Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся»
методическая разработка (5 класс)
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya.docx | 81.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
города Пикалёво имени А. П. Румянцева
(МБОУ «СОШ № 4» г. Пикалёво им. А.П. Румянцева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Развитие функциональной грамотности обучающихся»
Направление: социальное
Форма внеурочной деятельности: деловой проект
Возрастной состав: 5-9 классы
Срок реализации: 5 лет
Цель программы:
развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)
Планируемые результаты
(PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html
Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA)
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | |
5 класс | находит и | находит и | находит и | находит и |
Уровень | извлекает | извлекает | извлекает | извлекает |
узнавания и | информацию из | математическую | информацию о | финансовую |
понимания | различных | информацию в | естественнонауч- | информацию в |
текстов | различном | ных явлениях в | различном | |
контексте | различном | контексте | ||
контексте | ||||
6 класс | применяет | применяет | объясняет и | применяет |
Уровень | извлеченную из | математические | описывает | финансовые |
понимания и | текста | знания для | естественнонауч- | знания для |
применения | информацию для | решения разного | ные явления на | решения |
решения разного | рода проблем | основе | разного рода | |
рода проблем | имеющихся | проблем | ||
научных знаний | ||||
7 класс | анализирует и | формулирует | распознает и | анализирует |
Уровень | интегрирует | математическую | исследует личные, | информацию в |
анализа и | информацию, | проблему на | местные, | финансовом |
синтеза | полученную из | основе анализа | национальные, | контексте |
текста | ситуации | глобальные | ||
естественнонауч- | ||||
ные проблемы в | ||||
различном | ||||
контексте | ||||
8 класс | оценивает | интерпретирует и | интерпретирует и | оценивает |
Уровень | форму и | оценивает | оценивает | финансовые |
оценки | содержание | математические | личные, местные, | проблемы в |
(рефлексии) | текста в рамках | данные в | национальные, | различном |
в рамках | предметного | контексте лично | глобальные | контексте |
предметного | содержания | значимой | естественнонауч- | |
содержания | ситуации | ные проблемы в | ||
различном | ||||
контексте в | ||||
рамках | ||||
предметного | ||||
содержания |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | |
5-9 классы | оценивает | объясняет | объясняет | оценивает |
содержание | гражданскую | гражданскую | финансовые | |
прочитанного с | позицию в | позицию в | действия в | |
позиции норм | конкретных | конкретных | конкретных | |
морали и | ситуациях | ситуациях | ситуациях с | |
общечелове- | общественной | общественной | позиции норм | |
ческих | жизни на основе | жизни на основе | морали и | |
ценностей; | математических | естественнонауч- | общечелове- | |
формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | ческих | |
собственную | норм морали и | позиции норм | ценностей, | |
позицию по | общечеловечес- | морали и | прав и | |
отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | обязанностей | |
прочитанному | ких ценностей | гражданина | ||
страны |
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:
- 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики
считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
1. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Деньги в разных странах | 0 | 0 | 0 | Круглый стол, игра. |
3. | Деньги настоящие и ненастоящие | 2 | 1 | 1 | Игра, экскурсия. |
4. | Как разумно делать покупки? | 1 | 0 | 1 | Игра, круглый стол. |
5. | Кто такие мошенники? | 1 | 0 | 0 | Круглый стол, игра, квест. |
6. | Личные деньги | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. | Сколько стоит «своѐ дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 2,5 | 5,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
1. | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | 0 | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Круглый стол, игра, квест. |
4. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
5. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 2 | 1 | 1 | Викторина, квест, квиз. |
6. | Личные деньги | 0 | 0 | 0 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 2,5 | 5,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
1. | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | 1 | 0 | Круглый стол, игра. |
3. | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
4. | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | 1 | 1 | 0 | Круглый стол, игра, квест. |
5. | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит. | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 1 | 1 | 0 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 2,5 | 5,5 |
8 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | |
в неделю | ||||||
1. | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. | |
2. | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Круглый стол, игра. | |
3. | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. | 1 | 0 | 1 | Викторина, круглый стол, дискуссии. | |
4. | Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 1 | 0 | 1 | Круглый стол, игра, квест. | |
5. | Бизнес подростков и идеи. предприниматели. | Молодые | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект, игра. | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | |||
Итого | 8 | 2 | 6 |
9 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | |
в неделю | ||||||
1. | Ценные бумаги. Векселя и российская специфика. | облигации: | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Риски акций и управление ими. инструменты. Биржа и брокеры. индексы. | Гибридные Фондовые | 1 | 1 | 0 | Круглый стол, игра. |
3. | Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. | 1 | 0 | 1 | Круглый стол, дебаты. | |
4. | Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Круглый стол, игра, квест. | |
5. | Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. | 0 | 0 | 0 | Беседы, викторина, квест, квиз. | |
6. | Государственное и негосударственное пенсионное страхование. | 1 | 0 | 1 | Дебаты, беседы. | |
7. | Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. | 1 | 0 | 1 | Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | |||
Итого | 8 | 2 | 6 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 0 | 1 | Работа в парах. Ролевая игра. |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 0 | 0 | 0 | Круглый стол. |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 0 | 0 | 0 | Квест, конкурс. |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | 0 | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа со сплошным текстом. | 1 | 0 | 1 | Ролевая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
6 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | ||
в неделю | |||||||
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. | ||
2. | Древнерусская летопись информации о реалиях времени. | как | источник | 0 | 0 | 0 | Круглый стол, ролевая игра. |
3. | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | 0 | 1 | Работа в парах, игра в формате КВН. | ||
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 2 | 0,5 | 1,5 | Квест, круглый стол. | ||
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 0 | 0 | 0 | Круглый стол, дискуссия. | ||
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 | 0 | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | ||
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | 0 | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. | ||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||||
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
1. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | 0 | 0 | 0 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? | 1 | 0 | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
4. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | 0 | 0 | 0 | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5. | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | 1 | 0 | 1 | Деловая игра. |
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | 0 | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | 2 | 0 | 2 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 0 | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 0 | 0 | 0 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? | 1 | 0 | 1 | Беседа, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 0 | 0 | 0 | Квест, дискуссия. |
5. | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 | 0 | 1 | Квест, круглый стол. |
6. | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | 1 | 0 | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). | 2 | 0 | 2 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 0 | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | 0 | 0 | 0 | Работа в парах, дискуссия. |
3. | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | 2 | 0,5 | 1,5 | Квест, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). | 0 | 0 | 0 | Деловая игра, круглый стол. |
5. | Составление плана на основе исходного текста. | 0 | 0 | 0 | Работа в группах, соревнование в формате КВН. |
6. | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 1 | 0 | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). | 2 | 0 | 2 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 0 | 0 | 0 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, урок-исследование. |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 0 | 1 | Беседа, обсуждение практикум. |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Урок-практикум. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||
Итого | 8 | 1 | 7 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности | ||||
1. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 0 | 0 | 0 | Игра, обсуждение, практикум. | ||||
2. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 0 | 0 | 0 | Исследовательская работа, урок- практикум. | ||||
3. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, урок-практикум, соревнование. | ||||
4. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 0 | 0 | 0 | Урок-игра, урок-исследование. | ||||
5. | Логические таблиц. | задачи, | решаемые | с | помощью | 1 | 0 | 1 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах. |
6. | Графы и их применение в решении задач. | 0 | 0 | 0 | Обсуждение, урок-практикум. | ||||
7. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 2 | 1 | 1 | Беседа, урок-исследование, моделирование. | ||||
8. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. | ||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||||||
Итого | 8 | 2 | 6 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности | ||||
1. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 0 | 0 | 0 | Обсуждение, практикум. | ||||
2. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | 0 | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. | ||||
3. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 0 | 0 | 0 | Обсуждение, урок-практикум. | ||||
4. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. | ||||
5. | Решение задач реальной жизни. | на | вероятность | событий | в | 1 | 0 | 1 | Урок-игра, урок-исследование. |
6. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | 0 | 1 | Урок-исследование. | ||||
7. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 0 | 0 | 0 | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. | ||||
8. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проект, исследовательская работа. | ||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | Тестирование. | ||||||
Итого | 8 | 1 | 7 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | 0 | 1 | Практикум. |
2. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 | 0 | 1 | Беседа. Исследование. |
3. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 0 | 0 | 0 | Исследовательская работа, практикум. |
4. | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 0 | 0 | 0 | Проектная работа. |
5. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Урок практикум. |
6. | Интерпретация трѐхмерных изображений, построение фигур. | 1 | 0 | 1 | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. |
7. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | 0 | 1 | Урок-исследование. |
8. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | 0 | 1 | Урок-практикум. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. | 0 | 0 | 0 | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
2. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 0 | 0 | 0 | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
3. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 | 0 | 1 | Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. |
4. | Задачи с лишними данными. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение. Исследование. |
5. | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 0 | 0 | 0 | Исследование. Выбор способа решения. Практикум. |
6. | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . | 1 | 0 | 1 | Обсуждение. Практикум. |
7. | Решение стереометрических задач. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение. Практикум. |
8. | Вероятностные, статистические явления и зависимости. | 2 | 1 | 1 | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 1 | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
Звуковые явления | |||||
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 0 | 0 | 0 | Беседа, демонстрация записей звуков. |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0 | 1 | Наблюдение физических явлений. |
Строение вещества | |||||
3. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | 0 | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
Вода. Уникальность воды. | 1 | 0 | 1 | ||
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 0 | 0 | 0 | |
Земля и земная кора. Минералы | |||||
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с коллекциями |
минералами, горной породой и рудой. | минералов и горных пород. Посещение минералогической | ||||
экспозиции. | |||||
6. | Атмосфера Земли. | 1 | 0 | 1 |
Живая природа | |||||
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Презентация. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 1 | 7 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | ||
в неделю | |||||||
Строение вещества | |||||||
1. | Тело и вещества. | вещество. Агрегатные | состояния | 0 | 0 | 0 | Наблюдения. |
Масса. Измерение массы тел. | 0 | 0 | 0 | Лабораторная работа. | |||
2. | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | 1 | 0,5 | 0,5 | Моделирование. | ||
Тепловые явления | |||||||
3. | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | 1 | 0,5 | 1,5 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | ||
4. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 0 | 0 | 0 | Проектная работа. | ||
Земля, Солнечная система и Вселенная | |||||||
5. | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. | ||
Модель солнечной системы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Живая природа | |||||
6. | Царства живой природы | 2 | 0,5 | 1,5 | Квест. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 1,5 | 6,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
Структура и свойства вещества | |||||
1. | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых телах. | 0,5 | 0 | 0,5 | Беседа. Демонстрация моделей. |
Механические явления. Силы и движение | |||||
2. | Механическое движение. Инерция | 1 | 0 | 1 | Демонстрация моделей. Лабораторная работа. |
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | 0 | 0 | 0 | ||
3. | Деформация тел. Виды деформации. Усталость | 0 | 0 | 0 | Посещение производственных |
материалов. | или научных лабораторий с разрывными машинами и | ||||
прессом. | |||||
Земля, мировой океан | |||||
4. | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. | 1 | 0 | 1 | Проектная деятельность. |
5. | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | 1 | 0 | 1 | |
Биологическое разнообразие | |||||
6. | Растения. Генная модификация растений. | 1 | 0,5 | 0,5 | Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов». |
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | 0,5 | 0 | 0,5 | ||
7. | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. | 0,5 | 0 | 0,5 | |
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. | 0,5 | 0 | 0,5 | ||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю | |||||
Структура и свойства вещества (электрические явления) | |||||
1. | Занимательное электричество. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Демонстрация моделей. |
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии | |||||
2. | Магнетизм и электромагнетизм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. |
Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | |||||
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. | 0 | 0 | 0 | Проектная работа. | |
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. | 0 | 0 | 0 | ||
Биология человека (здоровье, гигиена, питание) | |||||
3. | Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. | 1 | 0 | 1 | Моделирование. Виртуальное моделирование. |
4. | Системы жизнедеятельности человека. | 2 | 0 | 2 | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 1 | 7 |
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1/2 часа в неделю | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
Структура и свойства вещества | |||||
1. | На сцену выходит уран. Радиоактивность. | 0,5 | 0 | 0,5 | Демонстрация моделей. Дебаты. |
Искусственная радиоактивность. | 0,5 | 0 | 0,5 | ||
Химические изменения состояния вещества | |||||
Изменения состояния веществ. | 0,5 | 0 | 0,5 | Беседа. Демонстрация моделей. |
2. | Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. | 0,5 | 0 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. Исследование |
Наследственность биологических объектов | |||||
3. | Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. | 1 | 0 | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. | 0 | 0 | 0 | ||
4. | Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Экологическая система | |||||
5. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. | 1 | 0 | 1 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
6. | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | 0 | 1 | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность. Модуль "Читательская грамотность"
рабочая программа и КТП повнеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...