«Тестовые технологии как средство повышения качества образования»
материал
«Тестовые технологии как средство повышения качества образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тестовые технологии как средство повышения качества образования»
Введение
Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, нашли свое отражение и в школе. Сегодня как никогда остро встала проблема качества образования.
Под качеством образования понимают достижение таких результатов, которые обеспечат обучаемым возможность самостоятельного решения их проблем в различных сферах деятельности в современных условиях.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается:
« Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют приоритетные направления образования:
Формирование таких качеств личности как инициативность и самостоятельность;
Внедрение современных образовательных технологий;
Воспитание социально – адаптированной личности.
Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения оказывают тестовые технологии. Тестовые технологии стали довольно актуальными и значимыми в обучении.
Тестовые технологии дают возможность получения объективного результата обучения, оперативности обратной связи, разнообразия способов проверки результатов обучения, удобство получения статистики результатов обучения, необходимой для анализа образовательной ситуации тем самым повышает качество образования.
Система обеспечения качества рассматривается как совокупность средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение определенного уровня подготовки учащихся. Решение этой задачи зависит от школы, насколько организация образовательного процесса обеспечивает качество образования.
В ходе анализа учебного процесса, личного практического опыта выявлено противоречие между пониманием важности качества образования и недостаточным уровнем подготовленности учащихся.
Данное противоречие позволило сформулировать основную проблему: – необходимость использования различных педагогических технологий для повышения качества образования. Таким образом, следует выявить, с помощью каких современных технологий можно повысить уровень образованности обучающихся.
В образовательной практике для этого используются разнообразные виды современных технологий. Однако, следует помнить, что любая образовательная технология включает в себя целевую направленность; научные идеи. А выбор и использование этих технологий предполагает повышение компетентности педагога, и его способности профессионально решать задачи современного образования.
Одним из действующих средств решения данной задачи, способствующей повышению качества образования, является использование в образовательном процессе тестовых технологий.
Определение проблемы и актуальности темы, позволило мне сформулировать цель моей деятельности в межаттестационный период: использование тестовой технологии в образовательном процессе, выявление и теоретическое обоснование актуальности данной технологии в повышении качества образования.
Для реализации цели был определен ряд задач:
1. Повысить уровень собственной профессиональной компетентности по заявленной проблеме через самообразование, прохождение программ повышения квалификации.
2. Использовать тестовые технологии в образовательном процессе, способствующих повышению качества образования учащихся.
3. Проанализировать эффективность и результативность внедрения в практическую деятельность тестовых технологий.
Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.
Целью является самоанализ и рефлексия продуктивности моей деятельности по внедрению тестовых технологий в образовательный процесс для повышения качества образования.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- Определить ведущие проблемы, решаемые в межаттестационный период.
- Установить взаимосвязь и взаимообусловленность в образовательном процессе между качеством результата образования и внедрением тестовых технологий в образовательный процесс.
- Выявить противоречия, проблемы и перспективные пути их решения в последующий межаттестационный период;
- Осуществить самооценку эффективности собственной педагогической деятельности.
Таким образом, объектом анализа является – активизация тестовых технологий в учебном процессе, а предметом анализа: – тестовые технологии как средство повышения качества образования.
В ходе анализа психолого – педагогической литературы и обобщения педагогического опыта, мной были сформулированы следующие гипотезы:
- качество образования будет повышаться, если в процессе работы будут использованы современные педагогические технологии – тестовые;
- процесс повышения качества образования будет продуктивным, если будет организован планомерный, систематический процесс использования данной технологии.
Проблема, цель и гипотезы исследования позволили выделить и поставить дополнительные задачи:
- В отношении детей:
- Научить детей – учиться;
- Развивать кругозор детей, их интеллект;
- Научить получать удовлетворение от своей работы.
- В отношении родителей:
- Повышать педагогическую культуру родителей;
- Вовлекать родителей в жизнедеятельность школы.
При решении вышеуказанной проблемы, мне помогают различные методы:
- теоретические методы ( логический метод, анализ, сравнение, обобщение, моделирование);
- эмпирические методы (наблюдение, самооценка, изучение и обобщение педагогического опыта, собственного опыта);
- диагностические методы (тестирование, оценивание);
- беседа;
- анализ школьной документации (планов работы);
- анализ продуктов творческой деятельности учащихся (сообщений, творческих конкурсов).
Для отслеживания динамики результатов мной были использованы многообразные формы контроля:
- текущий (самоконтроль, тест, контрольные работы);
- тематический – оценка усвоения по определенной теме или разделу;
- рубежный – выявления готовности каждого ученика к переходу на следующий этап;
- итоговый – выявление индивидуальных достижений каждого ученика.
Тестовые технологии как способ повышения качества образования был мной апробирован и подтвержден результатами моей работы.
1.Аналитическая часть.
1.1. Тестовые технологии в учебном процессе.
Технология, как понятие, включает в себя два уровня – теории и практики. Как отмечает А.А. Плигин, «образовательная технология» стала использоваться как научное понятие сравнительно недавно, и представляет собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата. Еще А.С. Макаренко указывал на необходимость переноса технологической точности в педагогику, подчеркивая, что наше педагогическое производство никогда не строилась по технологической логике, а строилась всегда по логике моральной проповеди. Таким образом, образовательная технология призвана максимально точно, целенаправленно, планомерно, в соответствии с заранее заданными критериями достичь гарантированного результата обучения. Точность и гарантированность образовательных результатов связаны с тем, что технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности.
Е.М.Смирнова считает, что использование новых технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль теперь состоит в организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создаёт условия для учения.
Г.К. Селевко полагает, что новые педагогические технологии характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.
Среди новых технологий обучения и контроля знаний наибольший интерес сейчас проявляется к тестовым формам обучения и контроля знаний. Появление компьютеров произвело переворот в отношении к отдельным заданиям. Они стали широко применяться в учебном процессе.
XXI век предъявляет три главных требования к тестовой технологии: это адаптивность, качество и эффективность. Адаптивность технологий предполагает приоритет личности учащихся и необходимость создания таких технологий, которые способны реагировать на индивидуальные различия испытуемых, регулируя меру трудности заданий зависимости от успешности ответов на предыдущие задания. Это требование реализуется посредством создания большого числа заданий возрастающей трудности. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и валидностью тестовых результатов. Эффективность технологий предполагает уменьшение отношения затраты/ результаты.
В учебном процессе задания в тестовой форме применяются в больших количествах. Задания в тестовой форме стали применяться не только для разработки тестовых заданий и тестов, но и применяться в текущем учебном процессе для эффективной организации самостоятельной работы. Тем самым, возникла новая ситуация, меняющая представления о тестовых формах как о средстве, применяемых исключительно для контроля уровня подготовленности по результатам обучения. Соединение заданий в тестовой форме с уже известными новыми образовательными технологиями породило ещё одну образовательную технологию, основанную на теории педагогических измерений. Этому способствовало выделение заданий в тестовой форме в качестве отдельного понятия. Теперь началась важная работа по внедрению тестовых форм в текущий учебный процесс, в самостоятельную работу и в новое поколение учебников и пособий. Столь масштабное использование широких педагогических возможностей тестовых форм позволяет добиваться новых результатов в повышении качества образования.
Технология создания тестов и тестовых заданий рассмотрена авторами, как: К. Ингенкампом, В.П. Беспалько, А.Н. Майоровом, Н. Гронлундом, С.Е. Шишовым, В.А. Кальней.
Тест - это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.
Тест более объемный инструмент, так как в тестовой работе каждый ученик выполняет задания, используя знания по нескольким темам, изучение которых предусматривает программа. Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность показать свои достижения на широком поле материала.
Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.
Тестирование в педагогике выполняет основные взаимосвязанные функции: социальную, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, творческого роста учителя.
Социальная функция проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки учащихся; определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Развивающая функция направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
Творческого роста учителя – тесты дают учителю возможность выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.
По определению В.Г. Максимова, педагогический тест это «система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности. Система, которая создаётся с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся». Поэтому, уровень подготовленности учащихся будет повышаться, если использовать тестовые технологии в системе.
Можно выделить следующую структуру «Виды тестов»:
Группа тестов, классифицируемая, по способу предъявления выделяет:
- С выбором готового ответа
- С предъявлением ответа в краткой форме
- С предъявление развернутого ответа
В группе тестов классифицируемой по цели назначения выделяют:
- Первичное закрепление
- Контроль ЗУН
- Разминка в начале урока
- Тренажер
Тесты, классифицируемые по видам тестовой деятельности:
- Диктант
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Фронтальный устный опрос
- Тренировочная работа
- Зачетная работа
- Индивидуальный опрос по карточкам
- Заполнение пропусков
- Сопоставление явления (события) и его характеристики
- Распознавание понятия
- Составление последовательности
- Конструирование моделей
По месту использования на этапах урока:
- Актуализация ЗУН
- Первичное закрепление ЗУН
- Упражнения
- Контроль ЗУН
По объему содержания и времени проведения:
- Стартовый контроль
- Тематические тесты
- Итоговый зачет
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
В процессе обучения в знаниях учеников, в их умениях и в понимании происходят определённые изменения. При проверке знаний и умений ученики каждый раз дают определённое количество правильных и неправильных ответов, на выполнение заданий тратят соответствующее время.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль потому, что тест охватывает большой объём материала. Поскольку сама система предполагает сравнительно быстрый ответ, то можно включить в тест большее число вопросов по всем разделам темы. Тест легче традиционной письменной работы, так как всегда позволяет учащемуся отметить наиболее лёгкие ответы, что даёт ему успокоенность и возможность заняться более трудными задачами. При работе с тестом легче находить решения, ведь перед глазами имеются образцы готовых ответов и часто правильный ответ можно найти методом исключения, не вдаваясь детально в решение задачи.
Тестовые технологии упрощают процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.
Тест позволяет развивать мышление учеников, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания.
Планирование деятельности работы по использованию «Тестовых технологий», в соответствии с выбранной структурой, помогает мне в составлении индивидуального плана по работе над выполнением заданий в тестовой форме всех учащихся.
Таким образом, учитель, применяющий в своей педагогической практике данной технологии должен:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться ученики в результате данной работы;
- консультировать;
- иметь критерии объективной оценки.
Систематическое использование заданий в тестовой форме содействует улучшению качества знаний учащихся, дает возможность ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, расширять знания.
- Тестовая технология, как средство повышения качества образования
Основанием для моей работы, направленной на повышение качества образования учащихся, послужили личные наблюдения, анализ нормативно-правовых документов, ориентированных на развитие личности. К данным документам следует отнести следующие.
Именно эти нормы и ценности стали основанием для плодотворной работы по созданию условий для повышения качества образования младшего школьника через применение тестовой технологии.
На своих уроках я использую следующие виды тестов:
- закрытый;
- открытый.
К закрытым формам относятся:
- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений.
- выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
- занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний.
К открытым формам относятся:
- задания свободного изложения. Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий обеспечивают наличие только одного правильного ответа. Инструкции для таких заданий: впишите вместо многоточия правильный ответ, закончите предложение.
-задания дополнения. В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания. Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак).
Тестирование проходит в несколько этапов:
- 1.Определение цели проведения каждого теста.
- 2. Составление и отбор тестовых заданий.
- 3. Проведение теста.
- 4. Анализ полученных результатов.
- 5. Сообщение результатов и урок работы над ошибками в классе.
- 6. Выработка основных приемов работы над типичными ошибками. Выбор заданий из проведенного теста, которые должны быть включены в следующую тестовую контрольную работу.
В систему работы с тестовыми технологиями я включаю и компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование – это эффективное средство контроля знаний учащихся. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения компьютера, а во – вторых, более объективно оценить знания учащихся.
При проведении уроков я использую тестовые технологии в виде мультимедийных презентаций, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютерное тестирование обладает рядом преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
-компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.
Широко использую компьютерные тесты – тренажёры, создаю вариативные контрольно – измерительные материалы, регулярное использование мультимедийных средств обучения усиливает интерес ребенка к учебе.
- Анализ результативности использования тестовых технологий в учебном процессе
Анализируя успехи в межаттестационный период, полученные в результате использования современной педагогической информационной технологии – тестовой, были сделаны следующие выводы:
- Тестовые технологии влияют на состояние и результативность процесса образования.
- На формирование универсальных учебных действий учащихся.
Результативность использования тестовых технологий при повышении качества образования:
- повышается уровень учебных достижений по предметам;
- воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
- развивается память, логическое мышление;
- снижает уровень тревожности.
Анализируя свою работу в межаттестационный период, я хочу узнать помогаю ли я своим ученикам получать качественное образование.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною, технологии результативны, целесообразны, и нацелены на развитие личности ребенка. Тестовые технологии имеют важное значение для дальнейшей учебы учеников младшего школьного возраста.
Применяя эти технологии, я получил следующие результаты:
- высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
- воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
- развивается память, логическое мышление;
- учащиеся умеют делать правильный выбор;
- снижает уровень тревожности;
- повышается качество образования.
Следовательно, подтвердились мои гипотезы:
- качество образования будет повышаться, если в процессе работы будут использованы современные педагогические технологии – тестовые;
- процесс повышения качества образования будет продуктивным, если будет организован планомерный, систематический процесс использования данной технологии.
Список литературы
1.Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 1993. № 1.
2.Виноградова Н.Ф. и др. – М.: Дрофа, 2000 г. – “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу”
3. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -1999. № 7
4.Волошина О.И. Русский язык .Тесты: Начальная школа.1- 4 кл.:Учебно-метод.пособие.-3-еизд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
5. Гулюгина М.О. «Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1- 4 классы». Волгоград, Учитель, 2008 г. – 154с.
6. Закон «Об образовании»
7.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Быстрова М.Н. и др. Тесты: Начальная школа. 4 кл.: Учебн. - метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.
8. «Концепция модернизации российского образования в период до 2010 г»
9.Майоров А.Н. теория и практика создания тестов для системы образования. М., «Народное образование» 2000.
10.Областной закон «Об образовании в Свердловской области»
11. Р.Г. Канчурина «Мониторинг качества знаний. Математика 1-2 класс» -Волгоград: Учитель, 2011 – 79 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Материал готовился для педсовета. В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования
презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....
Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
Использование информационных технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешност...
Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования
Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти тенденции ...
Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."
Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...