Программа опорной площадки по повышению финансовой грамотности
проект (8, 9 класс)

Якуничева Елена Александровна

Программа создана в целях реализации Стратегии повышения фрнансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost.docx166.15 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Завучи\Рабочий стол\Сканы Я\тит.2.jpg

 

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………...с. 3
  2. Паспорт программы проекта……………………………………….….с.4
  3. Этапы реализации проекта……………………………………………..с.7
  4. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………..с.7
  5. Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки эффективности реализации проекта…………………………………………с.8
  6. Мероприятия по реализации Программы внеурочной деятельности с.11
  7. Мероприятия по обобщению результатов реализации проекта…………………………………………………………………………с.14

Пояснительная записка

 

Данная программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 годы и Регионального проекта «Повышение финансовой грамотности обучающихся».  МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» является опорной площадкой выше указанного проекта.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть

предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка. И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков, финансово стабильных, а значит, успешных людей.

                Модель повышения финансовой грамотности, реализуемая в МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»,  представлена в схеме 1.

   

             

Схема 1

Паспорт проекта

Наименование программы

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярцевская средняя школа № 1» «Повышение финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов через интеграцию соответствующих тем в курс обществознания и алгебры, введение учебного курса «Основы финансовой грамотности», а также во внеурочной деятельности»

Основания для разработки
программы

  • Стратегия повышения финансовой грамотности в  РФ на 2017-2023 годы;
  • Перечень мероприятий Департамента Смоленской области по образованию и науке и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021

Заказчик
программы

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Нормативная база

  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.
    № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»
  • Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.
  • Перечень мероприятий Департамента Смоленской области и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу;
  • Приказ Комитета по образованию и молодежной политике Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области № 219 от 10 июля 2018 г. «О создании муниципальной опорной площадки по повышению финансовой грамотности обучающихся»;
  • Приказ МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» Ярцевского района Смоленской области от № 138-А от 03 сентября 2018 года «О создании творческой группы по разработке и реализации проекта «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Цель

Создать систему экономического воспитания, направленную на формирование базовых компетенций обучающихся 8-9 классов в области финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности

Задачи

Программа направлена на решение следующих задач:

  • разработка модели повышения финансовой грамотности обучающихся;
  • внедрение модели повышения финансовой грамотности обучающихся в рамках урока и внеурочной деятельности;
  • формирование традиции экономического воспитания обучающихся;
  • повышение финансовой безопасности обучающихся, их социальной защиты и развитию в финансовой сфере;
  • осуществление мониторинга уровня сформированности финансовой грамотности, экономической ответственности обучающихся;
  • исполнение социального заказа на экономическое воспитание детей, в том числе путём привлечения социальных партнёров;
  • развитие профессиональных и личностных компетенций педагогической и родительской общественности в экономической сфере

Сроки
реализации

2018–2021 годы

Этапы реализации проекта

Диагностико-прогностический этап (август – сентябрь 2018 года)

Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования.

Проектировочный этап (октябрь – ноябрь 2018 года)

Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.

Организационно- практический этап (декабрь 2018 года – май 2021 года)

Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (июнь – сентябрь 2021 года)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Оценочные
показатели

  • Система экономических компетенций  личности (способность рационально использовать финансовые инструменты, способность к инициативе и предпринимательству, способность к саморазвитию, успешная социализация, способность прогнозировать результаты деятельности в точки зрения экономики)

________________________________________________________

  • Удовлетворенность участников проекта результатами его реализации.
  • Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными институтами в процессе реализации проекта.
  • Информационно-методическое обеспечение апробации и внедрения модели повышения финансовой грамотности обучающихся в систему работыОО;
  • Открытость деятельности площадки
  • Наличие социальных партнёров

Основные
исполнители

  • Педагоги МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»;
  • Классные руководители 8-9 классов;
  • Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор;
  • Учителя математики и обществознания;
  • Преподаватель курса «Финансовая грамотность»
  • Родители
  • Социальный партнёр «Отделение по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу»

Ожидаемые
результаты

  • Внедрение эффективной модели повышения финансовой грамотности обучающихся, обеспечивающей создание системы экономического воспитания;
  • Формирование позитивного отношения обучающихся к экономическим ценностям;
  • Сформированность профессиональной компетентности педагогов в области финансовой грамотности;
  • Сформированные традиции экономического воспитания обучающихся
  • Высокий уровень сформированности финансовой грамотности, экономической ответственности обучающихся

Риски
проекта

  • Отсутствие достаточного финансирования;
  • Отсутствие или недостаточное количество в школе и иных структурах необходимых специалистов;
  • Недостаточная методическая подготовка педагогов;
  • Отсутствие  и (или) низкая активность социальных партнеров

Управление и контроль за
исполнением

проекта

Брайловская Ирина Николаевна, руководитель методического кабинета Комитета по образованию и молодежной политике МО «Ярцевский район»

Руководитель

проекта

Якуничева Елена Александровна, заместитель директора

Разработчик
проекта

Коллектив авторов МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»

Этапы реализации проекта

Диагностико-прогностический этап (август – сентябрь 2018 года)

Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования.

Проектировочный этап (октябрь – ноябрь 2018 года)

Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.

Организационно- практический этап (декабрь 2018 года – май 2021 года)

Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (июнь – сентябрь 2021 года)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • федеральные,  региональные и муниципальные нормативно-правовые акты;   
  •  договоры о  взаимодействии и сотрудничестве с партнерами;
  • формирование пакета документов, необходимого для реализации проекта программы по повышению финансовой грамотности

2. Программно-методическое обеспечение – формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить:

  •  качественное развитие, воспитание и обучение школьников;
  • деятельность опорной площадки по совершенствованию системы повышения уровня финансовой грамотности

3. Финансовое обеспечение

  • за счет средств, выделенных на реализацию программы по повышения финансовой грамотности обучающихся;
  • за счет средств образовательной организации.

3. Информационное обеспечение: 

  • сайт образовательной организации;
  • сайты ГАУ ДПО СОИРО;
  •  открытое информационное образовательное пространство.

4. Кадровое обеспечение – включение в деятельность по реализации проекта опорной площадки  администрации и педагогов школы, обучающихся, представителей родительской общественности, сотрудников организаций-партнеров.

5. Материально-техническая база образовательной организации, организаций-партнеров.

Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки

Реализация проекта по повышению финансовой грамотности обучающихся позволит:

Администрации ОО:

1. Ввести новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.

2. Расширить спектр предлагаемых курсов по выбору для обучающихся основной школы. 

3. Сформировать актуальные метапредметные и личностные результаты обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, математика).  

6. Расширить партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)

7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.

Обучающимся:

1. Сформировать финансовую компетентность и экономическую ответственность.

2. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.

3. Применить полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.

4. Развить навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.

5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

7. Укрепить взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.

8. Освоитьнавыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.

9. Развить способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.

Учителям:

1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.

2. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные результаты, соответствующие ФГОС.

3. Расширить применение практико-ориентированного обучения.

4. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения.

5. Вовлекать в образовательный процесс родителей (законных представителей).

7. Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям (законным представителям):

  1. Совершенствовать собственную финансовую компетентность

2. Расширить возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.

4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.

5. Приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.

6. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)

7. Развить навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.

8. Развить способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.

Критерии оценки эффективности проекта

Критерии

Показатели

Метод оценивания

Самоактуализация личности ученика

  1. Разработка ЛФП
  2. Рациональный выбор финансовых продуктов и услуг
  3. Ориентация в сфере финансовой деятельности
  1.  Наблюдение
  2.  Анкетирование
  3.  Тестирование
  4.  Практические задания

Удовлетворенность участников образовательных отношений экономическим воспитанием и образованием ОО

  1. Количество учеников с активной жизненной позицией, мотивированных на учебу, проектную, творческую и социально значимую деятельность  в области финансовой грамотности
  2. Активность родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях  в области финансовой грамотности
  3. Количество педагогов, участвующих в реализации Программы
  4. Наличие социальных партнеров
  1. Статистика по участию обучающихся в  проектной, творческой и социально значимую деятельность  в области финансовой грамотности

Конкурентоспособность образовательного учреждения

  1. Участие обучающихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, соревнованияхв области финансовой грамотности
  2.  Положительная репутация образовательного учреждения (достижения в воспитании, развитии и учебной деятельности)
  1. Количество участвующих, победителей, лауреатов (педагогов и учеников) в мероприятиях соответствующей направленности.
  2. Освещение в СМИ позитивных результатов.

Мероприятия по реализации Программы

во внеурочной деятельности

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

Ожидаемые результаты

День финансиста.

Встреча с представителем Бинбанка

  Сентябрь

Зам. дир. по ВР

классные руководители

  • Понимание финансовых целей и путей их достижения;
  • формирование  представления о важности работы финансистов  

Участие во всероссийских онлайн уроках финансовой грамотности

По графику

Преподаватель курса «Основы финансовой грамотности»

  • формирование принципов ответственности и грамотного подхода к принятию финансовых решений

 Участие в областном конкурсе «Налоги – паруса государства»

1 октября-18 января

Зам. дир. по ВР,

классные руководители

  • привлечение внимания обучающихся к истории развития налоговой системы России

Муниципальная научно-практическая конференция «Старт в науку» Представление проектных и исследовательских работ по финансовой грамотности

Октябрь

Руководитель проекта

  • формирование исследовательских компетенций в области экономических знаний;
  • понимать влияние образования на последующую карьеру

Участие в V Всероссийской неделе сбережений.

Лекция об особенностях налоговой системы с представителем ФНС

29 октября-12 ноября

Педагог-организатор,

классные руководители

  • формирование положительного отношения молодежи к налоговой политике государства;
  • воспитание грамотного налогоплательщика

Посещение нумизматической выставки в Ярцевском историко-краеведческом музее

Декабрь

Педагог-организатор,

Классные руководители

  • расширение знаний о роли нумизматики в экономике, истории, археологии, культуре

Конкурс семейных плакатов «Финансовая грамотность в каждом доме»

Январь

 Зам. дир. по ВР

  • формирование у родителей интерес к обучению своих детей основам финансовой грамотности

Организация мероприятий в рамках социального проекта «Дети – детям». Проведение игр по финансовой грамотности обучающимися 9-х классов для обучающихся 5-7 классов

Февраль - март

Руководитель проекта,

педагог-организатор

  • закрепление знаний по финансовой грамотности среди обучающихся 9-х классов;
  • формирование социальных навыков;
  • пропедевтическая работа с обучающимися 5-9 классов в рамках подготовки к курсу «Основы финансовой грамотности»

Организация встреч с родителями, работающими в сфере экономики и финансов

Март-апрель

 Зам.дир по ВР

Профориентационное самоопределение обучающихся

Квест-игра «В мире финансов»

Март

Педагог-организатор

  • приобретение новых знаний мира финансов;
  • умение рационального распределения доходов семьи

Участие в межрегиональном конкурсе исследовательских и творческих работ школьников «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев»

Февраль-апрель

Руководитель проекта

  • развитие познавательного  интереса обучающихся к деталям, скрытым в литературных произведениях;
  • развитие   навыка анализа художественных произведений и умения замечать информацию экономического содержания

Школьный День науки. Представление проектных и исследовательских работ по финансовой грамотности

Апрель

Руководитель проекта

  • формирование исследовательских компетенций в области экономических знаний;
  • понимать влияние образования на последующую карьеру

Участие в IV Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи

9-22 апреля

Преподаватель курса «Основы финансовой грамотности»

  • привлечение внимания обучающихся к вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей

Экскурсия в Сбербанк

Май

Педагог-организатор

  • представление о существовании коммерческих и государственных банков, о монетном дворе, о валюте

Мероприятия по обобщению результатов

Школьный уровень

  1. Внутришкольное повышение квалификации
  2. Педагогические взаимопосещения, проведение, представление.
  3. Конференции(педагогические, ученические).
  4. Недели финансовой грамотности в ОО.

Муниципальный, региональный уровень

  1. Педагогические форумы.
  2. Проекты.
  3. Организация и проведение сетевых родительских конференций, интернет-конференций: ученик-учитель-родитель.
  4. Диссеминация опыта.
  5. Выступления (презентации) в СМИ, публикации, в том числе и на официальном сайте образовательной организации.

Всероссийский и международный уровень

  1. Всероссийские и международные педагогические диалоговые площадки по вопросам финансовой грамотности.
  2. Олимпиады по финансовой грамотности для обучающихся.
  3. Всероссийская неделя финансовой грамотности для всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников

Повышение финансовой грамотности молодежи  – задача учителей образовательных учреждений...

Актуальность повышения финансовой грамотности учащихся

Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важност...

Мониторинг на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности

11 – 20 октября 2015. Проведение мониторинга на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности. Группы ДОУ-1, 1-ЭП, 11-КС, 11-М, ...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широ...