Программа опорной площадки по повышению финансовой грамотности
проект (8, 9 класс)
Программа создана в целях реализации Стратегии повышения фрнансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.docx | 166.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………...с. 3
- Паспорт программы проекта……………………………………….….с.4
- Этапы реализации проекта……………………………………………..с.7
- Ресурсное обеспечение проекта………………………………………..с.7
- Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки эффективности реализации проекта…………………………………………с.8
- Мероприятия по реализации Программы внеурочной деятельности с.11
- Мероприятия по обобщению результатов реализации проекта…………………………………………………………………………с.14
Пояснительная записка
Данная программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 годы и Регионального проекта «Повышение финансовой грамотности обучающихся». МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» является опорной площадкой выше указанного проекта.
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть
предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка. И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков, финансово стабильных, а значит, успешных людей.
Модель повышения финансовой грамотности, реализуемая в МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», представлена в схеме 1.
Схема 1
Паспорт проекта
Наименование программы | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярцевская средняя школа № 1» «Повышение финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов через интеграцию соответствующих тем в курс обществознания и алгебры, введение учебного курса «Основы финансовой грамотности», а также во внеурочной деятельности» |
Основания для разработки |
|
Заказчик | Департамент Смоленской области по образованию и науке |
Нормативная база |
|
Цель | Создать систему экономического воспитания, направленную на формирование базовых компетенций обучающихся 8-9 классов в области финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности |
Задачи | Программа направлена на решение следующих задач:
|
Сроки | 2018–2021 годы |
Этапы реализации проекта | Диагностико-прогностический этап (август – сентябрь 2018 года) Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования. Проектировочный этап (октябрь – ноябрь 2018 года) Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта. Организационно- практический этап (декабрь 2018 года – май 2021 года) Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы. Обобщающий этап (июнь – сентябрь 2021 года) Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности. |
Оценочные |
________________________________________________________
|
Основные |
|
Ожидаемые |
|
Риски |
|
Управление и контроль за проекта | Брайловская Ирина Николаевна, руководитель методического кабинета Комитета по образованию и молодежной политике МО «Ярцевский район» |
Руководитель проекта | Якуничева Елена Александровна, заместитель директора |
Разработчик | Коллектив авторов МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» |
Этапы реализации проекта
Диагностико-прогностический этап (август – сентябрь 2018 года)
Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования.
Проектировочный этап (октябрь – ноябрь 2018 года)
Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.
Организационно- практический этап (декабрь 2018 года – май 2021 года)
Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.
Обобщающий этап (июнь – сентябрь 2021 года)
Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно-правовое обеспечение:
- федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты;
- договоры о взаимодействии и сотрудничестве с партнерами;
- формирование пакета документов, необходимого для реализации проекта программы по повышению финансовой грамотности
2. Программно-методическое обеспечение – формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить:
- качественное развитие, воспитание и обучение школьников;
- деятельность опорной площадки по совершенствованию системы повышения уровня финансовой грамотности
3. Финансовое обеспечение
- за счет средств, выделенных на реализацию программы по повышения финансовой грамотности обучающихся;
- за счет средств образовательной организации.
3. Информационное обеспечение:
- сайт образовательной организации;
- сайты ГАУ ДПО СОИРО;
- открытое информационное образовательное пространство.
4. Кадровое обеспечение – включение в деятельность по реализации проекта опорной площадки администрации и педагогов школы, обучающихся, представителей родительской общественности, сотрудников организаций-партнеров.
5. Материально-техническая база образовательной организации, организаций-партнеров.
Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
Реализация проекта по повышению финансовой грамотности обучающихся позволит:
Администрации ОО:
1. Ввести новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.
2. Расширить спектр предлагаемых курсов по выбору для обучающихся основной школы.
3. Сформировать актуальные метапредметные и личностные результаты обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, математика).
6. Расширить партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)
7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.
Обучающимся:
1. Сформировать финансовую компетентность и экономическую ответственность.
2. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.
3. Применить полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.
4. Развить навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.
5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
7. Укрепить взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.
8. Освоитьнавыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.
9. Развить способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.
Учителям:
1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.
2. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные результаты, соответствующие ФГОС.
3. Расширить применение практико-ориентированного обучения.
4. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения.
5. Вовлекать в образовательный процесс родителей (законных представителей).
7. Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Родителям (законным представителям):
- Совершенствовать собственную финансовую компетентность
2. Расширить возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.
4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.
5. Приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.
6. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)
7. Развить навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.
8. Развить способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.
Критерии оценки эффективности проекта
Критерии | Показатели | Метод оценивания |
Самоактуализация личности ученика |
|
|
Удовлетворенность участников образовательных отношений экономическим воспитанием и образованием ОО |
|
|
Конкурентоспособность образовательного учреждения |
|
|
Мероприятия по реализации Программы
во внеурочной деятельности
Мероприятие | Дата проведения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
День финансиста. Встреча с представителем Бинбанка | Сентябрь | Зам. дир. по ВР классные руководители |
|
Участие во всероссийских онлайн уроках финансовой грамотности | По графику | Преподаватель курса «Основы финансовой грамотности» |
|
Участие в областном конкурсе «Налоги – паруса государства» | 1 октября-18 января | Зам. дир. по ВР, классные руководители |
|
Муниципальная научно-практическая конференция «Старт в науку» Представление проектных и исследовательских работ по финансовой грамотности | Октябрь | Руководитель проекта |
|
Участие в V Всероссийской неделе сбережений. Лекция об особенностях налоговой системы с представителем ФНС | 29 октября-12 ноября | Педагог-организатор, классные руководители |
|
Посещение нумизматической выставки в Ярцевском историко-краеведческом музее | Декабрь | Педагог-организатор, Классные руководители |
|
Конкурс семейных плакатов «Финансовая грамотность в каждом доме» | Январь | Зам. дир. по ВР |
|
Организация мероприятий в рамках социального проекта «Дети – детям». Проведение игр по финансовой грамотности обучающимися 9-х классов для обучающихся 5-7 классов | Февраль - март | Руководитель проекта, педагог-организатор |
|
Организация встреч с родителями, работающими в сфере экономики и финансов | Март-апрель | Зам.дир по ВР | Профориентационное самоопределение обучающихся |
Квест-игра «В мире финансов» | Март | Педагог-организатор |
|
Участие в межрегиональном конкурсе исследовательских и творческих работ школьников «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев» | Февраль-апрель | Руководитель проекта |
|
Школьный День науки. Представление проектных и исследовательских работ по финансовой грамотности | Апрель | Руководитель проекта |
|
Участие в IV Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи | 9-22 апреля | Преподаватель курса «Основы финансовой грамотности» |
|
Экскурсия в Сбербанк | Май | Педагог-организатор |
|
Мероприятия по обобщению результатов
Школьный уровень
- Внутришкольное повышение квалификации
- Педагогические взаимопосещения, проведение, представление.
- Конференции(педагогические, ученические).
- Недели финансовой грамотности в ОО.
Муниципальный, региональный уровень
- Педагогические форумы.
- Проекты.
- Организация и проведение сетевых родительских конференций, интернет-конференций: ученик-учитель-родитель.
- Диссеминация опыта.
- Выступления (презентации) в СМИ, публикации, в том числе и на официальном сайте образовательной организации.
Всероссийский и международный уровень
- Всероссийские и международные педагогические диалоговые площадки по вопросам финансовой грамотности.
- Олимпиады по финансовой грамотности для обучающихся.
- Всероссийская неделя финансовой грамотности для всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников
Повышение финансовой грамотности молодежи – задача учителей образовательных учреждений...
Актуальность повышения финансовой грамотности учащихся
Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важност...
Мониторинг на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности
11 – 20 октября 2015. Проведение мониторинга на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности. Группы ДОУ-1, 1-ЭП, 11-КС, 11-М, ...
Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников
Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...
Научно-практическая конференция "Содержание и методика повышения финансовой грамотности обучающихся""
Материалы НПК...
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широ...