Статья
статья

Что не так с глаголами на «-ить»?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Что не так с глаголами на «-ить»?

Глаголы II спряжения (многие из них как раз на «-ить») — наиболее загадочные и спорные в русском языке. Почему? Потому что в них на протяжении столетий меняется ударение: переходит с окончания на корень в формах настоящего времени (дари́т —> да́рит, дружи́т —> дру́жит, верти́т —> ве́ртит).

Возможно, вы удивитесь, но именно поэтому «вертеть» относят к глаголам-исключениям из I спряжения. Давненько, до середины XIX в., нормативным было «верти́шь», «верти́т». Ударное «-и́т» — признак II спряжения. В итоге ударение сместилось, но личные окончания остались прежними. Та же ситуация со словом «дышать», где когда-то тоже были ударные окончания (устаревшее «дыши́т»). Как мы знаем, и «вертеть», и «дышать» — II спряжения.

Процесс смещения непоследовательный, он медленно тянется с XVI в. (в отдельных словах с XIV в). Нет никакого правила, которое бы объясняло произношение таких глаголов.

Об этой тенденции писали свои научные работы ведущие лингвисты: А. А. Зализняк, Н. А. Еськова, К. С. Горбачевич и другие. По поводу некоторых слов давно ведутся ожесточенные споры. Так, первую публикацию о распространении ударения «зво́нит» я нашёл в журнале «Русская речь» аж за 1969 год! Это публикация В. Л. Воронцовой «Вам звонят по телефону».

Причина смены ударений в глаголах уходит в глубину веков, и, если кому-нибудь из вас будет интересно, я сделаю отдельную публикацию об истории этого загадочного процесса.

Дополню только, что устаревшие ударения вроде «цени́т», «дари́т», «кати́т», «вари́т», «мани́т» мы можем встретить в поэзии XIX — начала XX в. А в словаре Аванесова конца 80-х гг. ещё указаны допустимые устаревшие варианты «дружи́т» и «соли́т», поскольку смена нормы для этих слов произошла примерно в середине XX в.

Приведу цитату, которая иллюстрирует тот хаос, который происходит с глаголами на «-ить». Из научной статьи лингвиста С. К. Пожарицкой «Орфоэпия: идеи и практика», опубликованной в журнале «Язык и речь: проблемы и решения. Сборник научных трудов к юбилею профессора Л. В. Златоустовой» 2004 года.

На вопрос, почему говорить сóлит — это хорошо, ми́рит — не вполне хорошо, звóнит — плохо, а вклю́чит — категорически нельзя, никакого аргументированного ответа не существует. Эти пометы даются только на основании интуиции эксперта.

Облегчи́т или обле́гчит?

Судя по речевой практике, многим людям удобнее произносить это слово с ударной «Е». Но не тут-то было!

Пока во всех формах глагола «облегчи́ть» ударение падает на окончание.

Облегчи́ть — облегчу́, облегчи́шь, облегчи́т, облегчи́м, облегчи́те, облегча́т.

Причастия: облегчённый, облегчён, облегчена́, облегчено́.

В «Большом толковом словаре правильной русской речи» Л. И. Скворцова (2009 г.) пишется, что «нормативное ударение облегчи́ть поддерживается глагольными образованиями того же типа (огруби́ть, освежи́ть, остепени́ть, очерни́ть, округли́ть и мн. др.)».

Другие глаголы на «-ить», которые ещё сохраняют ударение на окончании согласно орфоэпической норме. Привожу сразу в форме 3 лица ед. числа, чтобы было понятнее.

Включи́т, вручи́т, долби́т, (за)щеми́т, звони́т, кровоточи́т, накрени́т(ся), облегчи́т, одолжи́т, сверли́т, сори́т, углуби́т, укрепи́т.

Если исходить из логики развития языка, в этих и других глаголах на «-ить» ударение когда-нибудь сместится на корень и станет литературной нормой. В одних словах раньше, в других — позже, спустя десятилетия. При этом не спорю, что многие ударения на корне мне непривычны (говорю «звони́т», «вручи́т» и др.), однако, как говорится, чему быть, того не миновать.

По поводу ещё не затронутых глаголов II спряжения. Сейчас мы произносим «говори́т», «повтори́т», «роди́т», «звени́т», но кто даст гарантию, что лет через 50 не распространятся «гово́рит», «повто́рит», «ро́дит», «зве́нит»?

Фиксация новой орфоэпической нормы происходит гораздо позже, чем её повсеместное распространение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....