Внеклассное занятие «Экологическое путешествие».
план-конспект занятия (7 класс)
Предварительный просмотр:
Игра «Экологическое путешествие»
для учащихся 8 класса
Цель: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе.
Задачи:
1. повышение экологической культуры у учащихся;
2.Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;
3.Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
Форма: заочное путешествие.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень познавательное экологическое путешествие. Слово «экология» сегодня очень часто встречается на страницах газет и интернет-изданий, звучит в телепередачах и по радио. А что оно означает? Несложно догадаться, что оно имеет какое-то отношение к природе. Но все ли точно знают его значение и понимают, что изучает экология и для чего она вообще нужна?
По-гречески «экос»- «дом». «логос»- «наука». Экология – наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой. С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стремительно ухудшается. Наш природный дом в опасности. Мы должны учиться беречь природу, не наносить ей вред.
Дети читают стихи.
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь. В. Чижов
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! М. Дудин
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! Е. Смирнова
(Во время чтения стихотворений показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)
Наше путешествие начнем прогулкой по лесу.
- Но прежде проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду вам говорить действия, а вы показывать, если «хорошо» - хлопаем, если «плохо», то вместе топаем.
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топаем)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топаем)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопаем)
***
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (хлопаем)
***
Если разведу костёр
А тушить не буду? (топаем)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду? (топаем)
***
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопаем)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопаем).
«Тропинка загадок»
Мы пойдем по тропинке загадок
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
***
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
* * *
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
* * *
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
* * *
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (Бобры)
* * *
То рыжая, то серая,
А по названью белая. (Белка)
* * *
Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала. (Ёж)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
* * *
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка
* * *
Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
«Опушка - целительница»
Люди давно заметили, что многие растения помогают в лечении различных заболеваний.
О каких растениях идет речь? Как используются?
1.Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)
Березовый сок – полезный напиток, хорошее общеукрепляющее средство, как мочегонное средство при заболевании сердца и почек.
2.Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Ответ: подорожник)
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли “Матерью всех трав” за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.
3.В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ответ: ромашка)
Ромашка поможет больному животику. Применяют её от простуды и кашля, полощут горло при ангине.
4.Только тронь,
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
(Ответ: крапива)
В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
5.То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Ответ - одуванчик)
Используют корни, понижает температуру, желчегонное и слабительное средство.
6.Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ответ - шиповник)
В нем много витамина С. Полезен для профилактики гриппа.
“Звуки природы”
Дети слушают звуки живой и неживой природы.
«Вопросы мудрой Совы»
1. Почему в лесу нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
( замазать глиной рану)
3. Главный враг леса. ( пожар)
4. Почему опасен пожар в лесу?
5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
«В гостях у животных».
Отгадать ребусы о животных
Конкурс «Шарики-зверушки»
Для конкурса необходимы следующие предметы: воздушные шарики, нитки, фломастеры. Надуйте все приготовленные для конкурса шарики, завяжите их так, чтобы они не сдувались. Все шарики разделите поровну на две половинки. Одну половину шариков повесьте в одном углу комнаты, другую половину – во втором углу. Всех присутствующих разделите на две команды, вручите им фломастеры. Команды должны нарисовать на шариках глазки, нос, рот и так далее. У них должны получиться смешные зверушки. Побеждает та команда, которая быстрее создаст зверушек.
“Свалка”
Про рыбалку
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут. А. Ерошин
Куда убирают пустые банки и склянки? (Уносят с собой)
Что может произойти, если не убирать мусор?
(краткое сообщение делает ученик)
Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет.
Наше экологическое путешествие подошло к концу. Повторим правила поведения на природе.
- Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное.
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
- Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.
- Следи за чистотой природной среды, не оставляй после себя следов пребывания в ней.
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...
Занятие экологического кружка "Хорошо, когда умеешь удивляться!"
Данный материал рассчитан на разновозрастную группу детей. находящихся в условиях реабилитационного центра.Занятие проводится в рамках внеклассной работы, с целью формироания экологической грамотности...
Занятие экологического кружка Тема занятия: «Оценка качества клубней различных сортов картофеля»
На занятии кружка проводится оценка качества клубней различных сортов картофеля, выращиваемых в Георгиевском районе....
Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")
В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...
Сценарий внеурочного занятия "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"
В ходе внеурочного занятия обучающиеся "перелистывают страницы" устного журнала, изучают естественно - научные тексты о бережном отношении к электроэнергии, воде , лесе и решают задачи с эко...