Методическая разработка занятия для обучающихся 10 классов "Ораторское искусство"
методическая разработка (10 класс)

Материал разработки интересен для обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ораторское искусство. Основы риторики.

1. Вернемся к вопросу о самопрезентации (Повторение раннее изученного материала)

Самопрезентация понимается как процесс представления себя человеком, способствующий реализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации с учетом его личностных характеристик и с помощью комплекса различных тактик и техник.

Согласно ученому И. Гоффману, вы должны вести себя так, чтобы намеренно или ненамеренно выражать себя, тем самым вызывать определенные впечатления у окружающих, например, что вы человек с хорошим финансовым достатком или имеете высокий социальный статус/положение в обществе, знаете много полезной информации, обладаете рядом выдающихся способностей и пр. При этом вы можете дать понять или скрыть, что чувствуете на самом деле с целью установления контроля над поведением оппонента и его отношением к вам.

Если говорить об отечественной школе изучения самопрезентации как процессе исполнения социальной роли, стоит обратиться к работе Е. В. Михайловой[1], посвященной возможности обучения самопрезентации. Согласно Е. В. Михайловой, необходимо сосредоточить свое внимание на том, как правильно выбрать образ. Данный процесс повышает успешность самой презентации: 1) образ выбирается самим коммуникатором, следовательно, 2) образ достаточно легко и успешно опознается реципиентом. Важно, что качество исполнения роли (успешность) логично оценить с позиции окружающих (как и у И. Гоффмана).

Упражнение «Приветствие»

Цель: научиться создавать определенный образ, который, по вашему предположению, должен будет сложиться о вас у оппонента.

Вам необходимо поприветствовать кого-то из группы или съиграть воображаемую роль.

Инструкция для игроков: представьте, что вы приходите на работу (в офис) и приветствуете коллег, здороваетесь со всеми и прочее, что делаете каждый день перед началом рабочего дня. Это ситуация приветствия. Вспомните и постарайтесь ее представить более полно, как это обычно происходит. Проработайте следующие этапы.

1. Постарайтесь осознать свои чувства в данной ситуации приветствия и на основе этого сделайте свой вывод относительно того, как это ваше состояние можно назвать. Придумайте некий слоган/лозунг, который отражал бы вас в данной ситуации.

2. Впишите слоган/лозунг (на листке бумаги или в тетрадь)

3. Теперь подумайте, нравится вам данный слоган/лозунг или нет. Что бы вы хотели в нем изменить, исправить? Сделайте это.

4. Впишите новый слоган/лозунг, который, по вашему мнению, в ситуации приветствия создавал бы о вас именно то благоприятное впечатление и отношение от окружающих, какое вы запланировали получить. Если ваш лозунг не менялся, впишите тот же вариант, что и был выше (п. 1).

5. Теперь подумайте и постарайтесь более целостно описать ваше поведение, мимику, жестикуляцию, которое отражало бы именно этот слоган/лозунг, который вы хотите в ситуации приветствие. Как именно вы это будете делать — приветствовать коллег, чтобы они о вас имели данное определенное впечатление?

6. Отлично! Вы прописали подробную инструкцию по созданию конкретного образа, «роли» в ситуации приветствия. 

Спасибо всем за столь выразительное создание образа!

2. Ораторское искусство. Риторика.Речь как средство утверждения социального статуса.

Риторика (др.-греч. ῥητωρική — ораторское искусство от ῥήτωρ — оратор) — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Вербальная коммуникация — передача сообщений при помощи слов, как в устной, так и в письменной форме.

Для адекватного понимания речевого сообщения участникам коммуникации важно обозначать их социальные отношения.

 Наша речь способна выразить мельчайшие нюансы отношений, даже их смену или готовность к их изменению по определенным словам-маркерам. Знание и владение данным механизмом позволяет коммуникаторам сохранять эффективность своего взаимодействия и воздействие на оппонента, что в целом и определяет эффективность управления впечатлением о себе.

 Публичное выступление. Именно эта форма считается наиболее эффективной, если вы стремитесь воздействовать на умы и эмоции других людей.

Первое, что необходимо, — это наличие у вас главной и чуть ли не единственной задачи: иметь нечто важное, о чем можно рассказать, причем так, как можете только вы.  «Произнесенное слово обладает колоссальной силой».

Для примера посмотрим, какие качества оратора в прошлом были необходимы для успешности коммуникации: обаяние, артистизм, дружелюбие, искренность, заинтересованность, увлеченность. Именно они и сегодня способствуют эффективному воздействию на умы и чувства людей. 

Главные пункты  построения выступления выглядят так:

1) презентационная грамотность;

2) разработка идеи;

3) сквозная идея.

Существует распространенный миф о том, что во время выступления перед аудиторией оратору следует положиться на свою харизму и уверенность в себе, не сильно обращая внимания на слова. И приводятся некие доказательства, что, мол, в ситуации публичного выступления лишь 7 % эффективности общения приходится на слова, 38 % успеха зависит от тона голоса и 55 % информации мы передаем пантомимикой. Получается, что 93 % (!) приходится на невербальное общение — на интонировку голоса (как человек говорит) и язык тела (жесты, позы, движения). Абсурд! Откуда этот миф пришел? В 1967 г. профессор А. Мехрабян провел эксперименты по передаче эмоций. Он проверял, что происходит, когда человек говорит «это мило» злым и раздраженным голосом, сопровождая слова агрессивными жестами. Понятно, что в подобной ситуации слова имели весьма небольшое значение, поэтому были получены соответствующие данные[2].

Важно понимать, что для публичного выступления и тон голоса, и жестикуляция оратора имеют значение (особенно при передаче эмоций), но гораздо меньшее, чем значение его слов. Результат выступления зависит от слов, сказанных оратором. Именно при помощи слов рассказываются истории, передается смысл авторских идей, происходит убеждение через аргументацию и объяснения. Слова в большей степени формируют, определяют и направляют наше восприятие окружающего. При помощи речи мы познаем мир и обогащаем себя. Таково соотношение вербальной и невербальной речи.

В качестве примера точной содержательной речи хочется обратиться к выступлению президента России В. В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене (10 февраля 2007 г.)[3]. Конечно, мы используем данную речь без какого-то политического подтекста, а исключительно в качестве примера конкретики применения слов и выражений.

«Путин. Спасибо большое, уважаемая госпожа Федеральный канцлер, господин Тельчик, дамы и господа!

Весьма признателен за приглашение на столь представительную конференцию, собравшую политиков, военных, предпринимателей, экспертов из более чем 40 стран мира.

Формат конференции дает мне возможность избежать «излишнего политеса» и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами. Формат конференции позволяет сказать то, что я действительно думаю о проблемах международной безопасности. И если мои рассуждения покажутся нашим коллегам излишне полемически заостренными либо неточными, я прошу на меня не сердиться — это ведь только конференция. И надеюсь, что после двух-трех минут моего выступления господин Тельчик не включит там «красный свет». (Оживление в зале)…»

 «Когда люди собираются послушать оратора, они дарят ему нечто драгоценное и невосполнимое: несколько минут своего времени и свое внимание. Задача оратора — использовать это время с максимальной пользой». Бруно Джуссани.

Имидж  направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте Я, имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей, содержит конкретные цели и задачи.

3. Выдержки из книг Р. Гандапаса об ораторском искусстве .Сообщения детей.

….Возможные варианты вступления. В одном вступлении их можно воплотить сразу несколько.

1. Интересный факт, имеющий прямое отношение к теме. Особый интерес, как показала практика, вызывают простые слова типа «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…».

2. Впечатляющее своими размерами число. Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Даже очень внушительное число само по себе не вызывает никаких эмоций. Используйте сравнения и образы. Здесь хотелось бы привести в пример руководителя службы клиентского обслуживания одного из операторов сотовой связи. Речь шла о создании единого колл-центра. Презентацию он начал с такого сообщения: «Стадион “Лужники” вмещает сто тысяч зрителей (на экране появилось изображение стадиона). Сегодня наша компания обслуживает десять миллионов абонентов. Это сто стадионов “Лужники” (на экране появилась сетка, состоящая из ста клеток, в каждой из которых угадывалось изображение стадиона)». Аудитория удивленно ахнула. А ведь руководитель сообщил общеизвестную информацию. Только сравнение и образы сделали ее впечатляющей.

3. Вопрос или цепочка вопросов. Не ждите от аудитории активности в самом начале выступления. Степень интерактивности следует наращивать постепенно. Поэтому на данном этапе задавайте вопросы, не требующие ответа.

4. Прием, который я называю «Когда я ехал к вам сюда…». Живой интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом на сцену. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления. Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением. Важно, чтобы соблюдались два принципа. Первый: связь с происходящим должна быть обозначена не сразу, это создает интригу. Второй: описываемый случай должен быть не слишком удален по времени от начала выступления. Происшедшее с вами в токийском метро полтора года назад гораздо меньше интригует аудиторию, чем то, что случилось с вами час назад в самарском.

5. Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Можно даже, рассказав анекдот, вернуться к нему в самом конце и лишь тогда выявить эту связь. Только умоляю вас, используйте этот способ начать выступление лишь в том случае, если Бог дал вам талант шутника. В противном случае используйте любой другой способ. Я не видел более жалкого зрелища, чем человек, пытающийся пошутить.

6. Мы уже договорились, что задача вступления – создать необходимую эмоциональную атмосферу, затронуть чувства сидящих в зале. Я не знаю лучшего способа сделать это, чем открыть свои чувства. Наверняка вы испытываете определенные переживания по поводу этой встречи, определенные чувства к слушающим вас людям или событиям, связанным с вашим выступлением. Скажите о них. Скажите искренне. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Разжалобить вам никого не удастся, а вот испортить выступление этим можно. Как бы вы потом ни были искрометны, снисходительное отношение к вам, вызванное подобным вступлением, похоронит все результаты.

7. Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Особое внимание уделите тому, какое именно вы имеете отношение к теме выступления и почему об этом говорите именно вы, почему выступать на эту тему поручено вам, а не кому-нибудь другому. Упомяните о вашем опыте в этом вопросе. Расскажите, чем вы занимались раньше.

8. Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Например, так: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о тех результатах, с которыми наша компания встречает наступающий год. Я приведу ряд цифр, затем сформулирую наши предложения. Если в ходе моего выступления у вас появятся вопросы, пожалуйста, запишите их, чтобы задать после презентации». Ну или примерно так.

9. Во вступлении самое место комплименту аудитории. Всем известно, что комплимент не должен слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе он будет воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, непохожим на лесть, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность. Простое отражение реальности, конечно, не является комплиментом. В комплименте мы позволяем себе слегка преувеличить, приукрасить. Это достигается четырьмя способами, а именно использованием:

• превосходной степени («У вас самые…»);

• сравнения («У вас такие… не то что у…»);

• интонации;

• сочетания первых трех способов.

…Как дышать

Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом. И не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух кубометрами, будто намерен поставить рекорд по продолжительности говорения на одном вдохе, достойный Книги Гиннесса. Не успев отработать этот вдох, он делает следующий, раздуваясь и заставляя публику переживать за прочность его ребер. Что при этом происходит? Вспомним, что в воздухе находится в пять раз больше кислорода, чем необходимо человеческому организму. Что нам дает такое дыхание? Перенасыщение крови кислородом – реакция окисления – головокружение – усиленное сердцебиение – покраснение – потение – путаность мыслей – смущение – паника – истерика – скорая помощь – капельница – реанимация. Вам это надо? Дышите спокойно… Делайте паузы… Следите за этим. Постепенно это войдет в привычку.

… Профессиональный оратор  придумывает, как вовлечь зал в то, что он делает. Для этого он:

• задает вопросы залу;

• как бы ошибаясь, просит зал его поправить;

• просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, подписан на деловые издания, занимается спортом (зависит от темы выступления);

• при этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработала цепная реакция;

• просит придвинуться ближе;

• спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет поярче и т. п.;

• предлагает совершить простое действие: «Возьмите в руки тезисы моего доклада и откройте на странице семнадцать. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у вас что, нет тезисов? Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так… начнем…» А дальше произносит речь, никакого отношения к странице семнадцать не имеющую. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

4. Тренинг. Выступление обучающихся (4мин) по раннее выбранным темам.

5.Вопросы на уточнение и понимание.

6.Рефлексия.


[1] Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации.

[2] Там же С. 36—37

[3] Выступление В. В. Путина 10 февр. 2007 г. на Мюнхенской конференции. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PkyjYKVYlWo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...

Методическая разработка занятий по основам изобразительного искусства на подготовительном отделении ДХШ.

Тема: "Ахроматические цвета. Белый и черный цвет. Серый цвет и его оттенки"....

Методическая разработка занятия кружка "Все об искусстве валяния шерсти"

Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования. Предложенное занятие - конференция может быть также полезна классным руководителям для проведения внеурочных меропри...

Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»

Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальных классов по теме "День матери"

Занятие предназначено для обучающихся начальных классов....

Методическая разработка занятия для обучающихся сОВЗ на тему: «Как я разрешаю конфликты с…?»

Цель: познакомить подростков с разными способами разрешения конфликтов. Задачи: - сформировать у подростков представление о понятии «конфликт»; - научить различать способы разрешения конфликтов; ...