Индивидуальная логопедическая коррекция в 1-х классах общеобразовательной школы».
статья

Самосват Валерия Сергеевна

 

Тезисы:

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в первый класс с различными нарушениями в речевом развитии.

Расстройства речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития.  

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Основная задача логопедической работы с учащимися 1-ых классов общеобразовательной школы, посещающих логопедические занятия, это развитие и коррекция всех сторон устной речи детей и формирование предпосылок для полноценного становления письменной и устной речи.

Одним из важнейших условий эффективности коррекционной работы является умение учителя-логопеда правильно оценить структуру речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. Сначала дается экспресс-диагностика, а после полная, дающая возможность тщательного и углублённого исследования все стороны устной речи.

Основными задачами учителя-логопеда являются своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся; коррекция нарушений устной и письменной речи; предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Основные направления работы учителя – логопеда в устной речи: преодоление нарушений звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи и пр.

Основные направления работы учителя – логопеда в письменной речи: буквенный гнозис, операции зрительного анализа и синтеза, пространственное восприятие и представление, зрительно-моторные координации и пр.

Ведется организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации  обучающихся с речевыми нарушениями.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в логопедической работе, не может быть, достигнут положительный результат. Только совместная работа логопеда и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь обучающегося в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Самосват Валерия Сергеевна

Секция: 3. Траектория индивидуального образовательного маршрута: особенности сопровождения.

Статья: «Индивидуальная логопедическая коррекция в 1-х классах общеобразовательной школы».

Тезисы:

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в первый класс с различными нарушениями в речевом развитии.

Расстройства речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития.  

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Основная задача логопедической работы с учащимися 1-ых классов общеобразовательной школы, посещающих логопедические занятия, это развитие и коррекция всех сторон устной речи детей и формирование предпосылок для полноценного становления письменной и устной речи.

Одним из важнейших условий эффективности коррекционной работы является умение учителя-логопеда правильно оценить структуру речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. Сначала дается экспресс-диагностика, а после полная, дающая возможность тщательного и углублённого исследования все стороны устной речи.

Основными задачами учителя-логопеда являются своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся; коррекция нарушений устной и письменной речи; предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Основные направления работы учителя – логопеда в устной речи: преодоление нарушений звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи и пр.

Основные направления работы учителя – логопеда в письменной речи: буквенный гнозис, операции зрительного анализа и синтеза, пространственное восприятие и представление, зрительно-моторные координации и пр.

Ведется организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации  обучающихся с речевыми нарушениями.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в логопедической работе, не может быть, достигнут положительный результат. Только совместная работа логопеда и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь обучающегося в школе.

Самосват Валерия Сергеевна

 г. Санкт-Петербург

 ГБОУ СОШ школа № 506

учитель-логопед

Индивидуальная логопедическая коррекция в 1-х классах общеобразовательной школы.

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в первый класс с различными нарушениями в речевом развитии. Исследуя статистику последних лет, я могу констатировать тот факт, что каждый 3-й ученик 1-го класса общеобразовательной школы имеет нарушения речи.

Тем не менее школьное обучение предъявляет ребенку всё новые и новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислю их:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Если же у обучающихся имеются расстройства речи, то зачастую они оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития. Безусловно, успешное обучение в школе и овладение письменной и устной речью у детей с речевыми нарушениями в большей мере зависит от сформированной всех сторон речи.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача учителя-логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено.

В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей: как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями).

Не исключаю, что наше учреждение может столкнуться с такой задачей, в связи с этим я задалась вопросом: «Как построить инициальную логопедическую коррекцию с такими обучающимися?» и начала изучать методологию этого вопроса.

Целью реализации такой работы будет является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 1 классов с ОВЗ, предупреждение дезадаптации, формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ.

В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса я выделила определенные задачи:

1. Своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ;

2. Определение особенностей организации образовательного процесса.

 3. Составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;

 4. Организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий.

5. Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;

6. Организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей.

Содержание планирования индивидуальной логопедической коррекции определяют следующие принципы:

1. Соблюдение интересов ребёнка.

2. Системность.

3. Непрерывность.

4. Вариативность.

5. Рекомендательный характер оказания помощи.

Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.

Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации логопедической коррекции и включает в себя взаимосвязанные направления:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;

3. Консультативная работа;

4. Информационно-просветительская работа.

Непосредственно сама индивидуальная логопедическая коррекция реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.

Индивидуальная логопедическая коррекция в 1-х классах делится на 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

Основные направления и содержание работы: Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

2. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.

Основные направления и содержание работы: Звук и буква. Развитие навыков элементарного звукового анализа.         Дифференциация гласных/согласных изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и текстах. Формирование навыков сложного звукового анализа.

3. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.

Основные направления и содержание работы: Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова и др.

Предполагаемым результатом реализации данной работы является: развитие устной и письменной речи у первоклассников с ОВЗ.

Особенность работы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Программа рассчитана, на 1 года обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка. Основной формой работы являются занятия индивидуальные занятия, реже –групповые (подгрупповые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)

Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам,  и что должны уметь и знать к концу каждого класса ...

Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...

Программа логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 ...

Использование методов нейропсихологической коррекции в логопедической работе с учениками младших классов общеобразовательной школы

   Увеличение числа детей, имеющих несформированность  высших психических функций, стави специалистов перед необходимостью искать новые пути коррекции. Современными нейрофизиолог...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....