УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Яна Владиславовна Кузнецова

В настоящей статье рассматриваются аспекты управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывается сущность понятия качества образования. Выявляются особенности процедуры управления качеством на уровне учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_kachestvom_dpo.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В настоящей статье автор рассматривает аспекты управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывает сущность понятия качества образования. Выявляет особенности процедуры управления качеством на уровне учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: качество образования, дополнительное профессиональное образование, управление качеством, профессиональный стандарт

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема качества образования. Управление качеством образования - это значимый компонент в системе работы учреждений дополнительного профессионального образования, способствующий эффективной работе всех участников педагогического процесса. Качество управления учреждением дополнительного образования определяет обратную связь управленческой деятельности, и в целом является средством достижения намеченных целей. В виду этого, перед нами стоит актуальная задача: рассмотреть важные аспекты управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования.

Качество образования выражается в результативности образовательных программ и общем уровне образовательного процесса, которые являются обязательными при реализации дополнительных образовательных программ.

Совокупность показателей, отражающих разные аспекты учебной деятельности, определяют качество образования. К таким показателям относят содержание образования, методы и формы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав. Все это обеспечивает у обучающихся развитие необходимых компетенций.

Следует подчеркнуть то, что качество образования является основным критерием образовательного процесса и непосредственно результатом его эффективности. Качество образования, можно рассматривать с позиции внешних и внутренних свойств. Ввиду такого разделения выступает восприятие учреждения дополнительного профессионального образования как социально-педагогической системы. Это восприятие обусловлено взаимодействием компонентов данной системы, а также прямым воздействием с внешней средой.

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия относятся к внешней среде. Среда прямого воздействия определяется факторами, влияющими на образовательную деятельность. Такими факторами являются все участники образовательного процесса. Среда косвенного воздействия обусловлена факторами, влияющими на образовательную деятельность опосредованно. Такими факторами являются: состояние экономики, уровень социального развития и культурный уровень общества.

Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителя, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик потребителям [2]. Соответствие определенным стандартам понимается как качество образовательных услуг, по мнению производителя или потребителя.

Качество образовательных услуг, по мнению участников образовательного процесса условно разделяют на две группы. К первой группе относятся сами обучающиеся. Качество образовательных услуг определяется полнотой знаний, обучающихся и умением применить их на практике. Успешное освоение знаний обеспечивает улучшение социального уровня жизни обучающегося. Ко второй группе относятся организации, для которых критериями качественного образования является обладание у специалиста соответствующих знаний, практических умений и навыков.

Задачей учреждения дополнительного профессионального педагогического образования является предоставление возможности получить качественное образование. Таким образом, к критериям качественного образования на уровне учреждения дополнительного профессионального образования относятся наличие определенного набора дополнительных профессиональных образовательных программ, в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, степень освоения выбранных специализированных образовательных программ; степень удовлетворенности общающимися результатами обучения [3].

Под управлением качеством образования понимают обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов [1].

Объектами управления качеством образования выступают внутренние и внешние свойства образовательного процесса, а также условия реализации образовательных программ.

Примером повышения качества дополнительного профессионального педагогического образование является, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Целью данного профессионального стандарта является организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечения достижения ими нормативно установленных результатов образования, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ [5].

Определение образовательных стандартов подразумевает обеспечение проектирования качества образования.

К основным объектам образовательного стандарта относятся:

- содержание и структура образования;

- объем учебной нагрузки;

- степень подготовки обучающихся.

Установленные стандартом требования принимаются за эталон при оценке качества образования. Ввиду этого, управление качеством образования понимается как приведение системы менеджмента качества к определенному стандарту.

Еще одним важным компонентом в процедуре управления качества образования является образовательный мониторинг. Задачами мониторинга являются сбор, хранение, обработка и распространение информации о работе образовательной системы, а также непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития. В связи с тем, что ограниченность ресурсов учреждений дополнительного профессионального образования не всегда позволяющие отследить качество исполнения образовательных стандартов, выявление главных объектов мониторинга становится первостепенной задачей для оценки качества образования. Следует подчеркнуть, применение компьютерных систем и новых методов анализа, может сильно повысить эффективность образовательного мониторинга.

Основной целью анализа собранной информации является выявление приоритетных проблем качества образования.

Направленность подготовки связана устранением причин или проблем, выявленных в результате анализа качества образования. Существенно то, что степень расхождения между настоящим состоянием образования и его образовательными стандартами, и потребностями является значимой проблемой качества образования.

К требованиям управленческого решения относятся понятная целевая направленность и конкретные целереализующие позиции, обоснованность выбора данного решения из ряда других возможных [4]. Также важны требования по наличию определенного объекта управленческого воздействия, правомочность и своевременность.

В настоящий период при создании системы управления качеством профессионального педагогического образования необходимо учитывать различные факторы.

Важен учет социальных факторов касательно дополнительного профессионального педагогического образовании. При осуществлении политики государства в сфере образования нужно учитывать особенности, возникающие у различных социальных слоев общества, которые связаны с неравномерностью культурного развития.

Участникам образовательного процесса необходимо повысить свой уровень владения нормативной документацией в сфере дополнительного профессионального педагогического образования.

Таким образом, процедура управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования заключается в приведении системы к единому стандарту, проведении образовательного мониторинга с использованием компьютерных систем, анализа собранной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования //Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования. М.: Оренбург. 2008. – 300с.

2. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд.; перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 334 с.

3. Бермус А.Г. Система качества профессионально-педагогического образования // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2003. №1. С. 220 -224.

4. Реформы и качество педагогического образования// Управление качеством образования. Теория и практика эффективного администрирования. 2013. №15. С. 3-7.

5. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление качеством дополнительного образования"

В своем обращении к Федеральному собранию 04.12.14 г. , Президент России В.В. Путин отметил следующее: "Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связ...

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...

Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...

Управление повышением квалификации профессионально – педагогической деятельности по вопросам подготовки обучающихся к ГИА.

Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации является важной составляющей работы учителя.Перед педагогом встает вопрос: как подготовить ученика к успешному прохождению ГИА?...

Выступление на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании»

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принци...

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи ставит перед своим исследованием цель раскрыть проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в формировании современной модели профессиональной переподготовки педагогов и руководителей в систем...