Подростки "группы риска" как объект социальной работы
методическая разработка (9 класс)

Калистова Лариса Владимировна

Самая массовая статистическая общность — группы риска: подрост-ки, молодежь, подверженная риску, формированию девиантного и аддиктив-ного поведения.

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежа-щий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя).

Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда этот период целиком относят к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazr.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подростки «группы риска» как объект социальной работы

Самая массовая статистическая общность — группы риска: подрост-ки, молодежь, подверженная риску, формированию девиантного и аддиктив-ного поведения.

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежа-щий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя).

Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда этот период целиком относят к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.  

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями, как в психофизиологическом, так и в социальном плане. Для подростков характер-но половое созревание, что влечет за собой изменения гормонального фона ребенка. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых

гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие, иногда влияет на повышение уровня агрессивности.

В подростковом возрасте ребенок интенсивно развивается, проходя сложный путь через внутренние конфликты с самим собой и с другими, и по-степенно обретая чувство личностной и социальной идентичности.

Ведущая деятельность, характеризующая подростковый возраст, взаи-мосвязана с особенностями развития личностных качеств, познавательной деятельности ребенка. Несмотря на споры со стороны различных исследова-телей подростничества, все же многие сходятся во мнении, что подростковый возраст является трудным, кризисным. И трудность эта, прежде всего, связа-на с особенностями его развития, как личностного, так и физического.

Особенности личностного развития в подростковом возрасте, по выра-жению Р.С. Немова, связаны с активным стремлением к личностному само-совершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В этом возрасте дети особенно чувствительны ко всему, что касается их личности, легко обижаются, легко ранимы. Ни в каком ином возрасте они не жаждут так сильно уважения. Вместе с тем они очень критично относятся к другим.

Р.С. Немов указывает на то, что в этом возрасте дети легко увлекаются своими друзьями и быстро создают компании друзей. Это является выраже-нием повышенного стремления к социализации и вместе с тем представляет собой опасность, т.к. они легко могут попасть в неподходящую среду.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующееся у него чувство взрослости и «Я» - концепции». В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стрем-ление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что ребенок преждевременно считает себя взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым чело-веком. Чувство взрослости является центральным новообразованием млад-шего подросткового возраста и способствует выражению новой жизненной позиции подростка по отношению к себе, людям, миру, определяет направ-

ление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и желаний.

И.Ю. Кулагина отмечает, что наряду с чувством взрослости, у под-ростков появляется тенденция к взрослости в поведении – стремление быть, казаться и считаться взрослыми. Подростки, начиная с 11-12 лет, копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Чувство взрослости является причиной многих неадекватных состояний подростка.  Так, И.Г. Малкина – Пых связывает чувство взрослости с появлением кризиса независимости – зависимости, негативизма, интеллектуализации как средства психологической защиты, а также с проявлениями подростковой депрессии, суицидального поведения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети-сироты, как объект социально-психологической работы" (2010г.)

Понятие и причины сиротства. Основы работы с детьми. Социально-психологические особенности детей-сирот младшего и подросткового возраста....

Семья как объект педагогической работы

СодержаниеВведение1. Значение семьи2. Молодая семья3. Многодетные семьи4. Неполная семья5. Социальные проблемы семьи6. Жестокое обращение в семье7. Формы социальной работы с семьямиЗаключениеСписок ис...

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов.Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».Технологиче...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Открытый урок "Пожарная безопасность на объектах социальной сферы"

Знакомство с правилами пожарной безопасности на объектах социальной сферы...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...