Экскурсия для обучающихся 5 – 6 классов по экспозиции «Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»
рабочая программа (5 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Экскурсия

для обучающихся 5 – 6 классов

по экспозиции

«Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_dlya_uchashchihsya.docx893.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия

для обучающихся 5 – 6 классов

по экспозиции

«Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»

 Составитель:                                             Пузина В.И.

Учитель географии

г. Нижневартовск

2016


Цель: ознакомление с особенностями материальной и духовной культуры коренных народов Сибири, проживающих  на территории Нижневартовского района.

Задачи:

*Изучение культуры коренных народов Сибири хантов и ненцев: древних традиционных занятий, хозяйственного календаря, средств передвижения, одежды, хозяйственной утвари; традиционных поселений, жилище и хозяйственных построек.

*Развитие интереса к изучению элементов духовной культуры хантов (религиозным верованиям, шаманизму, праздникам, обычаям и традициям обско – угорского народа).

* Рассмотреть древние традиционные занятия коренных народов Сибири – рыболовство, охоту, собирательство и оленеводство, их особенности и значение.

* Воспитание сознательного отношения к природным богатствам родной земли на примере бережного отношения коренных народов Сибири к природе.

Демонстрационный материал:

Экспонаты музея:

- сеть, морда, запор, облас (средства передвижения и рыболовства);

- традиционная одежда (малица и женское праздничное платье) и обувь( кисы для  езды на нартах и лыжах);

- домашняя утварь(берестяные туески, каталка для теста);

- культовые предметы (бубен).

Методы ведения экскурсии:

 демонстрация музейных экспонатов, схемы, рассказ, беседа, игра.

План экскурсии:

  1. Ведение.
  2. Знакомство с культурой и бытом народов ханты.
  3. Вопросы для повторения материала.
  • традиционное хозяйство, образ жизни, промыслы,
  • орудия ловли рыбы,
  • средства передвижения,
  • одежда и обувь,
  • домашняя утварь,
  • игрушки и игры,
  •  музыкальные и культовые предметы;
  1. Задания для обучающихся.

1.Введение

В аудиозаписи звучит стихотворение  Ювана Шесталова (мансийский поэт).

В нас быстрота от резвых щук, От них порыв и пыл.

А наш осетр, наш добрый друг,нас к важности склонил.

В нас нежность сосьвинских сельдей, напористость язя,

Живучесть с отроческих дней  у  нас от карася.

Глаза тайменей молодых прекрасны как цветки.

Мы детям подарили их – сынам моей тайги.

Прыть хариуса – молодца нам по душе пришлась.

И от налима – хитреца есть кое – что у нас.

Ведущий экскурсию:

Издревле на нашей Югорской Земле проживают коренные народы Сибири и Крайнего Севера: ханты, манси, ненцы. На территории нашего Нижневартовского района проживают ханты и ненцы.

Ханты – один из народов Западной Сибири, расселившийся по Обско – Иртышскому бассейну от села Демьянки и Васюгана на юге до Обской губы на севере (демонстрируется видео - схема «Расселения остяков (ханты),вогулов(манси),самоедов(ненцев) в конце ХIХ – начале  ХХ веков»). Согласно мифам, некоторые божества хантов связаны  происхождением с верховьями Оби, а предания рассказывают о походах их предков до Карского моря. В  основу современного официального названия «ханты» положено самоназвание народа, связанное с венгерским словом «войско, семья, род» и финским понятием «община». Говоря о себе или других, ханты обычно называют местность проживания – селение, реку, район. В ранних письменных источниках название народа – остяки; оно вошло в официальные документы, научную литературу и стало привычным в быту при общении  по-русски.

  Хантыйский язык относится к уральской группе финно-угорских языков, внутри которой он вместе с мансийским  и венгерским языками объединяются в угорскую группу; хантыйский и мансийский языки образуют обско – угорскую ветвь (демонстрируется видео – схема «Родословное дерево уральских языков»). В настоящее время древние названия «Югра», «Югория» стали для народов ханты и манси символом родного языка и традиционной культуры, единения двух родственных народностей. Хантыйский язык имеет много диалектов, которые подразделяются на южные, северные и восточные.

Остяки северной тундры пасли северных оленей. Остяки по берегам рек занимались рыболовством, а также охотой и оленеводством. Васюганские, ваховские, юганские и прииртышские остяки были охотниками и  занимались рыболовством, сельским хозяйством, собирательством корней и ягод.

Испокон веков коренные жители Западной Сибири бережно относились к природе. Брали от природы столько, сколько было необходимо для проживания.  С годами были выработаны определённые правила: дикорастущие растения собирались в определенное время (полное созревание ягод и плодов); нельзя убивать хищников – орлов и сов, а также волков – санитаров леса; при загоне не способных летать гусей   часть птиц отпускали на волю.  Прежде чем свалить  нужное дерево. Обращались к нему и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть, а жизненная необходимость.Во всех действиях, раскрывающих отношение к природе коренного населения заложен первичный принцип: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я,моя семья, мой народ.


2.  Знакомство с культурой и бытом коренных народов Сибири.

Хозяйство хантов и ненцев в значительной мере представляет натуральный характер. Основу его  и сегодня составляет охота, рыболовство и оленеводство. Подсобное значение имеет собирательство дикоросов.Вся хозяйственная и трудовая деятельность была подчинена природномукалендарю:

-  сентябрь – рыбачили по заводям, охотились на боровую дичь, собирали ягоды;

- середина октября(когда выпадал снег)- охота на пушных зверей;

- декабрь (самый темный период года) – находились дома;

- январь  - мужчины уходили охотиться далеко от дома в урманы и возвращались в марте, когда заканчивалась пушная охота;

- апрель  - охотились на копытных животных по насту и на уток;

- май – начало ловли рыбы сетями (по мере вскрытия рек);

-июль - сентябрь – сбор ягод;

- август – сентябрь – сбор кедрового ореха.

Женщины на протяжении всей зимы занимались домашними делами, ухаживали за скотом. В летне -  осенний период собирали и  заготавливали впрок  дикоросы.

Основную роль в пищевом рационе в течение всего года имела рыба. Большую часть улова повсеместно составляла щука, плотва, карась, ёрш, язь и другие рыбы.

Способы добычи рыбы можно условно разделить на «пассивные», когда рыба сама заходит в установленные ловушки и «активные», когда ловля осуществляется непосредственно рыбаками. Среди первых основным был так называемый запорный способ ловли (демонстрация экспоната). Запор (от слова «запирать», «перегораживать»), состоящий из вбитых в дно реки или протоки переплетенных прутьев обеспечивал рыбой два раза в год. Обычай требовал ставить рыболовные запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбья молодь. В запорах применялись различные ловушки: котцы, морды и другие.

Весной и осенью в запорные сооружения ставили ловушку – морду(демонстрация экспоната). Её  применяли во все времена, практически на всех водоемах и для разных пород рыб. Она состояла из основания, остова и внутреннего вставного горла. Последние делались из сосновой дранки, лиственницы, тальника (ивы), корня сосны. Гибкий тальник и специально обработанные корни отличались эластичностью и прочностью, поэтому удобны были для соединения деталей. На плетение морды уходило более двух дней.  Практически все деревянные ловушки и снасти сачки ловко и искусно оплетаются корневищами. Всё с большим старанием и любовью острогано, оглажено, всему приданы формы, все очень легкое и прочное, рассчитанное на длительный срок использования.

С давних пор существовали и такие способы добычи рыбы как установка сетей и неводов (демонстрация экспонатов). Они изготавливались из крапивного волокна или покупных ниток, были непрочными и не играли большой роли в добыче рыбы.

Пойманная рыба использовалась вся без остатка. Чешуя шла на приготовление универсального клея. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающее комаров. Сушёную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу – рыбную муку , из которой можно быстро приготовить питательную похлебку. Желчь  и желчные пузыри шли на выделку замши. Рыбу сушили, вялили, коптили и замораживали (демонстрируется видео – схема «Использование рыбы»).

Одно из важнейших занятий коренного населения Западной Сибири – охота. Она начиналась по первому снегу и продолжалась до поздней весны. Охота на животных осуществлялась преимущественно с помощью ловушек.

Правила охотничьей этики предписывали особое отношение к объектам промысла. Обычай запрещал селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и стельных самок, а на кануне промысла охотник должен был соблюсти ритуал, направленный на установление хороших отношений с хозяином леса (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка).

Охотничьи угодья между родами всегда были разграничены речками, озерами, болотами и этих правил, охотники придерживаются до сих пор. Если раненое животное может зайти в угодья другого охотника, и он его обнаружит, то без промедления сообщит об этом своему соседу. У каждого рода на наконечнике стрелы своя метка и соседи её знают.

Охотились на крупных зверей (медведя, лося, дикого оленя), боровую(лесную) дичь, пушного зверя(лису, песца, соболя, белку и других).

Из самоловных способов охоты использовали различные виды ловушек: черканы, слопцы, капканы (демонстрация экспоната). На крупных животных в ловушки ставилась приманка – сухая рыба, мясо.

Культуру коренных народов Сибири отличает почти полное использование добытого, исключающее наличие отходов. Мясо животных шло в пищу, шкуры -  на изготовление обуви, одежды, внутренности -  на приваду, сухожилия – на нитки (демонстрируется видео – схема «Олень в жизни коренного населения».

Собирательство имеет прикладное значение в жизни коренного населения. В пищу используют плоды многих видовых ягодных растений: чернику, голубику, клюкву, черёмуху, шиповник, красную и чёрную смородину, морошку, малину, костянику, княженику (демонстрируется видео «Северные ягоды»). Некоторые ягоды едят в свежем виде – малина, княженика, костяника, так как их трудно набрать в большом количестве, остальные же виды ягод заготавливают в том или ином виде.

Существуют запреты собирать некоторые ягоды. Например, салымскимхантам нельзя собирать морошку. Согласно легенде, раз в сто лет поднимается моровая язва, которая всех губит, остаются только те, кто не ест морошку. Для сбора ягод у обских угров повсеместно использовалась специальная берестяная утварь – кузова и набирушки (показ экспонатов). Грибы ханты, как и многие другие северные народности, совершенно не едят, считая их «погаными», «нечистыми».

Средством передвижения в летний период, из–за отсутствия дорог, у хантов является облас (демонстрация  экспоната). Такую лодку изготавливают из цельного дерева – сосны или кедра. В этой лодке нет ни одного гвоздя. Лодка – долбленка, как её ещё называют, очень легкая, её можно носить за плечом. На реке рыбак сидит прямо на дне лодки и управляет одним веслом. У каждого члена семьи имеется своё весло. Они так и различаются: женское, мужское и детское.

Очень рано дети, особенно мальчики, ездят на обласе. Когда впервые ребенок садится в облас, мать либо бабушка смачивают ребенку голову водой – «чтобы вода никогда не покрывала его» - говорят при этом ханты. И в домашнем  хозяйстве  нашли применение для обласа. Хантыйские женщины с помощью обласа очищают клюкву от мусора:  лодочку смачивают водой, насыпают клюкву и катают. Мусор прилипал ко дну, а клюкву высыпали.    

Одежда и обувь

Одевались ханты очень нарядно.  Летняя одежда шилась из кожи рыб, которая обрабатывалась  особым способом. Для выделки кож использовали рыбий жир или печень, а также сухую золу. Рубахи и штаны из рыбьих  кож поражали воображение:  влагоустойчивые и очень прочные они пропускали воздух. В такой одежде было легко  охотиться, рыбачить и вести любую хозяйственную деятельность. Сейчас ханты шьют летнюю одежду из сукна, сатина, ситца, а из рыбьих кож – тучаны(показ экспоната или фотографии). Шили  покупными металлическими  иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. Иглы хранят в специальных игольниках их оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей (демонстрация фотографии).  Игольники делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, нашивкой.

Зимнюю одежду шили из меха.  Меховая верхняя  одежда  была глухой (без застежек спереди) и распашной (с застежками). Типичная глухая мужская одежда – малица (демонстрация экспоната), её шили из оленьей шкуры с коротким ворсом мехом внутрь.

Зимняя обувь – кисы – это высокие сапоги из камусов (камус – шкура с ног крупных копытных животных) особенно нарядными считаются кисы из белых камусов. Сапоги обычно привязывают к поясу кожанными завязками, а мужские сапоги перевязывают ещё и ниже колен шнурами из цветной шерсти. Весной и осенью тоже носят кисы, но уже из ровдуги( ровдуга – замша из шкуры оленя). Для ног готовили специальные  обертки, их носили с зимней обувью. Для  приготовления  оберток использовалась особая лесная осока, которая  в отличие от обычной не резала рук. Осоку сушили на чердаке. В темном месте, затем опускали в горячую воду для смягчения, одной обмотки хватало на три недели. Ханты говорят: «Если обмотка намокает, то все равно теплая, ка и лосиная шерсть.

Детская одежда не имела существенных отличий отвзрослой, она лишь была ярче и красочнее оформлена(демонстрация фотографий).

Многие виды женской одежды были одинаковы с мужской ( типы мужских рубах и женских  рубах - платьев имели одинаковый покрой), не различалась  обувь и зимняя распашная одежда.

Хантыйские женщины носили украшения , которые состояли из косников, серег, нагрудных украшений (демонстрация фотографий). Косники  представляли собой полоски тканей, расшитые бисером и имеющие на концах кисти из нескольких полос. Для женщин косы до сих пор остаются традиционной прической. Косы обычно были короткими до плеч, а шнурки спускались до талии, ка бы продолжая косы. Нагрудными украшениями служили бисерные нити с крупными бусинами, либо полукруг из замши и ткани, расшитый бисером и мелкими пуговицами.

Домашняя утварь

Для изготовления домашней утвари ханты применяют дерево, кость, коренья, древесную кору, шкуры, камыши и травы. Кухонную посуду, необходимую для хранения пищи и её приготовления, делали в основном из дерева и бересты. В такой посуде хорошо сохраняются продукты (демонстрация экспонатов).

Игры и игрушки.

Игрушки коренных народов призваны формировать у детей представление о мужчине и женщине, их обязанностях во взрослой жизни. Они опосредованно подготавливают девочку к роли хозяйки и жены . мальчика – к роли охотника и рыболова, добытчика, мужа.

Девочки играют в куклы, сшитые из кусочков ткани и меха.  У хантыйской куклы – акани (показ экспоната) – отсутствуют черты лица. Родители препятствуют играм с  покупными куклами, у которых есть рот, глаза и нос: такие куклы могут, по верованиямхантов, превратиться в духов и навредить. На Севере существует мнение, что девочка, умеющая хорошо лепить и шить игрушки, вырастет  хорошей хозяйкой. Хантыйка, выходя замуж,хранит свои куклы в сундуке наравне с божками.

У народов ханты существуют интересные традиционные игры, которые развивают у детей смекалку, находчивость, воспитывают выдержку, волю, ловкость, фантазию. Эти качества необходимы человеку во взрослой жизни. Без них невозможно было стать находчивым и смелым охотником, искусной мастерицей, аккуратной хозяйкой. Игр существует очень много: подвижные игры: «Деревянная нога», «Прыжки через лодку», «Заячьи следы» и другие. Предлагаем поиграть в хантыйскую игру «Журавль» (Торэх). (Приложение).  

Музыкальные инструменты

Музыка занимала большое место в жизни народа, её эмоциональное воздействие очень велико. Музыкальным  инструментом ханты является домбра губная (показ экспоната) – тип губной гармошки из костяной пластины. В  качестве музыкальных инструментов используются и бубны( демонстрация экспоната), которые обтягивают шкурой лося, а внутри на обтяжке укрепляют по семь колокольчиков разных размеров, у левой и правой сторон. При помощи ремня бубен подвешивают на шею, а для извлечения из колокольчика звука определенной высоты ударяют по соответствующей  пуговице.

Бубен и колотушка – необходимый атрибут шамана.

Шаман – это человек, который посредством различных действий может входить в общение со сверхъестественными существами. Шаман – это друг семьи, покровитель племени, рода.  Наиболее  важные моменты жизни ханты неизбежно проводились с  его участием.


Приложение

Игра «Журавль»

Сейчас мы проверим вашу наблюдательность и умение быстро считать.

Правила игры: перед вами символическое изображение птицы – журавля. В изображении птицы, смотрите внимательно, голова – три черточки, туловище  -  две палочки, крылья по пять черточек с обеих сторон туловища, ноги – по три черточки с каждой стороны туловища и хвост – четыре палочки. Длина палочек или черточек  - 5 – 8 см., а диаметр – 3 – 5 см. внимательно посмотрите и запомните количество палочек . изображение птицы убираем.

Игра способствует развитию умственных способностей, памяти, внимания, логического мышления.

Мысленно убираем из «головы» журавля одну палочку и задаем вопрос одному из вас: «Сколько в голове палочек?».  ( Ответ: две палочки).

Далее убирается всегда по одной палочке, и вопросы задаются в такой последовательности:

  1. Сколько в  «крыле» палочек? (4).
  2. Сколько в «ноге» палочек? (2).
  3. Сколько в «хвосте» палочек? (3).
  4. Сколько в «ноге» палочек? (2).
  5. Сколько в «крыле «палочек? (3).
  6. Сколько в «голове» палочек? (1). И так далее по порядку.

Игра будет продолжаться до тех пор, пока игрок не ошибется в ответе на вопрос.


Схема  «Использование рыбы»


Схема «Значение оленя для человека»

        

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=122b34f19c2bf1ea4633635aee687048&n=24


Состав экспедиции 8 «А» класса

Экспозиция  «Культура и быт народа ханты» в школьном музее «Память»


Облас – хантыйская лодка

Челнок для плетения сетей              Макет запора на реке

Пассивное орудие ловли рыбы – морда

Женское хантыйское праздничное платье

Малица – мужская зимняя одежда

Кисы – мужская обувь для езды на лыжах

Кисы для езды на нартах

Оберег на счастье и удачу

Посуда из бересты – кузовки для сбора ягод

Музыкальный инструмент народа ханты – бубен

Акань – хантыйская кукла

Кисет

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура. – Тюмень: Софт Дизайн, 1996. – 208 с.
  2. Брем А. Звери: В 2 т. Т.2 /Коммент. Е.А. Коблик, С.В. Крускопа – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 776 с.: ил. – (Жизнь животных).
  3. Вагатова М.К. Моя песня, моя песня: Стихотворения, легенды, сказки. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во. Новое время, 2002. – 192 с.
  4. Вэлла Ю. Поговори со мной. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. – 134 с.
  5. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск: Наука, 1990.
  6. Головнев А.В. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1996.
  7. Гудков И. Игрушки детей Обского севера // Югра, №5, 1993. С. 33-36.
  8. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 1 – М.: Либерия, 1995. – 376 с.
  9. Журналы Югры: №6, 93; №3, 93;
  10. История и культуры хантов/Под ред. Н.В. Лукиной – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994. Т. 1; 1995. Т. II.
  11. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994. Т. 1; 1995. Т. II.
  12. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск, 1996. – 132 с.
  13. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры ханты. – Томск, 1985. – 134 с.
  14. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. М., 1999. Т2. М., 2000.
  15. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: Популярная энциклопедия школьника/Отв. Ред. В.Д. Голубчикова. – М.: Северные просторы, 2001. – 288 с.
  16. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 342 с.
  17. Сподина В. Деревянные глаза// Югра №5, 1992. С. 24
  18. Тактуева А.М. Материальная культура юганских ханты. – Сургут, 1993. – 234 с.
  19. Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. Санкт-Петербург: Европейский дом, 2000.-366 с.
  20. Шатилова М.Б. Ваховские остяки: этнографические очерки/Под ред. С. Пархимовича. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»

Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Инновационный образовательный П Р О Е К Т «Электронная газета обучающихся Нижневартовского района»

Нижневартовский район – самый большой по занимаемой площади среди районов ХМАО. Школы района находятся друг от друга на расстоянии нескольких сотен километров, поэтому немногие обучающиеся знают о шко...

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей...

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Культура и повседневная жизнь народов России в ХVI веке"

ПРезентация содержит материал к методическим рекомендациям урока...

проект Культура и быт коренных народов Сибири

проект Культура и быт коренных народов Сибири...

Экскурсия для обучающихся 5 – 6 классов по экспозиции «Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»

Цель: ознакомление с особенностями материальной и духовной культуры коренных народов Сибири, проживающих  на территории Нижневартовского района.Задачи:*Изучение культуры коренных народов Сибири х...