Развитие креативных способностей
статья
Материал основан на личном опыте. Часто нам чего-то не хватает на уроке. Это мои мысли о том, как мы можем развить креативные способности учащихся, используя различные виды заданий, режимы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой доклад о развитии креативных способностей. | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативных способностей.
Очевидно, что проще работать с послушными детьми, с теми детьми, для которых заданный стереотип мышления является неоспоримой истиной. Они старательно выполняют все задания репродуктивного характера, только при этом почти не проявляют инициативы на уроках. Главное, что дети - хорошие исполнители. Сразу возникает ряд вопросов. Полезно ли подобное обучение для адаптации ребенка в современной ему действительности? Можно ли воспитать успешного, активного молодого человека, осознающего себя личностью, игнорируя проблему развития креативных способностей? И как быть с теми учащимися, которые не выказывают должного прилежания и дисциплинированности? Возможно, они чувствуют в себе нераскрытый творческий потенциал. Без сомнения, ответ скрывается в решении проблемы развития креативных способностей каждого учащегося российской школы, где роль учителя и образовательной среды становится определяющей.
Цель креативной образовательной среды – научить ребенка думать за рамками стереотипов, привить желание и способность не только адаптироваться к создавшимся условиям, но и находить решения сложившимся ситуациям, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Образование – это не просто совокупность процессов обучения и воспитания, а особая среда жизнедеятельности, где ученик выступает равноправным с учителем субъектом обучения. Понятие «идеальный учитель», который точно знает ответы на все вопросы, являясь «истиной в первой инстанции», ушло в прошлое, а на первый план выходит креативная личность, гибкая для саморазвития, имеющая право на ошибку, но живущая в вечном творческом поиске и ищущая сотворчества с учениками. Такой учитель может создать креативную образовательную среду, в которой дети станут стремиться к преодолению в себе силы шаблона и к развитию творческого потенциала.
Понимая ответственность возложенной на меня задачи в развитии креативных способностей учащихся, я ищу новые методики обучения, посещаю курсы, пробую нестандартные формы обучения, обращаюсь за советом к коллегам и к учащимся, отдавая должное внимание их потребностям и предпочтениям. Креативное обучение предполагает развитие воображения, интуиции, творческого мышления. Задания на моих уроках ориентированы на индивидуальные способности каждого ученика, например, работа в командах соревновательного характера, ролевые игры по темам с использованием специальной лексики и грамматического материала, проектная деятельность, художественные пректы.
Свой опыт работы тележурналистом я использую во внеклассной деятельности по предмету. Создание сценариев на английском языке по мотивам русских народных сказок, интерпретация текстов песен для праздников на английском языке – вот моя попытка создания креативной среды для активизации творческого потенциала учеников. Вместе с учащимися мы реализуем разные виды деятельности в творческой мастерской, где есть режиссер, актеры, критики и журналисты-обозреватели. Такие методы работы привели к тому, что мои ученики на данный момент открыты к диалогу с взрослым человеком, развивают в себе креативные способности и проявляют интерес к английскому языку как к учебной дисциплине. Моя работа в школе подтверждает мою мысль о том, что эмоциональный комфорт и уверенность являются важнейшими аспектами в развитии креативных способностей учащихся.
Если верить толковому словарю «творчество – это создание чего-то нового». Наверное, нелепо предполагать, что каждый творческий ученик создал что-то новое, поэтому предлагаю в рамках обучения принимать творчество за “способность или стремление ребенка найти новые формы выполнения привычных заданий”. Некоторые исследователи данной темы предполагают, что креативность – это не что иное, как умение порождать цель собственной деятельности. А умение видеть цель своей деятельности в рамках образовательного процесса может привести к раскрытию способности найти свое место в поликультурном мире. Чем яснее взаимосвязь между целью, процессом и результатом деятельности, чем ярче и отчетливее учащиеся представляют себе картину работы и её этапы, тем результативнее и плодотворнее будет образовательный процесс.
Творческое самовыражение ребенка реализуется в формах обучения, которые я практикую:
* конференции в виде интервью, варианты проведения занятий варьируются. Учащимся предлагаются различные темы и роли. Цель этой работы – позволить каждому учащемуся проявить себя в определенной роли, раскрыть актуальные для молодых и активных людей аспекты нашей повседневной жизни – политические вопросы, экологические проблемы, а также почувствовать себя частью “тусовки” шоу-бизнеса. Стремление учащегося сыграть свою роль хорошо сопровождается активной работой над всеми аспектами изучения иностранного языка.
* собственно, к первому пункту можно отнести и другие виды заданий, основной аспект которых – говорение. Формирование навыков монологической и диалогической речи безусловно необходимы для успешного изучения иностранного языка. Рецензии на последние киноновинки, отзывы и отчеты о проделанной работе, составление плана мероприятий, мнение о мировых брендах, дискуссии на тему последних новостей позволят не только активизировать и пополнить лексический запас учащихся, но и дадут им возможность выразить себя как личность, имеющую свой взгляд на события. Самовыражение необходимо человеку для воспитания уважения к себе и обществу.
* проектные работы, которые становятся итогом пройденной темы, для учеников 5-7 классов. Проектной работой может стать плакат с картинками и текстом о предмете исследования (город, праздник, традиция стран изучаемого языка). Цель такой проектной работы – показать учащимся необходимость умения пользоваться информационными ресурсами, находить нужную информацию и правильное её преподносить, представляя продукт своей работы. Для учащихся старшей школы проектами становится презентация на заданную тему, выполненная на компьютере, с использованием интернета как информационного ресурса. Цель этой работы – развитие и поддержание интереса к изучению иностранных языков, развитие творческих способностей учащихся. К тому же это наглядный пример того вида деятельности, который будет предложен им при написании курсовых и дипломных работ. Работа с информационными ресурсами требует чёткого представления о предмете поиска Проектные работы, дают ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в самостоятельном изучении иностранного языка.
* участие в конкурсах и олимпиадах межклассовых, районных, городских. Цель этих мероприятий - мотивация школьников к изучению английского языка; мониторинг уровня владения языком учащимися; организация и проведение независимого и объективного контроля уровня сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности в интересной и занимательной тестовой форме, что способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. Участие в олимпиаде нравится ребятам и приносит им большую пользу, а организация и проведение олимпиады будет способствовать повышению методической подготовки учителей школ.
* «неделя хороших намерений». Это оформление школьных коридоров плакатами, стенгазетами и другими наглядными материалами, созданными учащимися по предварительным заданиям учителей. На этом этапе реализуется проектная методика преподавания иностранных языков.
* Ежегодно в школе проводится Неделя иностранных языков.
Целями проведения Недели являются:
– усилить мотивацию к изучению иностранных языков,
– способствовать практическому владению речевой деятельностью,
– увеличивать активный языковой запас учащихся,
– стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,
– расширять общий кругозор школьников,
– повышать их культурный уровень,
– развивать творческие способности детей.
С помощью проведения мероприятий Предметной Недели можно привлечь родителей, носителей языка, представителей других школ, университетов, курсов. Опыт приглашенных людей составит у детей определенное представление о культуре языка и отношении людей к нему.
Главным принципом Недели иностранных языков является вовлечение учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.
Ключевым событием Недели является одно общее масштабное мероприятие (гала-концерт, спектакль на английском языке, общешкольный конкурс плакатов, викторины, командные игры).
Некоторые установки в обучении могут, наоборот, подавлять креативные способности, такие как, например, тестовые задания с единственным правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальности и самостоятельность мысли. А при условии, что ЕГЭ – конечная цель в рамках школьного обучения, учитель – это баланс между подготовкой к успешной сдачи экзамена и формированию у ребенка интереса к предмету, основание кросс-культурной грамотности. Однако и в данных условиях мне видится наиболее значимым использовать такие формы работы, которые заставляют ребенка формулировать цель собственной деятельности и реализовывать ее успешность.
ВЫВОД.
В условиях современного мира без решения данной проблемы успешная свободная личность невозможна. Креативный подход в обучении обеспечивает развитие способности у ребенка к поиску разных форм решения вопросов. Любая сфера человеческой жизни может потребовать принятия быстрых решений, неординарных решений. Самостоятельный человек, уверенный в своих силах, способный к креативному мышлению сможет добиться успеха.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА
Педагогический процесс – это творческое взаимодействие учителя и ученика, развивающееся во времени и в рамках определенной учебно-воспитательной системы. Взаимодействие учителя и ученика должно быть максимально продуктивным. Основная педагогическая цель – предвидение педагогом результатов взаимодействия с учащимися в ходе учебного процесса и своевременная коррекция действий, не дающих нужную результативность. Двумя главными компонентами в структуре педагогического процесса является деятельность педагога и деятельность обучаемых, при этом учитель - организатор деятельности учащихся, ответственный не только за результат, но и за сам образовательный процесс. Основные составляющие деятельности учащегося - урок и выполнение домашнего задания.
На уроке учащиеся получают знания, умения и навыки, отрабатывают пройденный материал, активируют как только полученные так и имеющиеся ЗУНы. Домашнее задание помогает учащимся попробовать свои силы, проверить уровень усвоенности материала, сформулировать вопросы к учителю, самостоятельно разобраться с возможными трудностями. Надо отметить, что до сих пор среди чиновников в cфере образования есть сторонники идеи, что домашние задания следует отменить.
Я не поддерживаю идею упразднения такого способа контроля знаний и дисциплины, как домашнее задание, хотя на данный момент в школах процент учащихся, некачественно выполняющих домашние задания или не делающих их вовсе, достаточно велик. Таковы реалии нашего времени, которые невозможно не учитывать в организации учебного процесса. И это уже проблема психологического характера, которая, на мой взгляд, все же решаема при грамотном методическом подходе к организации домашней работы учащихся по предмету.
Как сделать так, чтобы домашнее задание не стало для ребенка обузой и не вызывало отторжения, а наоборот, активизировало познавательный интерес к предмету и способствовало результативности процесса обучения в целом? Как совместить необходимые, но непривлекательные, трудоемкие и однообразные для учащегося формы домашних заданий (например, репродуктивное домашнее задание – выучить лексику по определенной теме или пересказ заранее выученного текста) с развитием креативных способностей учащихся?
Реализация названных проблем в ходе учебного процесса напрямую зависима от методики домашних заданий.
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБЪЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯа
Домашнее задание по предметам задаются с учетом различий по возрастным группам, а также с учетом возможностей учащихся. Учитель должен продумать форму и объем домашнего задания, чтобы достичь поставленную цель в ходе учебного процесса. Также нужно учитывать индивидуальные особенности группы или класса, эмоциональное состояние учащихся. Здесь подойдут дифференцированные задания, позволяющие учитывать и уровень подготовки учащегося по предмету, и временные рамки, чтобы домашнее задание не занимало слишком много или мало времени. Здесь уместно привести требования СанПина к домашним заданиям учащихся. Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3 классах должен составлять полтора часа, в 4–5 классах — два часа, в 6–8 классах — 2,5 часа, в 9–11 классах — до 3,5 часа.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ Д/З , РОЛЬ УЧИТЕЛЯ.
Рядовой учитель в конце урока произносит знаменитую фразу: «Открываем дневники и записываем домашнее задание». Но при таком подходе на его обсуждение уже не остается времени. По своему опыту, домашнее задание я задаю и в середине урока, и даже в его начале, но, главное, стараюсь заинтриговать учащихся, чтобы процесс подготовки к уроку дома вызывал у учащегося интерес, а при выполнении задания ребенок смог реализовать свои креативные способности, самовыразиться. Подобная напрвленность уроков приводит к должному результату – домашнее задание не воспринимается как наказание, не вызывает негативных эмоций и раздражения.
Так что же должен сделать учитель, чтобы учащийся захотел сделать дома то, что задал учитель? Во-первых, педагог должен повысить мотивацию учащихся, которая является главным психологическим аспектом учебной деятельности ребенка. Во-вторых, у ребенка должен быть стимул для креативного подхода к домашнему заданию, задание должно заставлять работать его воображение, фантазию и другие сопутствующие креативному мышлению “функции”. В-третьих, учащийся должен осознавать полезность своего труда, его важность. В связи с этим хотелось бы отметить, что английский язык как учебная дисциплина на современном этапе наиболее востребован, следовательно, поставленные задачи (мотивация – стимул - полезность труда) решаются достаточно легко при методически грамотном подходе к домашнему заданию. Стоит отметить, что на начальном этапе изучения языка, роль родителей очень значима, поскольку их задача – осуществить контроль наличия выполненного домашнего задания. Я считаю, что с этой стороны необходимо включить родителей в учебный процесс и пытаюсь разъяснить им насколько это важно для успешного обучения их детей. Домашнее задание должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, чтобы учащиеся отчётливо осознавали необходимость его выполнения, пользу приготовленных вовремя уроков.
Когда домашние задания обращены к непосредственному жизненному опыту, поддерживают проявление фантазии, творческого воображения и живости восприятия, ученики не только охотно их выполняют, но и мотивируются на дальнейшее изучение английского языка, а также развивают свои креативные способности. Внеклассная деятельность по предмету также помогает учащемуся осознать необходимость профильных знаний в повседневной жизни. Например, зарубежные поездки, где знание иностранного языка становится повседневной необходимостью, общение со сверстниками в социальных сетях, возможные встречи с носителями языка в метро, магазинах, кафе. Из этого можно сделать вывод о том, что важно не только то, что задает учитель (содержательный аспект), но и то, насколько продуманно в познавательном и психологическом аспектах он это делает, как преподносит и оформляет домашнее задание.
3. МЕТОДИКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. ФОРМЫ.
Чтобы поддерживать интерес ученика к предмету, необходимо использовать разные формы домашних заданий, не ограничиваясь наиболее популярным до настоящего времени в школе - репродуктивным. Несомненно, этот вид задания может оставаться ключевым в контроле определенных ЗУНов. Параллельное выполнение репродуктивных и творческих заданий необходимо для систематического развития репродуктивных и творческих умений у детей. В этих процессах не может быть разрывов. И выполнение творческих заданий на первом уроке по теме должно быть обеспечено алгоритмами, которые учащиеся уже умеют применять.
Например, профильный уровень преподавания предмета требует от обучаемого как познавательной активности, так и креативной, следовательно, мы возвращаемся к аспекту организации учебного процесса, где домашние задания – одна из составляющих как деятельности учителя, так и деятельности обучаемого.
Среди разнообразных форм домашних заданий хотелось бы выделить те, которые, на мой взгляд, наиболее результативны в развитии креативных способностей учащихся.
Подходящие формы домашних заданий:
* упражнения на выдвижение и проверку гипотез;
* упражнения на генерацию идей;
* упражнения на выявление и сопоставление точек зрения, позиций;
* подбор и предъявление аргументации,
* анализ имеющегося материала (текста, видеоролика, кинофильма,стихотворения),
*создание собственных грамматических матриц.
Конечно, помимо вышеперечисленных типов заданий, существует домашнее задание на отработку нового материала, так как все творческие, исследовательские работы опираются на накопленную и, главное, отработанную лексическую и грамматическую базу у учащегося.
Использование приемов драматизации и игрового моделирования – еще один важный инструмент для развития креативных способностей учеников. К таким заданиям относятся ролевые игры, создание воображаемых ситуаций, разработка сценария, постановка сценок, спектаклей, мюзиклов (собственного сочинения или известных классиков). Они вызывают физическую и эмоциональную активность учащихся, стимулируют их воображение и импровизацию.
Создание собственных рекламных проектов, бизнес-планов, туристических буклетов – любое из этих заданий, задействуя максимальное количество аспектов изучения иностранного языка, поможет добиться повышения мотивации, появления интереса.
Лучший вариант – творческие коммуникативные упражнения, то есть такие, в которых внимание сосредоточено преимущественно на содержании высказывания, выдвижении гипотез, выборе и комбинировании языковых средств. Такой тип упражнений ориентирован на развитие творческой, исследовательской познавательной деятельности. Выполнение этих домашних заданий ориентировано на активное речевое взаимодействие учащихся с разным уровнем владения языком.
ВЫВОД.
Развитие креативных способностей - это сложный процесс, инициируемый педагогом, где в неразрывной связи существуют урок – домашнее задание – внеклассная работа – сотрудничество с родителями. Все компоненты этого процесса должны быть предельно активны, понятны и интересны детям. Вовлеченность их в образовательный процесс должна вызывать у них положительные эмоции и стремление творить и развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»
Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета». Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».
Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими специальных вопросов отдельных областей знаний...
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
Развитие креативных способностей у учащихся посредством изучения иностранного языка
Educational aims:•To develop the students creativity and associative thinking•To instill in students a love of school and its activities Aim/s or Objective/s:•To d...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития креативных способностей учащихся на уроках математики
(из опыта работы)...
Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика
Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга – формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...