«Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
классный час (8 класс)
Классный час
Великие победы.
«Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
Класс 8-е классы. Дата 21.09.2020
Методическая цель: показать использование групповой работы в изучении военно-морской истории России.
Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа
Образовательные технологии: технология групповой деятельности.
Цели:
- формирование представлений воспитанников о великих победах русского флота, исторической роли сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы;
- формирование ценностного отношения к знаниям военной истории России, воспитание чувства гордости за свое Отечество;
- формирование коммуникативной культуры (навыков публичного выступления, ведения и поддержания диалога на культурно-исторические темы; умение работать в команде (группе); оценочное суждение);
- формирование ИКТ – компетентности, навыков работы с цифровыми носителями (во время подготовительного этапа).
Ведущий мероприятия (модератор): воспитатель
Участники: воспитанники, воспитатель
Оборудование: компьютер, проектор, столы, расставленные для работы в группах, места для сотрудников.
Ход классного часа
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников
| Планируемые результаты УУД и формируемые компетенции
|
Подготовительный этап | Встречает и рассаживает воспитанников. Проверяет готовность воспитанников к занятию. Подготовка наглядного материала, презентации по теме занятия. Объявление темы и цели занятия.
Предлагает воспитанникам предварительно познакомиться с историей сражения у мыса Тендра (уточнить исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).
Составляет список вопросов к рабочим группам. | Воспитанники занимают указанные им места. Предварительно знакомятся в группе с историей сражения у мыса Тендра 28-29 августа (8-9сентября) 1790 года. года (исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).
Участники группы готовят выписки, заметки по освоенным документам, обсуждают возможные вопросы на занятии.
| Регулятивные - организация учебного сотрудничества рабочей группе. Личностные -осмысление внутренней позиции воспитанника на уровне положительного отношения к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные - общение и взаимодействие с партнерами в групповой работе при подготовке к занятию |
Введение в тему занятия | Озвучивает обсуждаемую тему. Объясняет особенности совместной работы на занятии (вводная информация о значении сражения у мыса Тендра, работа групп с предложенными вопросами, подведение итогов, обобщение полученной информации).
| Воспитанники занимают места в соответствии с рабочими подгруппами, в которых осуществлялась подготовка к занятию. Обсуждают полученную информацию, формулируют вопросы.
| Познавательные - Осознание новой информации о значении сражения у мыса Тендра; - установление причинно- следственных связей. Коммуникативные - формулировать собственное мнение по теме занятия; - обсуждение полученной информации в рабочей группе; Регулятивные - Осознанно воспринимают информацию и обсуждают план подготовки в классному часу |
Организационный этап | Объясняет правила и последовательность работы в рабочих группах. Уточняет время на работу над полученным вопросом, презентации результатов подготовленного ответа в подгруппе. (последовательность и продолжительность выступления рабочих групп, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих).
| Обсуждают полученную информацию, обмениваются мнениями, уточняют план работы в группе. Выстраивают систему аргументов для успешной презентации результатов совместной работы; продумывают ответы на возможные вопросы. | Регулятивные - Обсуждают последовательность и систему подготовки к классному часу в рабочей группе; Личностные - планирование познавательной деятельности участников, - определение для себя роли в рабочей группе при подготовке к классному часу Коммуникативные -Планирование презентации результатов работы рабочей группы |
Работа рабочих групп по вопросам | 1. Историческая обстановка Крым был присоединен в результате победы Российской империи в войне с Турцией 1768-1774 г.г. В 1783 году был основан Севастополь, будущий главный военный порт России на Черном море. Турция не могла допустить усиления северного соседа в черноморском регионе. В правящих турецких кругах бытовало мнение о необходимости новой войны и возвращении Крыма. Активно подталкивали турок к новому вооруженному противостоянию Англия и Франция, которые не были заинтересованы в усилении могущества Российской Империи. Также беспокойство доставляли и шведы, считавшие делом чести вернуть себе потерянные еще во времена Петра I земли. Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов. 4 марта 1790 г. (даты указаны по старому стилю) командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива, Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы. 2.Расстановка сил перед сражением. Ушаков понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю. Общая численность экипажей достигала 7969 человек при примерно 840 орудиях, в том числе 6577 человек на линейных кораблях и фрегатах. Командующий турецким флотом Хуссейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и островом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III дал ему в помощь опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции. Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов (до 1360 орудий, до 10.000 человек экипажа). 3. Ход сражения. Турецкая эскадра стояла на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хуссейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хуссейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии. К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хуссейн-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь. На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». «Мелеки-Бахри». сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.
4. Значение победы в сражении у мыса Тендра. Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». В донесении императрице от 5-го сентября 1790 года Потемкин писал: "Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бригадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую милость. Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил. Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах. Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой.
| Распределяют роли между членами рабочей группы в подготовке ответов на вопросы ведущего. Выступают в соответствии с определенной последовательностью. В презентации своих ответов на вопросы ведущего не только дают полный ответ, но и приводят примеры, иллюстрации, доказательства правильности ответа. Презентуют результаты работы группы над вопросами ведущего. Задают вопросы другим рабочим группам по результатам их ответов, дополняют их ответы, уточняют, иллюстрируют своими примерами.
| Познавательные -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные - осознанно обобщать полученную в ходе работы информацию, систематизировать
|
Презентация ответов на вопросы, обсуждение, обобщение знаний о значении и результатах сражения у мыса Тендра
| Рабочие группам предлагается обобщить полученную информацию и выделить значение и результаты сражения у мыса Тендра в соответствии с полученной в ходе обсуждения информацией.
Ведущий готовит информацию о значении и результатах сражения у мыса Тендра.
Участникам рабочих групп дается время для обсуждения основных результатов и значения сражения. По очереди предоставляет группам слово. Следит за порядком и дисциплиной (важно, чтобы участники относились друг к другу уважительно, слушали ответы, не перебивали).
| Обсуждают полученную информацию по вопросам, выделяют значение и результаты морского сражения. Презентуют ответ рабочей группы на данный вопрос. -другие группы задают вопросы выступающим (количество лимитировано). -Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию. -Слушают аргументы другой команды. -Воспитанники в группах по очереди задают вопросы команде противника. | Личностные -Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; -умение работать в рабочей группе; - развитие уверенности в себе.
Коммуникативные -продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - уважение к личности и ее достоинству, -адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания, -умение использовать речевые средства как средства саморегуляции.
Регулятивные - осознанно обобщать информацию в соответствии с выделенными вопросами.
|
Подведение итогов и общий вывод. Рефлексия | Организует совместный анализ результатов работы групп. Настраивает воспитанников на дальнейшее осмысление значимости морского сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы, стимулирует желание воспитанников изучать военно-исторические события отечественной истории. Идет общее обобщение полученной информации, ее осознание и формирование установки чувства гордости за свое Отечество, за историю России и ее Вооруженных Сил. Обобщает высказывания воспитанников, просит поделиться своими эмоциями и впечатлениями всех участников рабочих групп. | Делятся впечатлениями | Познавательные - делать выводы на основе полученного нового опыта, - оценивать эффективность проведенной совместной работы в группе.
Личностные - осознание причин успешности-не успешности групповой работы; - способность принимать осознанное решение об изучении истории России. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Великие победы.
«Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
Класс 8-е классы. Дата 21.09.2020
Методическая цель: показать использование групповой работы в изучении военно-морской истории России.
Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа
Образовательные технологии: технология групповой деятельности.
Цели:
- формирование представлений воспитанников о великих победах русского флота, исторической роли сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы;
- формирование ценностного отношения к знаниям военной истории России, воспитание чувства гордости за свое Отечество;
- формирование коммуникативной культуры (навыков публичного выступления, ведения и поддержания диалога на культурно-исторические темы; умение работать в команде (группе); оценочное суждение);
- формирование ИКТ – компетентности, навыков работы с цифровыми носителями (во время подготовительного этапа).
Ведущий мероприятия (модератор): воспитатель
Участники: воспитанники, воспитатель
Оборудование: компьютер, проектор, столы, расставленные для работы в группах, места для сотрудников.
Ход классного часа
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты УУД и формируемые компетенции |
Подготовительный этап | Встречает и рассаживает воспитанников. Проверяет готовность воспитанников к занятию. Подготовка наглядного материала, презентации по теме занятия. Объявление темы и цели занятия. Предлагает воспитанникам предварительно познакомиться с историей сражения у мыса Тендра (уточнить исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения). Составляет список вопросов к рабочим группам. | Воспитанники занимают указанные им места. Предварительно знакомятся в группе с историей сражения у мыса Тендра 28-29 августа (8-9сентября) 1790 года. года (исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения). Участники группы готовят выписки, заметки по освоенным документам, обсуждают возможные вопросы на занятии. | Регулятивные - организация учебного сотрудничества рабочей группе. Личностные -осмысление внутренней позиции воспитанника на уровне положительного отношения к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные - общение и взаимодействие с партнерами в групповой работе при подготовке к занятию |
Введение в тему занятия | Озвучивает обсуждаемую тему. Объясняет особенности совместной работы на занятии (вводная информация о значении сражения у мыса Тендра, работа групп с предложенными вопросами, подведение итогов, обобщение полученной информации). | Воспитанники занимают места в соответствии с рабочими подгруппами, в которых осуществлялась подготовка к занятию. Обсуждают полученную информацию, формулируют вопросы. | Познавательные - Осознание новой информации о значении сражения у мыса Тендра; - установление причинно- следственных связей. Коммуникативные - формулировать собственное мнение по теме занятия; - обсуждение полученной информации в рабочей группе; Регулятивные - Осознанно воспринимают информацию и обсуждают план подготовки в классному часу |
Организационный этап | Объясняет правила и последовательность работы в рабочих группах. Уточняет время на работу над полученным вопросом, презентации результатов подготовленного ответа в подгруппе. (последовательность и продолжительность выступления рабочих групп, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих). | Обсуждают полученную информацию, обмениваются мнениями, уточняют план работы в группе. Выстраивают систему аргументов для успешной презентации результатов совместной работы; продумывают ответы на возможные вопросы. | Регулятивные - Обсуждают последовательность и систему подготовки к классному часу в рабочей группе; Личностные - планирование познавательной деятельности участников, - определение для себя роли в рабочей группе при подготовке к классному часу Коммуникативные -Планирование презентации результатов работы рабочей группы |
Работа рабочих групп по вопросам | 1. Историческая обстановка Крым был присоединен в результате победы Российской империи в войне с Турцией 1768-1774 г.г. В 1783 году был основан Севастополь, будущий главный военный порт России на Черном море. Турция не могла допустить усиления северного соседа в черноморском регионе. В правящих турецких кругах бытовало мнение о необходимости новой войны и возвращении Крыма. Активно подталкивали турок к новому вооруженному противостоянию Англия и Франция, которые не были заинтересованы в усилении могущества Российской Империи. Также беспокойство доставляли и шведы, считавшие делом чести вернуть себе потерянные еще во времена Петра I земли. Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов. 4 марта 1790 г. (даты указаны по старому стилю) командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива, Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы. 2.Расстановка сил перед сражением. Ушаков понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю. Общая численность экипажей достигала 7969 человек при примерно 840 орудиях, в том числе 6577 человек на линейных кораблях и фрегатах. Командующий турецким флотом Хуссейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и островом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III дал ему в помощь опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции. Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов (до 1360 орудий, до 10.000 человек экипажа). 3. Ход сражения. Турецкая эскадра стояла на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хуссейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хуссейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии. К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хуссейн-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь. На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». «Мелеки-Бахри». сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг. 4. Значение победы в сражении у мыса Тендра. Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». В донесении императрице от 5-го сентября 1790 года Потемкин писал: "Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бригадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую милость. Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил. Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах. Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой. | Распределяют роли между членами рабочей группы в подготовке ответов на вопросы ведущего. Выступают в соответствии с определенной последовательностью. В презентации своих ответов на вопросы ведущего не только дают полный ответ, но и приводят примеры, иллюстрации, доказательства правильности ответа. Презентуют результаты работы группы над вопросами ведущего. Задают вопросы другим рабочим группам по результатам их ответов, дополняют их ответы, уточняют, иллюстрируют своими примерами. | Познавательные -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные - осознанно обобщать полученную в ходе работы информацию, систематизировать |
Презентация ответов на вопросы, обсуждение, обобщение знаний о значении и результатах сражения у мыса Тендра | Рабочие группам предлагается обобщить полученную информацию и выделить значение и результаты сражения у мыса Тендра в соответствии с полученной в ходе обсуждения информацией. Ведущий готовит информацию о значении и результатах сражения у мыса Тендра. Участникам рабочих групп дается время для обсуждения основных результатов и значения сражения. По очереди предоставляет группам слово. Следит за порядком и дисциплиной (важно, чтобы участники относились друг к другу уважительно, слушали ответы, не перебивали). | Обсуждают полученную информацию по вопросам, выделяют значение и результаты морского сражения. Презентуют ответ рабочей группы на данный вопрос. -другие группы задают вопросы выступающим (количество лимитировано). -Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию. -Слушают аргументы другой команды. -Воспитанники в группах по очереди задают вопросы команде противника. | Личностные -Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; -умение работать в рабочей группе; - развитие уверенности в себе. Коммуникативные -продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - уважение к личности и ее достоинству, -адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания, -умение использовать речевые средства как средства саморегуляции. Регулятивные - осознанно обобщать информацию в соответствии с выделенными вопросами. |
Подведение итогов и общий вывод. Рефлексия | Организует совместный анализ результатов работы групп. Настраивает воспитанников на дальнейшее осмысление значимости морского сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы, стимулирует желание воспитанников изучать военно-исторические события отечественной истории. Идет общее обобщение полученной информации, ее осознание и формирование установки чувства гордости за свое Отечество, за историю России и ее Вооруженных Сил. Обобщает высказывания воспитанников, просит поделиться своими эмоциями и впечатлениями всех участников рабочих групп. | Делятся впечатлениями | Познавательные - делать выводы на основе полученного нового опыта, - оценивать эффективность проведенной совместной работы в группе. Личностные - осознание причин успешности-не успешности групповой работы; - способность принимать осознанное решение об изучении истории России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-143880-1352910679.jpg)
Методическая разработка классного часа на патриотическую тему «День воинской славы России. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра»
Классный час на патриотическую тему в игровой форме...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-198031-1360406628.jpg)
Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г. Руководители: преподаватель химии Баси...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-405099-1392441170.jpg)
День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра.
Методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников о сражении у мыса Тендра; развивать чувство па...
Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».
Воспитательное мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-481265-1410760620.jpg)
Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».
Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-481265-1410760620.jpg)
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-907963-1490212888.jpg)
День воинской славы России «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)»
11 сентября 2014 года отмечается День воинской славы России — День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Победа у мыса Тендра в военной кампан...