Классный час: "День моряка-надводника"
классный час (11 класс)

Лыков Александр Васильевич

«День моряка-надводника»

     30 октября - День моряка-надводника. Уважаемые нахимовцы сегодня я расскажу вам о празднике, который непосредственно связан с Днем создания регулярного флота России. Именно в этот день по настоянию Петра I боярская дума издала указ "Морским судам быть", а экипажи этих судов стали первыми военными моряками в истории России. К сожалению, этот большой и знаменательный праздник не обошелся без недоразумений. День рождения регулярного Российского флота на сайте МО РФ отмечен 30 октября (по новому стилю), в соответствии с этим и Главком ВМФ своим приказом определил День моряка-надводника на 30 октября. Однако сейчас уже общепринято отмечать День рождения регулярного Российского флота по старому стилю - 20 октября, так, например, обозначено в календаре церковных и военно-морских праздников и в ряде других источников.

     Итак, 20 (30) октября 1696 года - день создания регулярного флота России. В этом году ему исполнилось 324 года. Это неплохая дата для юбиляра, здесь есть, чем гордиться. Необходимо только иметь в виду, что это дата создания регулярного флота. Если же говорить о флоте, как о силовой структуре государства, то впервые он был создан на 790 лет раньше. Было это в 906 году в первом едином русском государстве - Киевской Руси. Основателем и этого государства, и флота был князь Олег, который сейчас известен как Вещий Олег и покоритель Царьграда. Поэтому в 2020 году мы имеем все основания праздновать 1114-ю годовщину созданного князем Олегом государственного флота и 324-ю годовщину созданного Петром I регулярного флота России.

     Дата создания регулярного Российского флота была вполне обоснованно выбрана из нескольких предлагавшихся вариантов. Создание флота - это не одноразовый акт, а последовательность весьма значительных событий, каждое из которых можно было бы считать начальной вехой в его истории. Роль флота в вооруженных силах страны была осознана Петром I и его генералами сразу после неудавшегося первого Азовского похода в 1695 году. Тогда же было решено с целью содействия сухопутным войскам во взятии турецкой крепости Азов к весне 1696 года построить Азовский флот.

     С этого времени стали создаваться основные атрибуты флота как регулярной военной силы, началась подготовка флотских кадров, и были заложены основы кораблестроения. Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли - парусно-гребной фрегат Азовского флота "Апостол Петр" и первый линейный корабль "Гото Предестинация" ("Божье Предвидение"). Фрегат строил прекрасный мастер по галерам датчанин Август Мейер, а линейный корабль - сам Петр I по собственному замыслу и своим чертежам. В мае 1696 года Петр I подписал первый морской законодательный документ - "Указ по галерам".

     Весной 1696 года было завершено строительство Азовского флота, а летом того же года взят Азов. Однако овладение этой сильной и стратегически важной турецкой крепостью не решало проблему выхода в Черное море, поскольку Керченский пролив оставался в руках турок. Необходимо было продолжать войну и строительство флота. В связи с этим Петр I направляет в Боярскую думу свои предложения по восстановлению крепости Азов, заселению ее людьми из коренных российских губерний, поскольку крепость была разрушена и сожжена дотла.

     Второе предложение непосредственно касалось строительства флота. Петр I пишет, что воевать по морю гораздо удобнее, поскольку сокращаются расстояния, и считает необходимым построить хотя бы 40 кораблей. Решение этих вопросов требовало больших средств, поэтому Дума заседала два раза. По итогам первого заседания 20 октября 1696 года в документе Думы записано: "Морским судам быть…". На заседании 4 ноября был решен вопрос о количестве и сроках постройки кораблей. К апрелю 1698 года необходимо было построить и вооружить все корабли Азовского флота, а также привести их в полную боевую готовность.

     Выделив из думского документа фразу "Морским судам быть" и дату ее документального оформления, решили считать это днем создания регулярного российского флота. Такова была официальная точка зрения Морского ведомства. Хотя фактически 20 октября 1696 года Боярская дума лишь подтвердила, что России нужен регулярный флот, как военная сила, поскольку защищать свои интересы на приморских направлениях только сухопутными войсками было уже невозможно.

     В 1796 году 100-летие российского флота не отмечалось. Адмиралтейств-коллегия провела 20 октября свое заседание, но о юбилее флота на нем не упоминалось. В 1896 году празднование 200-летия флота отмечалось одновременно с 200-летием основания Санкт-Петербурга. Зато 300-летие российского флота отмечалось в 1996 году торжественно, широко и своевременно.

     Создавая флот, Петр I прекрасно понимал, что освоение морских просторов является самой действенной и важнейшей гарантией силы и независимости России, ее прочных торговых, экономических, политических и культурных связей со всем окружающим миром. И только за создание российского флота, с учетом всей сложности и многогранности этой грандиозной задачи, царь Петр достоин войти в историю нашей страны с почетным званием - Великий.

     Говоря о создании российского флота нельзя не вспомнить и еще одну дату, которую вполне обоснованно можно считать как положившую начало его существованию. Обратите внимание, что 20 октября 1696 года считается днем основания регулярного российского флота. При этом все понимают, что населявшие нашу страну народы занимались мореходством и строили корабли задолго до указанной даты.

     В X веке Господин Великий Новгород простирал свою власть на огромные территории от Финского залива почти до Уральских гор и от Белого моря до верхнего течения Волги. Новгородские гости ходили со своими товарами по Волге и Днепру, а также через Балтику, Атлантический океан и Средиземное море вплоть до Царьграда. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом и сразу же перенес в него столицу своего государства. Киевская Русь начала свою тысячелетнюю историю. Ее державность должны были обеспечить выходы к морям. Балтия была открыта для морских судов руссов. Но этого было мало. Нужно было установить контроль над южными - Черным, а затем и Каспийским морями. В 903-904 годах по всей Руси стали строить первый государственный морской флот.

     Работа шла по единому плану. Каждая территория получила определенный заказ. Сначала искали огромные деревья, из стволов которых можно было бы сделать основание ладьи на 40 гребцов. Стволы обрабатывали и в виде заготовок отправляли на Днепр, где опытные мастера завершали постройку и оснащение ладей. Можно только удивляться, какая огромная работа была проделана, и насколько хорошо все было организовано, если к лету 906 года на Днепре было две тысячи морских ладей первого российского флота. Летом Олег со своей армией и флотом двинулся на Царьград и взял его. Таким образом, флот не только был создан, но и доказал свою силу как в морском походе, так и в сражении. В этой связи историю флота можно вести от 906 года. В этом случае в текущем 2020 году российскому флоту исполняется уже не 324, а 1114 лет. Не правда ли - очень впечатляющая дата!

     Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало славных страниц. Сегодня я расскажу вам о кораблях-героях, отказавшихся спустить стяг перед превосходящимися силами противника и  навсегда оставшихся в памяти людей  яркими символами бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

Бой брига "Меркурий" с турецкими судами

     Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий", курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с двумя линейными турецкими кораблями. На предложение неприятеля сдаться командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование. Подвиг брига "Меркурий" вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков.  Один из турецких штурманов - участников боя писал: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг "Меркурий". В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре поставлен памятник с надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Героическая битва крейсера «Варяг»

     В конце декабря 1903 года командир крейсер «Варяг» находился в корейском международном порту Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее.

      26 декабря порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama». 27 января командир крейсера «Варяг» получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

     На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

     В 11:20 крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения, французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге» оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama» открыл огонь по крейсеру «Варяг». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь с правого борта.

     Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг» фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков. На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг» получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец».

     Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

     В 12:25 «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha», получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг» под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

     В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг» успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг» отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal», англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге» открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец» был взорван.

     9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой. Ни один из офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

     Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец».

     Годовщины - это не только праздничные собрания, шествия, выставки, фестивали, салюты и фейерверки. Это проявление всенародного внимания, любви и уважения. Российский флот в целом и моряки-надводники в частности такое внимание, любовь и уважение к себе заслужили сполна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_moryaka-nadvodnika.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

«День моряка-надводника»

     30 октября - День моряка-надводника. Уважаемые нахимовцы сегодня я расскажу вам о празднике, который непосредственно связан с Днем создания регулярного флота России. Именно в этот день по настоянию Петра I боярская дума издала указ "Морским судам быть", а экипажи этих судов стали первыми военными моряками в истории России. К сожалению, этот большой и знаменательный праздник не обошелся без недоразумений. День рождения регулярного Российского флота на сайте МО РФ отмечен 30 октября (по новому стилю), в соответствии с этим и Главком ВМФ своим приказом определил День моряка-надводника на 30 октября. Однако сейчас уже общепринято отмечать День рождения регулярного Российского флота по старому стилю - 20 октября, так, например, обозначено в календаре церковных и военно-морских праздников и в ряде других источников.

     Итак, 20 (30) октября 1696 года - день создания регулярного флота России. В этом году ему исполнилось 324 года. Это неплохая дата для юбиляра, здесь есть, чем гордиться. Необходимо только иметь в виду, что это дата создания регулярного флота. Если же говорить о флоте, как о силовой структуре государства, то впервые он был создан на 790 лет раньше. Было это в 906 году в первом едином русском государстве - Киевской Руси. Основателем и этого государства, и флота был князь Олег, который сейчас известен как Вещий Олег и покоритель Царьграда. Поэтому в 2020 году мы имеем все основания праздновать 1114-ю годовщину созданного князем Олегом государственного флота и 324-ю годовщину созданного Петром I регулярного флота России.

     Дата создания регулярного Российского флота была вполне обоснованно выбрана из нескольких предлагавшихся вариантов. Создание флота - это не одноразовый акт, а последовательность весьма значительных событий, каждое из которых можно было бы считать начальной вехой в его истории. Роль флота в вооруженных силах страны была осознана Петром I и его генералами сразу после неудавшегося первого Азовского похода в 1695 году. Тогда же было решено с целью содействия сухопутным войскам во взятии турецкой крепости Азов к весне 1696 года построить Азовский флот.

     С этого времени стали создаваться основные атрибуты флота как регулярной военной силы, началась подготовка флотских кадров, и были заложены основы кораблестроения. Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли - парусно-гребной фрегат Азовского флота "Апостол Петр" и первый линейный корабль "Гото Предестинация" ("Божье Предвидение"). Фрегат строил прекрасный мастер по галерам датчанин Август Мейер, а линейный корабль - сам Петр I по собственному замыслу и своим чертежам. В мае 1696 года Петр I подписал первый морской законодательный документ - "Указ по галерам".

     Весной 1696 года было завершено строительство Азовского флота, а летом того же года взят Азов. Однако овладение этой сильной и стратегически важной турецкой крепостью не решало проблему выхода в Черное море, поскольку Керченский пролив оставался в руках турок. Необходимо было продолжать войну и строительство флота. В связи с этим Петр I направляет в Боярскую думу свои предложения по восстановлению крепости Азов, заселению ее людьми из коренных российских губерний, поскольку крепость была разрушена и сожжена дотла.

     Второе предложение непосредственно касалось строительства флота. Петр I пишет, что воевать по морю гораздо удобнее, поскольку сокращаются расстояния, и считает необходимым построить хотя бы 40 кораблей. Решение этих вопросов требовало больших средств, поэтому Дума заседала два раза. По итогам первого заседания 20 октября 1696 года в документе Думы записано: "Морским судам быть…". На заседании 4 ноября был решен вопрос о количестве и сроках постройки кораблей. К апрелю 1698 года необходимо было построить и вооружить все корабли Азовского флота, а также привести их в полную боевую готовность.

     Выделив из думского документа фразу "Морским судам быть" и дату ее документального оформления, решили считать это днем создания регулярного российского флота. Такова была официальная точка зрения Морского ведомства. Хотя фактически 20 октября 1696 года Боярская дума лишь подтвердила, что России нужен регулярный флот, как военная сила, поскольку защищать свои интересы на приморских направлениях только сухопутными войсками было уже невозможно.

     В 1796 году 100-летие российского флота не отмечалось. Адмиралтейств-коллегия провела 20 октября свое заседание, но о юбилее флота на нем не упоминалось. В 1896 году празднование 200-летия флота отмечалось одновременно с 200-летием основания Санкт-Петербурга. Зато 300-летие российского флота отмечалось в 1996 году торжественно, широко и своевременно.

     Создавая флот, Петр I прекрасно понимал, что освоение морских просторов является самой действенной и важнейшей гарантией силы и независимости России, ее прочных торговых, экономических, политических и культурных связей со всем окружающим миром. И только за создание российского флота, с учетом всей сложности и многогранности этой грандиозной задачи, царь Петр достоин войти в историю нашей страны с почетным званием - Великий.

     Говоря о создании российского флота нельзя не вспомнить и еще одну дату, которую вполне обоснованно можно считать как положившую начало его существованию. Обратите внимание, что 20 октября 1696 года считается днем основания регулярного российского флота. При этом все понимают, что населявшие нашу страну народы занимались мореходством и строили корабли задолго до указанной даты.

     В X веке Господин Великий Новгород простирал свою власть на огромные территории от Финского залива почти до Уральских гор и от Белого моря до верхнего течения Волги. Новгородские гости ходили со своими товарами по Волге и Днепру, а также через Балтику, Атлантический океан и Средиземное море вплоть до Царьграда. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом и сразу же перенес в него столицу своего государства. Киевская Русь начала свою тысячелетнюю историю. Ее державность должны были обеспечить выходы к морям. Балтия была открыта для морских судов руссов. Но этого было мало. Нужно было установить контроль над южными - Черным, а затем и Каспийским морями. В 903-904 годах по всей Руси стали строить первый государственный морской флот.

     Работа шла по единому плану. Каждая территория получила определенный заказ. Сначала искали огромные деревья, из стволов которых можно было бы сделать основание ладьи на 40 гребцов. Стволы обрабатывали и в виде заготовок отправляли на Днепр, где опытные мастера завершали постройку и оснащение ладей. Можно только удивляться, какая огромная работа была проделана, и насколько хорошо все было организовано, если к лету 906 года на Днепре было две тысячи морских ладей первого российского флота. Летом Олег со своей армией и флотом двинулся на Царьград и взял его. Таким образом, флот не только был создан, но и доказал свою силу как в морском походе, так и в сражении. В этой связи историю флота можно вести от 906 года. В этом случае в текущем 2020 году российскому флоту исполняется уже не 324, а 1114 лет. Не правда ли - очень впечатляющая дата!

     Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало славных страниц. Сегодня я расскажу вам о кораблях-героях, отказавшихся спустить стяг перед превосходящимися силами противника и  навсегда оставшихся в памяти людей  яркими символами бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

Бой брига "Меркурий" с турецкими судами

     Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий", курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с двумя линейными турецкими кораблями. На предложение неприятеля сдаться командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование. Подвиг брига "Меркурий" вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков.  Один из турецких штурманов - участников боя писал: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг "Меркурий". В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре поставлен памятник с надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Героическая битва крейсера «Варяг»

     В конце декабря 1903 года командир крейсер «Варяг» находился в корейском международном порту Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее.

      26 декабря порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama». 27 января командир крейсера «Варяг» получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

     На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

     В 11:20 крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения, французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге» оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama» открыл огонь по крейсеру «Варяг». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь с правого борта.

     Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг» фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков. На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг» получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец».

     Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

     В 12:25 «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha», получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг» под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

     В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг» успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг» отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal», англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге» открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец» был взорван.

     9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой. Ни один из офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

     Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец».

     Годовщины - это не только праздничные собрания, шествия, выставки, фестивали, салюты и фейерверки. Это проявление всенародного внимания, любви и уважения. Российский флот в целом и моряки-надводники в частности такое внимание, любовь и уважение к себе заслужили сполна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День Памяти - День Белых журавлей"

Классный час является частью общешкольного мероприятия проводимого силами членов исторического клуба "Импульс"....

классный час День матери и День отца

5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым  близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...

Классный час "День студента- Татьянин день "

Классный час "День студента- Татьянин день "...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Классный час. День Неизвестного солдата и День Героев Отечества. 11 класс

Классный час "День Неизвестного солдата и День Героев Отечества" 11 класс. Материалы классного часа направлены на формирование чувства патриотизма, уважения к воинскому подвигу, к ветеранам ...

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....