Педагогическая поддержка одаренности обучающихся
методическая разработка (9 класс)

Павлова Марина Владимировна

Наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации и трудолюбия обучающийся может не проявить свои способности, а без совершенствования своего таланта может не добиться больших реультатов в какой - либо  области деятельности. Поэтому ученику в образовательном учреждении особенно нужна  поддержка со стороны педагога. Имеено педагог может разлядеть дар  обучающегося, помочь ему, поддержать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка одаренности обучающихся

(из опыта работы)

« …очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий»

Д.А.Медведев

    Развитие информационного общества. Научно – технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости. Способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

   Государство перед школой ставит задачу подготовить учащихся к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

   Внедрение ИКТ на уроках информатики создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

По мнению зарубежных и отечественных психологов, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

К особым образовательным потребностям одаренных учащихся можно отнести следующие: получение качественного образования; психолого-педагогическое сопровождение в области управления эмоциями и поведением; возможность заниматься исследовательской деятельностью в образовательном процессе; реализация индивидуальной программы обучения.

Таким образом, задача учителя: создание условий для выявления, поддержки, удовлетворения образовательных потребностей, оптимального развития и самореализации одаренных детей.

2. Перечень вопросов, на которые нужно ответить. Конкретные действия их выполнения

Что такое детская одаренность?

Классификация видов одаренности, характерные особенности одаренных детей.

Опыт работы с одаренными детьми педагогами разных стран.

Самообразование (теоретический анализ исследований в области детской одаренности; участие в семинарах, конференциях, посещение уроков, мастер-классов коллег и т.п.), курсы повышения квалификации по данной теме.

Выявление одарённого ребенка и определение вида его одарённости (академическая, интеллектуальна, творческая, художественная и др.)?

Диагностика одаренности с помощью различных диагностических методик (совместно со школьным психологом).

Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

Наблюдение, изучение результатов деятельности (работ обучающихся), «проба сил» в том  или ином виде деятельности (например, «мозговые штурмы», научно-практические работы, творческие задания, зачеты, проектные задания и т.д.).

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики (в сотрудничестве со школьным психологом).

  • Организация урочной и внеурочной деятельности одарённого ребенка (цель создание условий для развития и реализации образовательных потребностей одаренных детей)
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • Использование технологий дифференцированного обучения, проблемного обучения, ИКТ, проектных и исследовательских методов.
  • Создание банка нестандартных, творческих заданий, материалов повышенного уровня сложности.
  • Составление индивидуального плана обучения.
  • Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках.

Данной категории обучающихся предлагаются задания повышенного уровня сложности (нестандартные, творческие), направленные на формирование:

  • логического мышления;
  • творческого мышления;
  • продуктивного мышления, а также практических навыков его применения.

Привлечение одаренных обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

Организация деятельности по самообразованию одаренных обучающихся (рекомендации, список дополнительной литературы по предмету и Интернет-ресурсов).

Организация научно-исследовательской и поисковой и проектной деятельности обучающихся.

Давать индивидуальные домашние задания творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Вовлечение к участию в олимпиадах по предмету, Интернет-конкурсах, в марафонах знаний, выставках, викторинах и т.д., с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

Индивидуальные консультации для обучающихся, как в очной, так и дистанционной форме.

Организация дополнительного образования по информатике по следующим направлениям:

Первое направление «Дизайн» (развитее художественной, творческой одаренности)

  • «Секреты компьютерной графики» 7 класс (34 часа)
  • «Web-дизайнер» 8 класс (34 часа)
  • «3D моделирование» 9 класс (34 часа)

Второе направление: «Программирование» (развитие академической, интеллектуальной и творческой одаренности)

  • «Увлекательное программирование: основы программирования на языке Паскаль» 7-8 классы (68 часов)
  • «Увлекательное программирование: объектно-ориентированное программирование в среде Lazarus» 9 класс (34 часа)
  • «Математические основы информатики» 10-11 классы (68 часов) (программа данного курса ориентирована на подготовку к ЕГЭ по информатике).

Программы спецкурсов разработаны с учетом требований ФГОС и учетом возрастных особенностей обучающихся.

Консультации для родителей.

Взаимодействие с классным руководителем и другими учителями предметниками с целью организации, проведения предметных недель, внеклассных мероприятий и привлечению обучающихся к участию в них.

Рефлексия педагога и обучающегося по результатам работы в соответствии с индивидуальными планами обучающихся.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.

Можно использовать такие виды поощрения, как бенефисы обучающихся, персональные выставки, что способствует повышению мотивации и личной значимости в классном коллективе.

Как оценить эффективность выбранной системы работы с одаренными обучающимися?

Анализ учебных результатов.

Анализ результатов участия обучающихся во всероссийских, областных, муниципальных олимпиадах, конкурсах, дистанционных конкурсах и научно-практических конференциях.

Ученическое портфолио.

3. Информация, которую необходимо собрать для решения поставленной задачи

Федеральный закон «Об образовании»

Концепция модернизации образования

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приказ Президента РФ от 4.02.2010)

Изучение, применение в профессиональной деятельности

Методы диагностики одаренных детей

Педагогические журналы

Научно-методическая литература

Интернет

Курсы повышения квалификации

Поиск информации, работа с источниками информации, анализ и систематизация информации, применение в профессиональной деятельности

Психолого-педагогический портрет обучающегося

Обучающийся

Родители

Классный руководитель

Учителя предметники

Школьный психолог

Различные виды опроса

Собеседование

Анкетирование

Педагогическое наблюдение

Ретроспективный анализ

Существующие систем обучения, технологии, методы и приёмы работы с одаренными детьми, которые

способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Педагогические журналы

Научно-методическая литература

Интернет

Курсы повышения квалификации

Семинары, конференции и т.п.

Поиск информации, работа с источниками информации, анализ и систематизация информации, применение в профессиональной деятельности

4

Эффективность выбранной системы работы

Обучающийся и его портфолио

Родители

Классный руководитель

Учителя предметники

Школьный психолог

Различные виды опроса

Собеседование

Анкетирование

Педагогическое наблюдение

Ретроспективный анализ

Как показывает практика, перечисленных шагов достаточно для решения поставленной профессиональной.

4. Решение задачи

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Система моей работы с одарёнными детьми  включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Основные направления моей педагогической деятельности по работе с одаренными детьми

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность;
  • мониторинг одаренности;
  • работа с родителями одаренных детей;
  • взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками.

Фрагмент программы работы учителя информатики с одарёнными детьми

Учитель информатики Павлова М.В.

Цель:

создание оптимальных условий для удовлетворения познавательных потребностей, развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Задачи:

  • выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
  • инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  •  активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий;
  • организация разнообразной внеурочной деятельности;
  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
  • создание банка творческих заданий, материалов повышенного уровня сложности.

Принципы работы с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Технологии

Дифференцированного обучения, проблемного обучения

Методы работы с одарёнными детьми:

  • исследовательский
  • частично-поисковый
  • проблемный
  • проектный

Оценка динамики достижения обучающихся можно осуществлять через:

  • создание и наполнение портфолио, в котором будут отражены учебные результаты, результаты участия во всероссийских, областных, муниципальных олимпиадах, конкурсах, дистанционных конкурсах и научно-практических конференциях, результаты проектной и исследовательской деятельности;
  • наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности;
  • собеседование с родителями.

Диагностику удовлетворенности детей своей деятельностью можно осуществлять такими способами, как анкетирование и собеседование.

6. Аргументация предложенного решения

Данное решение предусматривает четко выстроенную систему работы педагога с одаренным ребенком.

Данная система реализует Федеральный Государственный Стандарт и базируется на основных принципах работы с одаренными детьми, а именно:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи.

Эффективность данной системы работа доказана на практике. Анализ личных достижений моих обучающихся показывает:

  • высокие результаты на промежуточной и итоговой аттестации (например, ЕГЭ по информатике, в  2020 году двое обучающихся получили соответственно 79 и 89 баллов)
  • ребята активно занимаются проектной деятельностью, участвуют в различных конкурсах по информатике;
  • становятся победителями и призерами олимпиад по информатике различного уровня;
  • поступают и успешно обучаются в ВУЗАх  по специальностям, связанным с информатикой и ИКТ.

Эпилог

Благодаря такой работе в моей практике наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении внеклассных мероприятий по предмету, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор учеников, развиваются коммуникативные, интеллектуально- познавательные  и творческие способности.

Для того, чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»

Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....

«УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Проблемы способностей и одаренности на протяжении столетий притягивали исследовательскую мысль, так как явно наблюдаемые индивидуальные различия в выполнении разных видов деятельности, порой различия ...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...