Конспект занятия «Общение без конфликтов».
план-конспект
Конспект занятия «Общение без конфликтов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_bez_konfliktov.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Общение без конфликтов».
Цель: формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные: Дать понятие конфликта и правил бесконфликтного общения.
Коррекционно-развивающие: формировать умение высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас учащихся, развивать память и восприятие.
Воспитательные: обогащать чувственный опыт, формировать навыки бесконфликтного поведения.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята и наши уважаемые гости! Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с таких слов:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на неё».
Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
(Ответы детей)
Нет. Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов. Вот сегодня мы и поговорим с вами о конфликтах, их причинах, способах их разрешения.
Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Несмотря на высокий уровень тревоги и негативные переживания, сопровождающие конфликт, нередко он является не только неизбежным, но и необходимым выходом из сложившейся ситуации, способом прояснить ситуацию и восстановить нарушенное равновесие во взаимодействии людей, позволить им прийти к взаимному согласию в совместной деятельности.
Что же означает слово «конфликт» в вашем понимании?
(Ответы детей: Ссора, спор, драка, когда люди не могут поделить что-то, размолвка, недопонимание, отстаивание своего права, разногласие, недружелюбие, разные точки зрения, обсуждение проблем).
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «Столкновение». Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений.
А что в вашем коллективе, коллективе учеников, может стать причиной конфликта?
(Ответы учеников)
Воспитатель: А теперь закройте, пожалуйста, глаза и поднимите руку только те, кто никогда и никого не обзывал обидным словом.
А вам кто-то говорил обидные слова. Я раздам вам листочки, на которых прошу вас написать обидное слово, которое говорили вам. Одно слово, которое очень обидело вас. Каждое обидное слово как небольшая серая тучка, которая закрывает наше солнце. Если тучи закроют солнце, что произойдет? Начнется гроза, а в нашем коллективе начнется ссора.
А какие чувства вы испытывали, когда вас обзывали? И как реагировали?
Да, плохие слова портят настроение, доводят до слёз, вызывают ссору. А как вы думаете, можно ли обойтись без них? А как можно по-доброму выйти из конфликтной ситуации? Какие вы можете предложить варианты?
(Ответы учеников: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся»)
Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе. Но любой конфликт можно исправить еще до его начала, если найти нужные добрые слова.
Предлагаю вам решить несколько ситуаций, которые, я уверена, вам знакомы. Разделитесь, пожалуйста, на три группы. Каждая группа получит одну ситуацию, обсудите её и предложите благоприятный выход.
Ситуация №1
Петя и Коля решали одну и ту же математическую задачу. У них получились разные ответы.
- У меня правильный ответ!- сказал Петя.
- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника.
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
Ситуация №2
Придя из школы, Саша сказал воспитателю:
- Можно погулять?
Воспитатель сказал:
- Сначала сделай уроки.
- Хорошо! - ответил мальчик
Но тут за Сашей зашли друзья, и он убежал на улицу без разрешения.
Вечером воспитатель спросил:
- Ты сделал уроки?
- Нет, - ответил Саша.
- Теперь ты наказан и целую неделю не будешь гулять – сказал воспитатель.
Как можно было избежать конфликта между воспитателем и мальчиком?
Ситуация №3
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала: «Отдам после уроков!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из класса, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Молодцы. Вы предложили правильное решение для каждого конфликта. В вашей жизни такие конфликты бывали? Надеюсь, вы правильно поступали.
Давайте теперь все вместе составим памятку, как правильно себя вести, чтобы не было конфликтов. Как вы думаете, какие правила мы можем записать в нашу памятку.
Первое правило: Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).
А теперь давайте подумаем о том, с чего начинается любое общение? (Ответы детей)
Прежде чем обратиться к человеку, надо улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).
Ребята, а какими качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
(Ответы детей)
Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).
Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Всегда ли можно договориться друг с другом? Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.
Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 6-ое и 7-ое правила: «В споре будь сдержан и тактичен», «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись»).
Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
(На доске появляется 8-ое правило: «Научись уступать, находить компромисс»). А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.
9 правило- «Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков».
И главное, на мой взгляд, правило - нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Вот перед нами 10 правил бесконфликтного общения. Выполняя их, вы сможете решить любой конфликт. Чего я вам и желаю.
Наше занятие мне хочется закончить такими стихами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Сейчас мы подошли к заключительному этапу нашей работы. Я хочу спросить у Вас, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали?
Правила бесконфликтного общения
- Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора
произошла - скорее помирись.
- Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
- Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"
Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...
Конспект занятия с родителями "Учимся разрешать конфликты"
Данный материал может быть использован при проведении классного собрания с родителями по профилактике конфликтов в семье, по просвещению родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми. Пров...
Групповое занятие-практикум "Общение без конфликтов"
Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конф...
"Общение без конфликтов". Воспитательное занятие.
Цель занятия: научить навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников, бесконфликтному общению....
Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"
Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...
Конспект воспитательского часа на тему "Общение и конфликты» для воспитанников среднего школьного возраста"
Конспект воспитательского часа на тему: "Общение и конфликты» для воспитанников среднего школьного возраста"...
Тренинговое занятие по медиации "Мы за общение без конфликтов!"
Формирование навыков безконфликтного поведения обучающихся 8-10 классов....