Заметка о ходе реализации проекта «Алые паруса»
статья

Берсенева Оксана Юрьевна

Заметка

о ходе реализации проекта «Алые паруса» при поддержке  Фонда Елены и Геннадия Тимченко  по постинтернатному сопровождению воспитанников в возрасте от 18  до 21 года.

 

 

         В рамках реализации проекта в декабре 2020 года руководителем проекта был организован и проведен обучающий семинар-практикум на тему: «Использование подхода «равный обучает равного» при формировании навыков самостоятельной жизни.  В данном мероприятии приняли участие специалисты  органов опеки и попечительства, социальные педагоги СПО.

       В первой части семинара был представлен опыт реализации проекта «Алые паруса», а также команда проекта презентовала коллегам результаты работы группы «Актив».

       Во второй части педагогом - психологом был проведен тренинг «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»,  целью которого было создание  модели  эффективной команды, сплочение коллектива. В ходе занятия специалисты  обучались приемам выработки общей стратегии в реализации намеченных целей.

 

   Считаю, что полученные знания помогут всем специалистам плодотворно работать  в направлении постинтернатного сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_k_seminaru.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:


Тренинг для педагогов «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Цель: Создание модели эффективной команды, сплочение коллектива, получение навыка совместной работы, обучение приемам выработки общей стратегии, формирование и усиление общего командного духа.

Задачи:

Создать положительную атмосферу в течение тренинга (способствовать позитивному взаимопониманию между педагогами, повысить групповую сплоченность, создать  атмосферу доверия; поощрение участников к совместной  работе);

- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач;  повысить групповую сплоченность, отработать правила совместной коллективной работы; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).

- Игровая коррекция поведения (снижение мышечного и эмоционального напряжения; снятие зажимов  мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).

Условия проведения:

Группа - не более 15 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.

Оборудование:

• мяч;

• листы чистой бумаги;

• ручки, карандаши;

• макет «сердца группы».

Ход тренинга

1.Демонстрация видеоролика « Командообразование»

2.Педагог – психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш тренинг будет направлен на развитие коммуникативных навыков, создание благополучного психологического климата и сплоченности коллектива, принятие особенностей друг друга  и получение навыков совместной работы.

Мы -  все вместе постараемся настроиться на позитивное настроение, попробуем разобраться, как надо правильно общаться друг с другом и выстраивать отношения, в дальнейшем, в нашем дружном коллективе.

Вначале нашего мероприятия познакомлю вас с  правилами, которых мы с вами будем придерживаться в течении всего тренинга.

1.Упражнение «Играем по правилам» (2 мин)

Цель: ознакомление участников групп с правилами работы.

Группам предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.

Правила занятия:

Уважать друг друга;

Проявлять активность;

Правило «одного микрофона» (все молчат, когда кто-то говорит)

Уважать говорящего и отведенное для тренинга время (не отходить от темы, соблюдать утвержденный регламент)

Я-высказывания (говорить только от своего имени: «Мне не нравится ..,» «Я не могу ...», «Я не хотел бы ...» и т.п.);

Правило соблюдать правила.

Древняя притча «Веник».

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

Упражнение № 1 «Алексей, Апельсин, Амстердам».

Цель: создать легкую атмосферу, развить ассоциативное творческое мышление.

Ход упражнения: каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит, заключительное слово – название города.

Правило!  За весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

Упражнение № 2 «Пожелай другому»

Цель: улучшить настроение педагогов

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение № 3  «Проективный тест» История развития вашей  группы

-  Предлагаю Вам образовать две команды или две группы. Каждой команде предлагаю нарисовать свой город.

Цель: развитие чувства «мы», групповой сплоченности, закрепление навыков взаимодействия в команде.

Инструкция: «На столе перед вами находится лист ватмана и фломастеры. Каждому участнику группы нужно на нем нарисовать дом, в котором он хотел бы жить. Во исполнение этой задачи вам предоставляется 3 минуты.

Время быстро закончилось, и я предлагаю вам перейти ко второй части этого упражнения. Посмотрите внимательно на рисунок и найдите три дома, наиболее вам понравившиеся, а затем пририсуйте к ним тропинки (1 мин). Следующая задача к этому упражнению - вам нужно дорисовать в вашем городе все, что необходимо для жизни в нем (1 мин). И последнее задание - дать название городку вашей группы и представить его (5 мин). Немного рассказать об этом городе. Все ли одинаково работали? Все были активными. Легко ли возникал образ дома?

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли вам это упражнение?

- Что было самым сложным?

- Что больше всего понравилось?

Информационное сообщение «Командные роли» (5 мин)

Цель: проинформировать участников о командных ролях по Р.М.Белбин (доктор психологических наук).

Участники получают информацию о командных ролях, определенных Мередит Белбин и знакомятся с результатами предыдущего исследования.

Мередит Белбин определил, что для успеха, команде нужны актеры, которые способны играть три типа ролей: думать, действовать и управлять. Набор командных ролей по М. Белбин предусматривает в своем составе роли:

«Ведущего», что распределяет задачи, делегирует полномочия, несет ответственность за работу команды;

«Мотиватора», который является инициатором различных мероприятий, в том числе, способный оторвать команду от рутины и сориентировать в более продуктивный темп;

«Контролера», задачей которого является уберечь команду от возможных ошибок и достичь лучшего результата из всех возможных;

«Генератора идей», который инициирует новые проекты, пути развития поставленных задач;

«Реализатора», который воплощает идеи в жизнь;

«Аналитика», что оценивает конкурирующие предложения, и предусматривает дальнейший ход развития событий;

«Исполнителя», который превращает планы в действия;

«Исследователя ресурсов», задачей которого является поиск новых идей и ресурсов, налаживание нужных контактов, ведение переговоров.

Психолог: Так, наличие, баланс всех ролей является обязательным условием командного успеха.

Упражнение «Применение предметов»  Работа командам. Кто больше придумает применений данному предмету.

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:        

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Игра «Самолетик»( 5 минут)

4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение № 4  «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же«Я такой же, как ты, потому что».  Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение № 5 «Накопительные комплименты»

Педагог-психолог: Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д.

Упражнение № 6 «Все мы чем-то похожи».

Педагог-психолог: Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…», «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас - синий» Например: что живем на планете Земля, работаем в одном учреждении и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Упражнение № 7 «Сердце коллектива».

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного.  Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам . Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.  Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).

И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!.


Медитация «Горная вершина»( 5 минут) ( вариант 2)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.

Упражнение № 8 «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ход упражнения:

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!»

Рефлексия:

Какие чувства испытывали при участии в тренинге?
Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Формирование социальной компетентности старших школьников в ходе реализации проекта «Экономические игры»

Формирование социальной компетентности старшеклассников и студентов в проектной деятельности...

Отчет о ходе реализации проекта "Семейный клуб"

Отчет о ходе реализации проекта "Семейный клуб "Шашки" с фотографиями...

Заметка о ходе реализации проекта «Алые паруса»

В декабре 2020 года в рамках реализации проекта по постинтернатному сопровождению детей «Алые паруса» в Г(О)БУ «Лебедянский центр помощи детям» прошел цикл занятий «Ты и ...