Рабочая программа 5 класс (русский язык - 170 ч.; литература - 102 ч.)
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №5, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочей программы к УМК «Литература 5 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин (М. «Просвещение», 2016 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
4. Рабочая программа по литературе. 5 класс/Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2017. – 96с.
5. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 уч. год, реализующих программы общего образования.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Задачи изучения литературы в 5 классе:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение приемами разного вида пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного, небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки);
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Общая характеристика предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В возрастной группе 5 - 6 классы формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программе соблюдена системная направленность - курс 5 класса представлен разделами:
- Введение
- Устное народное творчество
- Древнерусская литература
- Из русской литературы XVIII века.
- Из русской литературы XIX века
- Русские поэты XIX века о родине и родной природе
- Из русской литературы XX века
- Поэты о ВОВ
- Русские поэты XX века о родине и родной природе
- Писатели улыбаются
- Из зарубежной литературы
- Повторение, обобщение, итоговый контроль
Формы организации учебного процесса:
• классно-урочная;
• индивидуальная;
• групповая;
• индивидуально-групповая;
• фронтальная;
• практикумы;
Формы контроля ЗУН:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность;
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица);
- выразительное чтение, в том числе и наизусть;
- развернутый ответ на вопрос;
- сочинение на литературную тему;
- сообщение на литературную и историко-литературную темы;
- презентации проектов;
- анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос;
- выполнение заданий в тестовой форме.
Корректировка часов в календарно-тематическом планировании
Рабочая программа по литературе. 5 класс/Сост. Т.Н. Трунцева (105 часов). | Кол-во часов | Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/Сост. Ю.В. Грудинина (102 часа). | Кол-во часов |
Введение | 1 | Введение | 1 |
Устное народное творчество | 11 | Устное народное творчество | 10 |
Древнерусская литература | 2 | Древнерусская литература | 2 |
Из русской литературы XVIII века | 1 | Из русской литературы XVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века | 45 | Из русской литературы XIX века | 43 |
Русские поэты XIX века о родине и родной природе | 3 | Русские поэты XIX века о родине и родной природе | 2 |
Из русской литературы XX века | 23 | Из русской литературы XX века | 25 |
Поэты о ВОВ | 3 | Поэты о ВОВ | 2 |
Русские поэты XX века о родине и родной природе | 3 | Русские поэты XX века о родине и родной природе | 3 |
Писатели улыбаются | 3 | Писатели улыбаются | 2 |
Из зарубежной литературы | 8 | Из зарубежной литературы | 5 |
Повторение, обобщение, итоговый контроль | 5 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | 3 |
Резервные часы | - | Резервные часы | 3 |
Требования к результатам освоения программы по литературе
Личностные результаты изучения литературы в 5 классе:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы обучающийся получит возможность
знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях
Место предмета «Литература» 5 класс в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Введение -1ч.
Устное народное творчество-10 ч.
Древнерусская литература -2 ч.
Из русской литературы XVIII века -1 ч.
Из русской литературы XIX века- 43 ч.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе-2 ч.
Из русской литературы XX века -25 ч.
Поэты о ВОВ -2 ч.
Русские поэты XX века о родине и родной природе-3 ч.
Писатели улыбаются-2 ч.
Из зарубежной литературы -5 ч.
Повторение, обобщение, итоговый контроль -3 ч.
Резервные часы -3 ч.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека.
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).
Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов.
«Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . Речь героев как средство создания комической
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» (для внеклассного чтения).
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Список произведений для заучивания наизусть
- Пословицы и поговорки.
- В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
- И.А. Крылов. Басни.
- А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.
- Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
- А.А. Фет. Весенний дождь.
- М.Ю. Лермонтов. Бородино.
- И.А. Бунин. Одно стихотворение – на выбор.
- С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
- По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
- По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
- Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.
- По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.
Список литературы для самостоятельного чтения
Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.
Из древнерусской литературы
А. Никитин. Из «Хождений за три моря».
Из русской литературы 18 века
А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица. М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…» Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)
Из русской литературы 19 века
И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор) К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин. А.А. Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо
М. Твен. Приключения Тома Сойера
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | |
ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | ||||
1 неделя сентября | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1ч. | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч.) | ||||
| Русский фольклор. Малые жанры фольклора. (Наизусть: пословицы – 5, поговорки - 5). | 1ч. | ||
Детский фольклор. | 1ч. | |||
2 | Сказка как особый жанр фольклора | 1ч. | ||
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1ч. | |||
Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1ч. | |||
3 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1ч. | ||
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 1ч. | |||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1ч. | |||
4 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1ч. | ||
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1ч. | |||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.) | ||||
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1ч. | |||
1 неделя октября | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Размышляем о героях литературы Древней Руси. | 1ч. | ||
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (1ч.) | ||||
М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1ч. | |||
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (43ч.) | ||||
Роды и жанры литературы. Русские басни. Басня как литературный жанр. | 1ч. | |||
2 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. (Наизусть: басню по выбору) | 1ч. | ||
Басня «Волк на псарне». | 1ч. | |||
Повествование и мораль в басне И.А. Крылов. Басни «Свинья под дубом». | 1ч. | |||
3 | Басня «Ворона и Лисица». | 1ч. | ||
В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». (Наизусть отрывок). | 1ч. | |||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1ч. | |||
4 | Баллада В.А. Жуковского «Кубок». | 1ч. | ||
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». (Наизусть: «У лукоморья…», «Няне»). | .1ч. | |||
«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1ч. | |||
1 неделя ноября | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1ч. | ||
Борьба добрых и злых сил | 1ч. | |||
Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | 1ч. | |||
2 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 1ч. | ||
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1ч. | |||
Русская литературная сказка. | 1ч. | |||
3 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1ч. | ||
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание. | 1ч. | |||
Мир детства в изображении А. Погорельского. | 1ч. | |||
4 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. (Наизусть: «Бородино» (отрывок)). | 1ч. | ||
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1ч. | |||
| Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1ч. | ||
1 неделя декабря | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В. Гоголя. | 1ч. | ||
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь и театр. | 1ч. | |||
Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 1ч. | |||
2 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». (Наизусть: «Есть женщины в русских селеньях…», Крестьянские дети (отрывок «Однажды в студёную, зимнюю пору…»). | 1ч. | ||
Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | 1ч. | |||
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1ч. | |||
3 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1ч. | ||
Герасим и Муму. Счастливый год. | 1ч. | |||
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1ч. | |||
4 | Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. | 1ч. | ||
Протест героя против отношений барства и рабства. | 1ч. | |||
Контрольная работа по произведению И.С. Тургенева «Муму». | 1ч. | |||
3 неделя января | А.А. Фет. Слово о поэте. Радостная, яркая, динамичная картина природы в лирике А.А. Фета. (Наизусть: «Весенний дождь»). | 1ч. | ||
Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1ч. | |||
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1ч. | |||
4 | Странная дружба Жилина и Дины. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1ч. | ||
Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого | 1ч. | |||
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1ч. | |||
5 | Жилин и Костылин: разные судьбы. | 1ч. | ||
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1ч. | ||
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова | 1ч. | |||
РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (2ч.) | ||||
1 неделя февраля | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев. (Наизусть: 1 любое стихотворение на выбор) | 1ч. | ||
Образ осени. Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков. Образ зимы. И.С. Никитин, И.З. Суриков. | 1ч. | |||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (25ч.) | ||||
И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1ч. | |||
2 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1ч. | ||
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1ч. | |||
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1ч. | |||
3 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1ч. | ||
Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | 1ч. | |||
Обучение навыкам характеристики литературного персонажа | 1ч. | |||
4 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. (Наизусть: «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор)). | 1ч. | ||
П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1ч. | |||
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1ч. | |||
1 неделя марта | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1ч. | ||
К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1ч. | |||
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке | 1ч. | |||
2 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1ч. | ||
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1ч. | |||
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 1ч. | |||
3 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1ч. | ||
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1ч. | |||
В.П. Астафьев: детство писателя. Судьба рассказа «Васюткино озеро». | 1ч. | |||
1 неделя апреля | Сюжет рассказа «Васюткино озеро», его герои. | 1ч. | ||
Герои рассказа «Васюткино озеро». | 1ч. | |||
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». | 1ч. | |||
2 | Становление характера Васютки. | 1ч. | ||
« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1ч. | |||
Контрольная работа по рассказу «Васюткино озеро». | 1ч. | |||
ПОЭТЫ О ВОВ (1941 - 1945) (2ч.) | ||||
3 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». (Наизусть:1-2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.)) | 1ч. | ||
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1ч. | |||
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ ИРОДНОЙ ПРИРОДЕ (3ч.) | ||||
| Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». (Наизусть: 1-2 стихотворения) | 1ч. | ||
4 | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана»). Установление ассоциативных связей с произведением живописи. | 1ч. | ||
Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1ч. | |||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3ч.) | ||||
| Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник». | 1ч. | ||
1 неделя мая | Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах | 1ч. | ||
| Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1ч. | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8ч.) | ||||
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1ч. | |||
2 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1ч. | ||
Х.К. Анднрсен «Снежная королева». Мастер снов и сказок. | 1ч. | |||
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. Том Сойер и его друзья. | 1ч. | ||
3 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1ч. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 3 ч. | ||||
Обобщение изученного материала в 5 классе. | 1ч. | |||
| Контрольная работа. | 1ч. | ||
4 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1ч. | ||
101-102 | Резервный урок | 2ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
6. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
7. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.
8. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
9. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
10. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
11. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
12. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
13. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
14. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
15. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
16. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
17. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
18. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
19. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
20. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
21. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:
- Методико-литературный Интернет-сервер (www.mlis.fobr.ru).
- Методическая лаборатория русского языка и литературы Московского института открытого образования (www.ruslit.metodist.ru).
- Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
- Сайт Издательского дома «1 сентября»: www.1september.ru
- Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com
- Сайт российского общества преподавателей русского языка и литературы: www.ropryal.ru
- http://school-collection.edu.ru/
- http://lit.lib.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://festival.1september.ru/
- http://www.zavuch.info
- http://www.intergu.ru
- http://www.openclass.ru
- http://edu.1september.ru
- http://www.uroki.net/docrus.htm
- http://www.rusedu.ru/
- Библиотеки:
- Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru
- Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru
- Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6-9 классы
Основу рабочих программ по русскому языку составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...