Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет Э.Ф. Замбицявичене
материал
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 7 лет и старше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_dlya_opredeleniya_urovnya_umstvennogo_razvitiya_detey_7.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет
Э.Ф. Замбицявичене
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 7 лет и старше.
Область применения: определение уровня интеллектуального развития, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.
Описание методики. Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.2, 1.3, 1.20.
Инструкция.
1 субтест.
Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?»
2 субтест.
Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»
3 субтест.
Инструкция испытуемому: «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - …»
4 субтест.
Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать…?»
Задание к субтесту I
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. | 1,9 |
2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. | 2,8 |
3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. | 2,7 |
4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. | 2,3 |
5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. | 2,6 |
6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. | 2,2 |
7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. | 2,8 |
8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. | 3,4 |
9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. | 2.8 |
10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. | 2.6 |
Задание к субтесту II
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. | 2,6 |
2. Река, озеро, море, мост, болото. | 2,3 |
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. | 2,7 |
4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. | 2.6 |
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. | 2,4 |
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. | 2,5 |
7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. | 2,5 |
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. | 2,3 |
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. | 3,0 |
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. | 2,7 |
Задание к субтесту III
Задание | Оценка выполнения в баллах | ||
1 | Огурец | Роза | 2,0 |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2 | Огород | Сад | 2,4 |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3 | Учитель | Врач | 2,2 |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | ||
4 | Цветок | Птица | 2,6 |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | ||
5 | Перчатка | Сапог | 2,4 |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | ||
6 | Тёмный | Мокрый | 2,1 |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | ||
7 | Часы | Термометр | 2,5 |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8 | Машина | Лодка | 2,2 |
мотор | Река, маяк, парус, волна | ||
9 | Стол | Пол | 2,2 |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | ||
10 | Стул | Игла | 2,1 |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание к субтесту IV
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Метла, лопата - …(инструменты) | 2,6 |
2. Лето, зима - …(времена года) | 2.1 |
3. Окунь, карась - …(рыбы) | 3.0 |
4. Огурец, помидор - …(овощи) | 2.2 |
5. Сирень, ракита - …(кустарники) | 2.6 |
6. Шкаф, диван - …(мебель) | 3.0 |
7. Июнь, июль - …(месяцы) | 2.4 |
8. День, ночь - …(время суток) | 2.8 |
9. Слон, муравей - …(животные) | 2.2 |
10. Дерево, цветок - …(растения) | 2.2 |
Правильные ответы:
1 субтест.
а. подошва
б. верблюд
в. 12
г. февраль
д. страус
е. цветы
ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва
2 субтест
а. фасоль
б. мост
в. песок
г. Москва
д. орешник
е. указка
ж. Нестеров
з. лебедь
и. число
к. вкусный
3 субтест
а. георгин/цветок
б. врач /больной
в. Сад / яблоня
г. птица / гнездо
д. сапог / нога
е. мокрый/сухой
ж. термометр /температура
з. лодка/парус
и. игла / стальная
к. пол / ковёр
4 субтест
а. рабочие инструменты е. мебель
б. рыба ж. растение
в. время года з. время суток
г. овощ и. животное
д.куст к. месяц лета
Оценка и интерпретация результатов
1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,
умения выделять существенный признак)
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".
3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и отношения)
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
4 субтест (способность к обобщению).
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = К х 100% / 40
где К — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):
4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100% ОУ),
3 уровень - 31,5 - 26 баллов (79,0 - 65%),
2 уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%),
1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Обработка и интерпретация данных.
Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трёх субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III – 23 балла, IV – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 1000 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов проводится следующим образом:
100 - 80 баллов – высокий уровень умственного развития;
79 – 60 баллов – средний уровень;
59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39 – 20 баллов – низкий уровень развития;
меньше 20 баллов – очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результаты.
Фамилия Имя Отчество____________________________________
дата __________класс_______школа_________
Задание 1
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. 2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. 6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. 7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. 8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. 9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. 10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
Задание 2
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. 6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. |
Задание 3
1 | Огурец | Роза |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | |
2 | Огород | Сад |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3 | Учитель | Врач |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | |
4 | Цветок | Птица |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | |
5 | Перчатка | Сапог |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | |
6 | Тёмный | Мокрый |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | |
7 | Часы | Термометр |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | |
8 | Машина | Лодка |
мотор | Река, маяк, парус, волна | |
9 | Стол | Пол |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | |
10 | Стул | Игла |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание 4
1. Метла, лопата - |
2. Лето, зима - |
3. Окунь, карась - |
4. Огурец, помидор - |
5. Сирень, ракита - |
6. Шкаф, диван - |
7. Июнь, июль - |
8. День, ночь - |
9. Слон, муравей - |
10. Дерево, цветок - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене
МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене...
Перечень методик для определения уровня школьной готовности
Описан и представлен основной перечень методик для исследования уровня школьной готовности дошкольников про 5 познавательным сферам личности....
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...
методика для определения уровня умственного развития школьников Э.Ф.Замбацявичене.
Методика применяется для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти....
Методика определения уровня умственного развития
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: универсальные логические действия...
Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...
Диагностический материал для определения уровня умственного развития младших школьников
Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, памят...