Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»
рабочая программа по обществознанию
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения социально-экономических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ «Средняя школа № 1»
от «__»__________________201_ г. № __
Программа
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»
«Повышение финансовой грамотности обучающихся»
Руководитель проекта: Булатикова Анна Павловна,
учитель истории и обществознания
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………….......................3
- Паспорт программы проекта……………………………………….……………….4
- Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………….6
- Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
эффективности реализации проекта……………………………………………….7
- Мероприятия по обобщению результатов реализации проекта…………………..9
- Пояснительная записка
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью
накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения социально-экономических задач.
Выделение учащихся школ в отдельную целевую группу программы продиктовано рядом факторов:
• отсутствием знаний и опыта в областях управления личными финансами и оценки финансовых рисков;
• сложностью социализации отдельных групп молодежи;
• особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование;
• доверием к финансовой информации рекламного характера, размещенной на популярных у молодежи Интернет-ресурсах, использующих психологические особенности данного возраста;
• склонностью делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным информационным источникам;
• желанием заработать побольше и побыстрее, например, играя на бирже с помощью Интернет-технологий.
Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем финансовой грамотности. Это требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации. Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
- Паспорт проекта
Наименование программы | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся» |
Основания для разработки |
|
Заказчик | Департамент Смоленской области по образованию и науке |
Нормативная база |
|
Цель | Создать систему экономического воспитания, способствующую созданию основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. |
Задачи | Программа направлена на решение следующих задач:
|
Сроки | 2018–2022 годы |
Этапы реализации проекта | Диагностико-прогностический этап (2018-2019 уч.год) Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования. Проектировочный этап (2019-2020 уч.год) Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта. Организационно- практический этап (2020-2021 уч.год) Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы. Обобщающий этап (2021-2022 уч.год) Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности. |
Оценочные |
|
Основные |
ПАО Сбербанк Смоленское отделение 8609\069 Дополнительный офис 8609\069, Агентство в г.Рославле Смоленского филиала ООО «СК «Согласие» |
Ожидаемые |
|
Риски |
|
Управление и контроль за проекта | Руководитель образовательной организации |
Руководитель проекта | Булатикова Анна Павловна |
Разработчик | Коллектив авторов МБОУ «Средняя школа №1» |
3. Ресурсное обеспечение
- временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);
- технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, игры-симуляторы, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);
- технический ресурс (аудиторный фонд, интерактивная доска, ПК, проектор, документ-камера, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа) ;
- индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы)
4. Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
Реализация проекта по повышению финансовой грамотности обучающихся позволит:
Администрации ОО:
1. Ввести новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.
2. Расширить спектр предлагаемых курсов по выбору и предпрофильной подготовки обучающихся.
3. Сформировать актуальные метапредметные и личностные результаты обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)
5. Реализовать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.
6. Расширить партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)
7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.
Обучающимся:
1. Сформировать финансовую компетентность и экономическую ответственность.
2. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.
3. Применить полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.
4. Развить навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.
5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
7. Укрепить взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.
8. Освоить навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.
9. Развить способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.
Учителям:
1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.
2. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные результаты, соответствующие ФГОС.
3. Расширить применение практико-ориентированного обучения.
4. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневого и разновозрастного обучения.
5. Вовлекать в образовательный процесс родителей (законных представителей).
7. Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Родителям (законным представителям):
1. Совершенствовать собственную финансовую компетентность
2. Расширить возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.
4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.
5. Приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.
6. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)
7. Развить навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.
8. Развить способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.
5.Критерии оценки эффективности проекта
Критерии | Показатели | Метод оценивания |
Самоактуализация личности ученика |
финансового плана
|
|
Удовлетворенность участников образовательных отношений экономическим воспитанием и образованием ОО |
|
|
Конкурентоспособность образовательного учреждения |
|
|
6.Мероприятия по обобщению результатов
Школьный уровень
- Внутришкольное повышение квалификации
- Педагогические взаимопосещения уроков.
- Конференции (педагогические, ученические).
- Недели финансовой грамотности в ОО.
Муниципальный, региональный уровень
- Педагогические форумы.
- Проекты.
- Организация и проведение сетевых родительских конференций, интернет-конференций: ученик-учитель-родитель.
- Диссеминация опыта.
- Выступления (презентации) в СМИ, публикации, в том числе и на официальном сайте образовательной организации.
Всероссийский и международный уровень
- Всероссийские и международные педагогические диалоговые площадки по вопросам финансовой грамотности.
- Олимпиады по финансовой грамотности для обучающихся.
- Всероссийская неделя финансовой грамотности для всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-139289-1355058727.jpg)
Отзыв о работе учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны
Отзыв о работе учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-1287969-1605004667.jpg)
Информационная справка о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»
Информационная справка о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» Адрес: ул. Одоевское шоссе, д. ...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4»
Программа развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-400946-1575559926.jpg)
ПРОГРАММА АНТИРИСКОВЫХ МЕР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Алексея Владимировича Войналовича» Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности
Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2021- 2022 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/01/picture-1498999-1701420632.jpg)
ПРОГРАММА АНТИРИСКОВЫХ МЕР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Алексея Владимировича Войналовича» Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности
Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2021- 2022 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деяте...