Программа "Работа с одаренными детьми"
рабочая программа

Антонова Ольга Ивановна

Ожидаемые конечные результаты программы

 

Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка.

Создание индивидуальных образовательных программ.

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Повышения качества образования.

Повышение результативности участия учащимися в мероприятиях различного уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8 города Вязьмы Смоленской области

Программа «Работа с одаренными детьми»

Учитель начальных классов

Антонова Ольга Ивановна

ВЯЗЬМА, 2016

Паспорт программы.

Наименование работы

«Одаренные дети»

Цель  программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в МБОУ СОШ №8 г.Вязьмы Смоленской области.

Задачи

– создание системы целенаправленного выявления и отбора одарѐнных детей;

 – создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально- физического развития одарѐнных детей;

 – стимулирование творческой деятельности одарѐнных детей;

 – разработка и поэтапное внедрение нового содержания и прогрессивных технологий в программу.

1. Гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

2. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся, развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей. 3. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

4. Организация системы исследовательской работы учащихся.

5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.

6. Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Срок реализации программы

2016-2020 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Учитель английского языка

Соисполнители

Обучающиеся, родители.

Ожидаемые конечные результаты программы

Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка.

Создание индивидуальных образовательных программ.

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Повышения качества образования.

Повышение результативности участия учащимися в мероприятиях различного уровня.

Система контроля исполнения программы.

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях педагогических советах, родительских собраниях.

Пояснительная записка

Актуальность выбора программы.

Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации является реализация мер по развитию научно - образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей.

В рамках действия Программы я особо выделяю следующие категории одарённых детей:

1. Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в лингвистике и филологии.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

               В основу своей программы я положила следующие методологические принципы:

         1. Принцип системности.

2. Принцип развивающего обучения.

3. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Создание условий для творческой деятельности.

6. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

8. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

9. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы работы с одаренными детьми.

Аналитический и проектировочный.

- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

- изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

      - разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования.

Практический и инновационный 

- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в классе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети класса», диагностических методик;

- педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Обобщающе-аналитический, диагностический

- анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

- мониторинг личных достижений учащихся;

- анализ деятельности по организации работы с одаренными детьми;

- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения  

Формы познавательной деятельности

1. Семинар.

2. Диспут.

3. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

4. Конференция.

5. Чтения (литературные, исторические, научные).

6. Защита (проекта, программы, реферата).

7. Олимпиада.

8. Турнир.

9. Викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина).

10. Аукцион знаний.

11. Мозговая атака.

12. Брейн-ринг, КВН.

13. Устный журнал.

14. Заочное путешествие во времени и пространстве.

15. Встреча со специалистами, учёными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы.

16. Пресс-конференция.

17. Час вопросов и ответов.

18. Конкурс.

19. Смотр знаний и умений.

20. Эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета).

21. Познавательные игры.

22. Рисованные научно-популярные фильмы.

23. Интеллектуальный марафон.

Прогнозируемые результаты.

1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

2. Оценивать собственную работу по критериям.

3. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

4. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

5. Понимать значение работы над устранением ошибок.

6. Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

7. Грамотное построение устной и письменной речи.

8. Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

9. Самостоятельно создавать алгоритм действий.

10. Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ.

11. Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

План реализации программы.

№ п/п

Основные направления

Подготовительная работа

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

  • Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности;
  • Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении;
  • Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся

2

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка

3

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

Научно-методическое и образовательное направление

4

Внедрение программ развития и поддержки одаренности

5

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

6

Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, концертах.

7

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

8

Сбор и оформление и распространение материалов:

- опыт работы с одаренными детьми

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты )

9

Анализ работы с одаренными детьми

10

  • организация участия в предметных олимпиадах различного уровня;
  • участие в смотрах творческих достижений;
  • организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в конкурсах проектов);
  • организация участия в конкурсах, научно-практических конференциях.

11

Взаимосвязь учебной деятельности с кружковой работой.

12

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся

Участие в ежегодных мероприятиях в рамках программы

№п/п

Название темы.

1.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Дети. Техника. Творчество»

2.

Участие в ежегодном  районном конкурсе творческих и исследовательских работ «Первые шаги»

3.

Участие в ежегодных школьных конкурсах-выставках: «Золотая осень»,  

4.

Участие в ежегодном районном фестивале детского творчества.

5.

Участие в школьных концертах: «День Учителя», «День матери», «8 марта», «Новогодние чудеса»

6.

Еженедельные классные часы (план воспитательной работы)

7.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Пусть всегда будет мама!»

8.

Участие в ежегодном международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»

9.

Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Олимпус»

10.

Работа над дикцией и артикуляцией. Подготовка к ежегодному конкурсам художественного чтения «Удивительная страна-детство», «И мы сохраним тебя русская речь…»,

11.

Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Умники России»

12.

Участие в различных этапах КВН на противопожарную тематику.

13.

Участие в ежегодной районной методической выставке-семинаре «Ученик-учитель»

14.

Подготовка к ежегодному концерту, посвященному «Дню пожилых людей» в Доме инвалидов.

15.

Участие в межрегиональном фестивале «Алтарь Отечества»

16.

Подготовка и участие в 4 классе в районной предметной олимпиаде для младших школьников

17.

Участие в ежегодных фестивалях «Постных блюд» и «Рождественские Колядки»

18.

Участие в спортивных соревнованиях, сдача норм ГТО.

19.

Подготовка к концерту, посвященному «Дню Победы» в Доме инвалидов.

20.

Участие в предметных олимпиадах на платформе «Учи.ру» (ежегодно)

21.

Участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа».

22.

Участие в международном игровом конкурсе «Русский медвежонок»

Приложение 1

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.

3. Склонен к рисковым действиям.

4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не могут казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов

Приложение 2  

Родительское исследование (заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.

(Да / нет)

  1. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  2. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  3. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  4. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  5. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  6. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  7. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

__________________________________________________________________

  1. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

__________________________________________________________________

Приложение 3

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

п/п

ФИО

Год рождения

Домашний

адрес

Класс

Виды         

одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и         фамилию

__________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
  1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...