы; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- Игровая коррекция поведения (снижение мышечного и эмоционального напряжения; снятие зажимов мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
Условия проведения:
Группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.
Оборудование:
• мяч;
• листы чистой бумаги;
• ручки, карандаши;
• макет «сердца группы».
Ход тренинга
1.Демонстрация видеоролика « Командообразование»
2.Педагог – психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш тренинг будет направлен на развитие коммуникативных навыков, создание благополучного психологического климата и сплоченности коллектива, принятие особенностей друг друга и получение навыков совместной работы.
Мы - все вместе постараемся настроиться на позитивное настроение, попробуем разобраться, как надо правильно общаться друг с другом и выстраивать отношения, в дальнейшем, в нашем дружном коллективе.
Вначале нашего мероприятия познакомлю вас с правилами, которых мы с вами будем придерживаться в течении всего тренинга.
1.Упражнение «Играем по правилам» (2 мин)
Цель: ознакомление участников групп с правилами работы.
Группам предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.
Правила занятия:
Уважать друг друга;
Проявлять активность;
Правило «одного микрофона» (все молчат, когда кто-то говорит)
Уважать говорящего и отведенное для тренинга время (не отходить от темы, соблюдать утвержденный регламент)
Я-высказывания (говорить только от своего имени: «Мне не нравится ..,» «Я не могу ...», «Я не хотел бы ...» и т.п.);
Правило соблюдать правила.
Древняя притча «Веник».
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.
Упражнение № 1 «Алексей, Апельсин, Амстердам».
Цель: создать легкую атмосферу, развить ассоциативное творческое мышление.
Ход упражнения: каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит, заключительное слово – название города.
Правило! За весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
Упражнение № 2 «Пожелай другому»
Цель: улучшить настроение педагогов
Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.
Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Упражнение № 3 «Проективный тест» История развития вашей группы
- Предлагаю Вам образовать две команды или две группы. Каждой команде предлагаю нарисовать свой город.
Цель: развитие чувства «мы», групповой сплоченности, закрепление навыков взаимодействия в команде.
Инструкция: «На столе перед вами находится лист ватмана и фломастеры. Каждому участнику группы нужно на нем нарисовать дом, в котором он хотел бы жить. Во исполнение этой задачи вам предоставляется 3 минуты.
Время быстро закончилось, и я предлагаю вам перейти ко второй части этого упражнения. Посмотрите внимательно на рисунок и найдите три дома, наиболее вам понравившиеся, а затем пририсуйте к ним тропинки (1 мин). Следующая задача к этому упражнению - вам нужно дорисовать в вашем городе все, что необходимо для жизни в нем (1 мин). И последнее задание - дать название городку вашей группы и представить его (5 мин). Немного рассказать об этом городе. Все ли одинаково работали? Все были активными. Легко ли возникал образ дома?
Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Что было самым сложным?
- Что больше всего понравилось?
Информационное сообщение «Командные роли» (5 мин)
Цель: проинформировать участников о командных ролях по Р.М.Белбин (доктор психологических наук).
Участники получают информацию о командных ролях, определенных Мередит Белбин и знакомятся с результатами предыдущего исследования.
Мередит Белбин определил, что для успеха, команде нужны актеры, которые способны играть три типа ролей: думать, действовать и управлять. Набор командных ролей по М. Белбин предусматривает в своем составе роли:
«Ведущего», что распределяет задачи, делегирует полномочия, несет ответственность за работу команды;
«Мотиватора», который является инициатором различных мероприятий, в том числе, способный оторвать команду от рутины и сориентировать в более продуктивный темп;
«Контролера», задачей которого является уберечь команду от возможных ошибок и достичь лучшего результата из всех возможных;
«Генератора идей», который инициирует новые проекты, пути развития поставленных задач;
«Реализатора», который воплощает идеи в жизнь;
«Аналитика», что оценивает конкурирующие предложения, и предусматривает дальнейший ход развития событий;
«Исполнителя», который превращает планы в действия;
«Исследователя ресурсов», задачей которого является поиск новых идей и ресурсов, налаживание нужных контактов, ведение переговоров.
Психолог: Так, наличие, баланс всех ролей является обязательным условием командного успеха.
Упражнение «Применение предметов» Работа командам. Кто больше придумает применений данному предмету.
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
- Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
- Как можно применять ваш предмет?
- О чем заставило задуматься это упражнение?
Игра «Самолетик»( 5 минут)
4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Упражнение № 4 «Я такой же, как ты»
Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
Упражнение № 5 «Накопительные комплименты»
Педагог-психолог: Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д.
Упражнение № 6 «Все мы чем-то похожи».
Педагог-психолог: Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…», «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас - синий» Например: что живем на планете Земля, работаем в одном учреждении и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Упражнение № 7 «Сердце коллектива».
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам . Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).
И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!.
Медитация «Горная вершина»( 5 минут) ( вариант 2)
Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Упражнение № 8 «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ход упражнения:
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!»
Рефлексия:
Какие чувства испытывали при участии в тренинге?
Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе реализации проекта «Экономические игры»
Формирование социальной компетентности старшеклассников и студентов в проектной деятельности...
Проекты в XXI веке. Значение и эффективность «Сила мечты способна изменить жизнь» по феерии А.Грина «Алые паруса» (проектная работа в 6 классе)
Проект посвящен осмыслению и анализу феерии А.Грина "Алые паруса"...
Отчет о ходе реализации проекта "Семейный клуб"
Отчет о ходе реализации проекта "Семейный клуб "Шашки" с фотографиями...
Заметка о ходе реализации проекта «Алые паруса»
В декабре 2020 года в рамках реализации проекта по постинтернатному сопровождению детей «Алые паруса» в Г(О)БУ «Лебедянский центр помощи детям» прошел цикл занятий «Ты и ...