программа кружка "Политология"
рабочая программа (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО МБОУ «Средняяобщеобразовательная школа№174» Советского района г.Казани Залутдинова Н.А. . Протокол №______ от "_____"___________2016 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №174» Советского района г. Казани ___________Харисова Р.Х.. «____» ____________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 174» Советского района г.Казани ________ МифтаховаГ.К. Приказ №______ от "_____" ___________2016г. |
Рабочая программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №174»
Советского района г.Казани
кружка «Основы политологии»
Учителя Михайловой Елены Павловны
Первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
________________
2016
Программа кружка «Основы политологии»
Пояснительная записка
Программа спецкурса составлена на основе концептуальных положений программы гражданского образования в Российской Федерации и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной средней школы для учащихся 10-11 в объеме 72 астрономических часа (период 11.01.2016-25.05.2016) из расчёта 4 часа в неделю.
Данный спецкурс является средством углубленного изучения обществоведческих дисциплин, взаимосвязан с такими предметами, как история, обществоведение, право, а также элективными курсами: «Введение в философию», «Основы социологии», «Основы культурологи».
Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве.
Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий.
Программа данного элективного курса ориентирована на развитие профильного обучения в старшей школе и рассчитана на углубленное изучение политических вопросов. Стратегия преподавания курса путем вычленения из обществоведения политологических тем со своими методологическими принципами и системой аргументации, понятийным аппаратом обусловлена прежде всего формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства, что требует от учащихся элементарных знаний основ политологии.
Поскольку курс предлагается учащимся, определившим в какой-то степени собственный выбор пути дальнейшего профильного образования, интересующихся современной политической теорией, его содержание может варьироваться с учетом интересов тех учеников, которые будут обучаться по данной программе.
В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли, структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества и правового государства, организация и проведение избирательной кампании.
Программа курса предусматривает практическую направленность деятельности учащихся: индивидуальную научно-исследовательскую работу при подготовке проектов с обязательным использованием материалов органов местного самоуправления Результаты усвоения учащимися учебного материала “Основы политологии” будут отслеживаться во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, практических занятий, в процессе научно-исследовательской работы над темами проектов.
Изучение "Основ политологии" направлено на достижение следующих целей:
- развитие стойкого познавательного интереса к политологии;
- формирование критического мышления;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы политологии, необходимых для деятельности в политической сфере, для успешного получения политологического профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения, осмысления, анализа, синтеза, систематизации политической информации;
- формирование у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
- закрепление у учащихся умения пользоваться дополнительной и справочной литературой;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных политических ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний, умений для решения типичных задач в области политических отношений;
- сформирование у учащихся навыков анализа и осмысления социально-исторических условий появления различных политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности;
- .
Основная цель программы:
- Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
Задачи программы:
- учащиеся должны понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе общественных наук;
- учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России;
Основные формы занятий:
- Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ полученного научного материала, его обобщение.
- Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов.
- Практикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных заданий и их источниками.
- Организация работы со справочной литературой и словарями.
- Проектная деятельность.
- Проведение научно-практической конференции.
Ожидаемые результаты:
- данный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах;
- итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.
Методы и приемы:
- кейсовая методика проведения занятий;
- познавательные и практические задания и задачи;
- групповая работа;
- исследование научной литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Название разделов, глав, занятий | Кол-во часов | Практич. Часть. | |||
| I. Раздел “Политология как наука” | 3 | ||||
1 | Политика и политология. | 1 | ||||
2. | Методы исследования в политологии | 1 | ||||
3 | Функции политологии. Политология в системе общественных наук. | 1 | ||||
| II. Раздел “ История развития политической мысли” | 12 | 2 | |||
4. | Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. | 1 | ||||
5. | Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский. | 1 | ||||
6. | Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. | 1 | ||||
7. | Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк | 1 | ||||
8. | Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо. | 1 | ||||
9 | Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. | 1 | ||||
10. | Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт, К. Марс, Г. Еллинек. | 1 | ||||
11 | Практическая работа. «Мыслители прошлого о проблемах власти». | 1 | ||||
12.Политические идеи и проекты М.М. Сперанского.Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев. | 1 | |||||
13. | Общественно-политические воззрения славянофилов и западников. | 1 | ||||
14 | Политические взгляды русских революционных демократов. Политические воззрения представителей русского революционного народничества. | 1 | ||||
15. | Политические теории русского либерализма. | 1 | ||||
16-17 | Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”. | 1 | 1 | |||
| III. Раздел “Теория власти и властных отношений” | 8 | 4 | |||
18. | Социальный порядок и власть. | 1 | ||||
19. | Господство как форма власти. Генезис политической власти. | 1 | ||||
20. | Особенности политической власти. Теория разделения властей | 1 | ||||
21-22 | Политическая власть и политические режимы. | 1 | 1 | |||
23-24 | Практическая работа. «Мыслители прошлого о проблемах власти». | 1 | 1 | |||
25-26 | «Кто-творец политики» Субъекты политики: | 1 | 1 | |||
27-28 | Социальный класс Понятие социального класса. Общественная гегемония и партнерство. | 1 | 1 | |||
29 | Этнические силы в политике | 1 | ||||
| IV. Раздел “ Политическая система общества” | 11 | 5 | |||
30-31 | Понятие “политическая система общества”. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов. | 1 | 1 | |||
32 | Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. | 1 | ||||
33 | Формы государственного устройства и формы правления. | 1 | ||||
34 | Политический режим как способ существования государства. | 1 | ||||
35 | Правовое государство. | 1 | ||||
36 | Основные типы взаимоотношений государства и общества. | 1 | ||||
37 | Теории происхождения государства. Государство и публичный интерес. | 1 | ||||
38 | Государственный аппарат | 1 | ||||
39-40 | Визы государств. Диспут «Наилучшая форма правления – это…?» | 2 | ||||
41 | Политические партии в политической системе общества. | 1 | ||||
42 | Общественно-политические движения и объединения | 1 | ||||
43 | Практическая работа «Модель партии, общественно-политического движения» | 1 | ||||
44-45 | Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные институты” | 1 | 1 | |||
| V. Раздел “Избирательная система” | 5 | 4 | |||
46 | Выборы в политической системе общества. Избирательная система. Избирательная кампания. | 1 | ||||
47 | Типы избирательных систем. | 1 | ||||
48 | Практическая работа «Выборы в субъекте управления» | 1 | ||||
49 | . Формы и средства политической деятельности. | 1 | ||||
50 | Внепарламентская борьба. | 1 | ||||
51 | Агитация и пропаганда. Массовые действия. Политический компромисс. | 1 | ||||
52 | Выборы в России: история и современность. | 1 | ||||
53 | Практическое занятие. Урок-диспут на тему “Многопартийная система в Российской Федерации. Предвыборные программы партий” | 1 | ||||
54 | Эссе на тему "Я - избиратель". | 1 | ||||
VI. Раздел “ Элиты и политическое лидерство. Личность и политика”. | 10 | 7 | ||||
55 | Классические теории элиты. Современные концепции и типологии элит. | 1 | ||||
56 | Политическая элита и класс. Политическая элита России. | 1 | ||||
57 | Лидерство и его специфика в политическом аспекте. Современные теории политического лидерства | 1 | ||||
58 | Типология политических лидеров и их функции. | 1 | ||||
59 | Политическое лидерство и политический маркетинг. | 1 | ||||
60 | Современные тенденции в развитии политического лидерства. | 1 | ||||
61 | Практическое занятие. Урок открытых мыслей на тему “ Роль и место элиты и личности в системе власти” | 1 | ||||
62 | Личность и политика: история и современность. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения. | 1 | ||||
63 | Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы. Стадии политической социализации личности. | 1 | ||||
64-65 | Практическая работа “ Современные мировые политические лидеры | 2 | ||||
66 | Понятие «политическая культура». Политика и право | 1 | ||||
67 | Идеология и политика. «Политика и мораль» | 1 | ||||
68-70 | Историческая ретроспектива Проект.«Политика вчера и сегодня»: персоналии сущность, успех и просчеты». | 1 | 1 | |||
71-72 | Защита проектов «Я и политика» | 2 | ||||
| ИТОГО: | 60 | 19 |
Литература:
Афонин И.А. Опорные конспекты по политологии. Брянск: Курсив , 2000.
Библиотека Единой России. Действия. М.: Алгоритм, 2003.
Библиотека Единой России. Люди. М.: Алгоритм, 2003.
Гаджиев К.С. Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993.
Зотова З.М. 100 лет российской многопартийности. М.: Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ, 2006.
Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
Кто есть кто в мировой политике. М.: Издательство политической литературы , 1990.
Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 класс. М.: Дрофа, (любое издание).
Никитин А.Ф. «Основы права.10-11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений». Глава 1,2. М.: Дрофа, 2007.
Панарин А.С. Введение в политологию: Учебное пособие для преподавателей средней школы. М.: Новая школа, 1994.
Политические партии России. М.: Росспэн, 1996.
Политический словарь – любое издание.
Пчёлов Е.В. «Государственные символы России». М., 2004.
Симонов В.А., Скобелкин В.Н. Основы Российского государства и права. Часть 1.Омский государственный университет, 1994.
Словарь исторический в 2-х томах. Личности. Общество. Политика. М.: Остожье, 1999.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет:
http://www.sibupk.nsk.su/New/04/chairs/c_history/PolitologSh/SPolit.htm (схемы по политологии)
http://danur-w.narod.ru (варианты практических работ)
http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/053apan/2.htm (политическая власть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
- Мне нравится (1)