методика для определения уровня умственного развития школьников Э.Ф.Замбацявичене.
материал по географии

Москалева Елена Сергеевна

Методика применяется для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития школьников Э.Ф.Замбацявичене.

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей  от 12 лет и выше.

Область применения: определение уровня интеллектуального развития, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.

 Описание методики. Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов.

  В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки  предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

  Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

  Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

  Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.2, 1.3, 1.20.

Инструкция.

1 субтест.

Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?»

2 субтест.

Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»

3 субтест.

Инструкция испытуемому: «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - »

4 субтест.

Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать…?»

Задание к субтесту I

                        Задание

Оценка выполнения в баллах                        

1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

1,9

2.В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

2,8

3.В году…24 мес.,3 мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

2,7

4.Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

2,3

5.В России е живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

2,6

6.Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

2,2

7.Время суток год, месяц, неделя, день, понедельник.

2,8

8.Вода всегда прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

3,4

9.У дерева всегда есть листья, цветы, плоды, корень, тень.

2.8

10.Пассажирский транспорт комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

2.6

Задание к субтесту II

                                                       Задание

Оценка выполнения в баллах

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2,6

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

2,3

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

2,7

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

2.6

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

2,4

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

2,5

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

2,5

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

2,3

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

3,0

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

2,7

Задание к субтесту III

                                                             Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Огурец

Роза

2,0

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

2,1

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Задание к субтесту IV

                                                          Задание

Оценка выполнения  в баллах

1.     Метла, лопата - …(инструменты)

2,6

2.     Лето, зима - …(времена  года)

2.1

3.     Окунь, карась - …(рыбы)

3.0

4.     Огурец, помидор - …(овощи)

2.2

5.     Сирень, ракита - …(кустарники)

2.6

6.     Шкаф, диван - …(мебель)

3.0

7.     Июнь, июль - …(месяцы)

2.4

8.     День, ночь - …(время  суток)

2.8

9.     Слон, муравей - …(животные)

2.2

10.   Дерево, цветок - …(растения)

2.2

Обработка и интерпретация данных.

  Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем 10 заданиям.

   В первых трёх субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

   Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III – 23 балла, IV – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 1000 баллов.

   Интерпретация полученных школьником результатов проводится следующим образом:

100 - 80 баллов – высокий уровень умственного развития;

79 – 60 баллов – средний уровень;

59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39 – 20 баллов – низкий уровень развития;

меньше 20 баллов – очень низкий уровень.

  При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно ценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров  значительно улучшает или ухудшает результаты.

  Фамилия Имя Отчество____________________________________

дата __________класс_______школа_________

Задание  1                                                                                                                                          

1.У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2.В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3.В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

4.Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5.В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

6.Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7.Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

8.Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

10.Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

         Задание  2

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2.Река, озеро, море, мост, болото.

3.Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4.Москва, Санкт-Петербург,Вашингтон, Самара, Новгород.

5.Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

6.Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

7.Окружность,треугольник,четырёхугольник, указка, квадрат.

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Задание 3

1

Огурец

Роза

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Задание  4

1.     Метла, лопата -

2.     Лето, зима -

3.     Окунь, карась -

4.     Огурец, помидор -

5.     Сирень, ракита -

6.     Шкаф, диван -

7.     Июнь, июль -

8.     День, ночь -

9.     Слон, муравей -

10.   Дерево, цветок -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене

МЕТОДИКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ Предложена Э. Ф. Замбицявичене...

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"

laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет Э.Ф. Замбицявичене

Методика  исследования  сконструирована  на  основе  некоторых  методик  теста  структуры  интеллекта  по  Р.Амтхауэру. Тест  структуры...

Методика определения уровня умственного развития

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: универсальные логические действия...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...

Диагностический материал для определения уровня умственного развития младших школьников

Познавательные процессы - это  процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, памят...

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников.

Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать...