Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!
статья (10 класс)
Для русского народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне память бессмертна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogo_16.docx | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Сохранение исторической памяти Великой Отечественной войны»
«Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!»
.
Краснодарский край Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Усть- Лабинска муниципального образования Усть-Лабинский район
Научно – практическая конференция «Многообразие культур как единство народов».
Сохранение исторической памяти Великой Отечественной войны.
«Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!»
Кураева Светлана Викторовна.
Усть – Лабинск
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной войне. Что сегодняшнее общество знает об этом эпохальном событии XX века, что оно пытается сделать для сохранения памяти о войне для будущего поколения? Актуальность данной проблемы очень велика, так как Великая Отечественная война - это не только история нашей страны, это история всего мира, история, на которой все мы должны учиться не совершать подобных ошибок в будущем. «Человек сотворён, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы грядущее строить на прошедшем, - иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?». (Иоганн Готфрид Гердер) Позарастали окопы, заплыли солдатские траншеи, разрушились блиндажи в «три наката», проржавели потерянные в лесах солдатские каски, сравнялись с землёй могилы. В нашей нынешней жизни столько проблем, столько кругом живого сегодняшнего горя, так громко кричат о пролитой крови газетные полосы. И так сильна в нас неуверенность в завтрашнем дне, что не хочется вовсе думать о далеком прошлом. Какая война? Уже два поколения выросли после неё, нужно ли тревожить то, что исчезло, ушло бесследно! Бесследно? Да, жизнь человеческая не бесконечна. Продлить её может память, только она побеждает время. Нам уютно на своем большом диване верить, что нас ничто не коснется. А ведь это не так! Весь мир вооружен до зубов, и одно нажатие кнопки может перевернуть наше теплое уютное болото повседневности. Недавно я перечитала поэму А. Вознесенского «Ров». По этому произведению можно судить, как поколение конца 20 и начала 21 века относится к памяти. Большинство людей нашей великой страны совершенно забыли значение этого слова. Поэма рассказывает о случае, произошедшем на Феодосийском шоссе, когда преступление, совершённое много лет назад, было продолжено потомками: ров, где были зарыты расстрелянные в годы войны жители города, раскопали наши современники с целью похищения находившихся там драгоценностей. Не зря в подзаголовке поэмы автор поставил слова: «Духовный процесс»: в произведении исследуется процесс падения нравственности в обществе, причины бездуховности и потребительства. Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умервщлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Собирая симптомы бездуховности и анализируя их, поэт исходит из того, что, чем больше он соберёт их в своей памяти, тем меньше её останется в жизни. Всем тем, кто поражён алчью, Вознесенский противопоставляет людей, способных на подвиги и мужество.
Чтобы мир не взорвать, Нужен в век мировой Новый взгляд, новый взгляд, Нестандарт мировой…
Для подавляющего большинства россиян (более 80% по данным социологов) День Победы в Великой Отечественной войне до сих пор исключительно важный праздник. С особым чувством относятся к этому дню представители старшего поколения, для которых это огромная победа и важная веха в истории страны. При этом примерно 15% считают эту дату лишь очередным выходным. Среди них, отмечают социологи, преобладает молодежь. Свою позицию они объясняют "непричастностью к войне", или тем, что все эти праздники "устарели". Недавний диалог в общественном транспорте между водителем и юным пассажиром был излишне эмоционально окрашен и сводился к простейшему: «Зачем эти парады, эта клоунада, уже ни одного ветерана не осталось!» Тирада юноши была вызвана тем, что на площади Ленина перекрыли дорогу из-за репетиции парада к Дню Победы. Парень был немедленно и категорично поддержан водителем. Казалось бы, пустяк, а вопросы возникают. И возникают они в той неудобной, такой ненужной для многих плоскости, где человеку совестливому становится неловко. Это и потребительское отношение к ветеранам со стороны родных, это манипулирование ими, это их одиночество, несмотря на нашу цветистость оборотов речи по случаю торжественных дат и трибунную декларированность забот о каждом из прошедших войну. Вопросы действительно неудобные, но на них когда-нибудь придется отвечать. Если, конечно, мы хотим хоть что-то понимать и помнить. К огромному сожалению, если не изменится отношение государства к патриотическому воспитанию граждан, память о войне может уйти. Надо повернуться лицом к истории страны, к собственному прошлому. Мы стали забывать о прошлом нашего народа. Забываем уже о Великой Отечественной войне, плохо помним об Отечественной войне 1812 года, не говоря уже о более ранних исторических сражениях и битвах. Наши опросы среди школьников и студентов показывают, что большинство из них не знает истории страны, более того, многие даже не знают, где воевали их деды и прадеды. Да что молодёжь! Меня поразил диалог с журналистом настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве, заведующий сектором ВВС России Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Константином Татаринцев. «На заседании Коллегии Росвоенцентра (это структура при Правительстве России, которая занимается военно-патриотической работой) накануне очередного Дня Победы я попросил присутствующих — а это в основном были генералы, адмиралы, люди, искренне преданные Отечеству, искренне переживающие за него: «Как вы думаете, через двести лет будут отмечать 9 Мая?» — «Батюшка, конечно же, будут!» — «Хорошо, назовите, пожалуйста, день победы в войне 1812 года — двухсот лет еще не прошло». И никто из людей заслуженных, отдавших Вооруженным силам всю сознательную жизнь, не смог ответить. (2) Акция «Бессмертный полк» собрала под своими знаменами более двух миллионов человек и показала всеми миру настоящих героев войны, воевавших против немецко-фашистских захватчиков, сражавшихся за свободу, мир и жизнь будущих поколений. Замечательная идея. Но, а если посмотреть на неё с другой стороны? Здесь оказались люди, пришедшие по разнарядке, – иногда устной, иногда письменной – в одной колонне с теми, кто пришел по велению души. А потом – если вовремя не подошли «ответственные за портреты» – акция заканчивается, эти портреты сваливаются в кучу на тротуар, и это чудовищно, это надругательство над исторической памятью. А еще мы все видим, ЧТО происходит с георгиевскими ленточками – на сумках, в девичьих прическах, на заляпанных бамперах дорогих машин, даже вместо шнурков в кроссовках… Это только мода, но не искреннее чувство… Осквернение могил и памятников, торговля орденами и медалями, неуважительное отношение к ветеранам войны, неонацистские молодежные движения, фальсификация истории – всё это говорит о нравственной распущенности, деградации исторического самосознания общества, стирании в памяти судьбоносных для народа событий. Алчь, по мнению Вознесенского, многолика, и поразила она не только тех, кто с целью наживы раскапывает могилы; она заразила даже тех, кто, казалось, должен был бы противостоять ей. Алчь бывает не только к деньгам, но и к власти, к депутатским мандатам, обеспечивающим далеко не безбедное существование их обладателям. В школах проходит много различных мероприятий к празднику Победы. Но как это делается? Поговорил с ветераном – отчёт с фотографией, убрал могилу неизвестного солдата – два отчёта… А нужно, чтобы это стало нормой, а не для галочки, нужно этим жить, дышать.
Помнят не так, помнят негромко. Помните:
Может быть, про войну
Слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.
Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для нас, особенно сейчас, когда есть такое сильное стремление их принизить, извратить и забыть как в нашем государстве, так и в других. С этой целью и наносится ощутимый удар по исторической памяти о войне. Эстафета живой памяти о Великой Отечественной войне чрезвычайно важна для доброкачественного духовно-нравственного развития и материального благополучия современного общества. На нас, внуках и правнуках героев-победителей лежит бремя священной ответственности передать грядущим поколениям тот же чистый, жизнеутверждающий свет жертвенной любви к нашей великой Родине и исторической правде. Целью любого воспитательного процесса является устремление ребёнка к духовным и нравственным идеалам. Какие же идеалы сегодня в нашей духовной жизни имеют господствующее значение? К чему мы призываем наших детей, каким героям они должны стремиться подражать? Многие отвечают, что таких идеалов сегодня нет, что принципы демократии и толерантности позволяют человеку самому сегодня свободно выбирать общественные идеалы, что недопустимо навязывание подобных идеалов со стороны государства. Так думают и отвечают многие и глубоко заблуждаются. Вся наша беда в том, что в духовной жизни вакуум долго не существует. Если общество уклоняется от формирования духовных и нравственных идеалов, то они всё равно появятся, и этот вакуум заполнится, только не понятно, чем? Мы уже получили огромное количество неформальных молодёжных организаций. А как просто наши предки сформировали национальную идею ещё тысячу лет назад! Как прекрасно приняли в общественную жизнь нравственные и духовные идеалы, которые защищали и укрепляли эту идею, а вместе с тем и всё государство! И как просто и понятно звучала эта идея: «Русь святая, храни веру православную!» В качестве одной из целей изучения истории на этапе основного общего образования федеральный стандарт определяет «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины». Воспитание патриотизма на уроках истории и литературы предполагает такое построение урока, такой отбор содержания и методов исторического образования, которые будут способствовать возникновению искренней жертвенной любви ученика к своей стране. Патриотическое чувство должно воспитываться на уважении к её святыням, без которых, по словам философа Ивана Ильина, «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца».(1) Православные ценности всегда, даже в советское время, являлись духовным ядром российского патриотизма. В истории России (по крайней мере до 1917 года является единство чувства любви к Богу и любви к Родине). «Умрём за Святую Софию» - призывали друг друга новгородцы, отправляясь на защиту своей вечевой республики. «За Дом Пречистой Богородицы» шли в бой русские полки, отражая удары литовцев, поляков, шведов и турок. Чеканная формула служения Родине – «За веру, царя и Отечество» на протяжении нескольких веков наполняла мужеством и отвагой солдатские сердца. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословения, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. В таких «воинских» храмах веками хранилась поминальная живая память о погибших героях, в то время как наша «курганная память о Великой Отечественной войне, лишённая всенародных заупокойных православных молитв, с каждым годом всё больше предаётся забвению. Игнорируя религиозный источник патриотического чувства, учитель значительно уменьшает нравственную силу своего учительского слова, больше давая знания о патриотизме, нежели воспитывая патриотизм. Подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, его предшественников, ибо человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не знает важнейших событий и вех ее истории, а также родословной своей семьи, истории своего города, села, края, в котором он родился и живет. «Без памяти нет личности, без личности нет человека, без человека нет народа, а без народа нет страны и государства». Для воспитания души, сохранения патриотических ценностей должны быть святые категории, а память о войне - святая. Необходимо слушать уходящих - кроме архивов, подчас закрытых, они единственные носители информации, первоисточники. Понятно, что участники тех событий рассказывают сегодня свои собственные истории, но их необходимо слышать, чтобы из этих рассказов, из их раздробленных, осколочных правд составить Правду о войне, какая бы страшная она ни была. Еще практиковался такой ход, который мы называем сейчас устной историей: записи тех, кто был в партизанском движении, под оккупацией, кто был на фронтах и находился в госпиталях на излечении – это записывалось, но либо уничтожалось, либо поступало в спецхран. Потому что всё, что подлежало публикации, нуждалось в официальном разрешении цензуры. Всё, что могло вербально иллюстрировать свидетельскими впечатлениями какие-либо актуальные экспозиции о войне, обязательно проходило контроль. В итоге нередко люди были вынуждены подписывать или написанное за них, или поправленное цензурой. К счастью, некоторое количество такого рода дневников, воспоминаний, записей сохранилось в архивах музеев бывших спецхранов, с которыми теперь можно работать. Это относится и к дневникам периода блокады Ленинграда – огромное количество публикаций в последнее время вышло в свет. Есть целая серия, вышедшая в петербургском Институте истории РАН: «Доживем ли мы до тишины?», «Я не сдамся до последнего», «Человек на войне», огромный том «Ленинградцы» – туда попали дневники самых разных людей, начиная от глубоко верующих – бывших сестер милосердия Первой мировой, и под ту же обложку попали дневники ленинградского цензора: и они схожи, потому что человеческое раскрывается в самые кризисные моменты. Именно поэтому это так интересно и так страшно читать. Как раз в дневниках есть эти размышления: а что будет, если эти дневники найдут? Это не значит, что там было что-то такое сверхпессимистическое или крамольное: просто сам факт личного проявления чего-то в советское, тем более военное, время мог стоить и жизни тоже. Вспомним Ольгу Берггольц, которая хранила свой дневник всю жизнь, прятала его, боялась, особенно после предвоенного ареста, – и тем не менее эти дневники теперь опубликованы. Там есть такие слова: «Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена… Не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, – к нашему правительству… Это называлось: „Мы готовы к войне“. О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!» (3) Это лето 41-го – естественно, в советское время такое не могло быть опубликовано. И наша задача - задача общества - не допустить, чтобы молодое поколение росло Иванами, не помнящими родства. Безусловно, это должно воспитываться в первую очередь в семье, где из поколения в поколение передаются знания о своем роде. Память не уйдет, если будет звучать объединяющая составляющая - это наша общая победа, трудно добытая нашими дедами, но почитаемая и достойно сохраняемая нами: и сегодняшними, и завтрашними. Вот такая общность и должна сохранять нашу память. В этом нам могут помочь музеи. Но не те, где тоскливая тетя тычет указкой в экспонаты и произносит заученный текст! Не будоражит душу, не будит воображение! Музей – это не склад, не выставка, а живой, интерактивный организм, лаборатория, культурно-образовательный центр, учебный класс! Это литературный, биологический, исторический процесс познания и воспитания людей всех сословий и возрастов. Здесь должно быть место и живым голосам природы и диалогу с историческими личностями. Музей – это не только прошлое – это наше будущее! Где же еще можно сформировать полноценную личность, для которой понятия Родина, патриотизм, честь, достоинство - не пустые слова! Самый простой способ закончить войну — это ее проиграть, писал английский писатель-гуманист Дж. Оруэлл. Мы не можем позволить себе такого исхода борьбы, так как ставка в ней не просто репутация Советского государства и его руководства военных лет, а будущее российского народа и его место в ряду других великих наций. Наши Родные, поколения Победителей, добившись Великой Победы над ворогом, показали нам пример, что объединённые общей идеей: «Всё для Победы!», когда большинство воспринимает общую идею, как свою личную жизненную задачу, вся Людская общность соотечественников становится единым природным организмом. Наши силы, в этот момент, возрастают многократно и Мы всякий раз побеждаем! Родные наши победили для того, что бы Мы – последующие поколения жили достойно на Родной Земле. И нам нужно, сегодня, следовать этим Заветам! Объединиться в Отечестве за достойную Людей жизнь на Родной Земле, в рамках исконных Традиций всех коренных Родов Отечества! А значит, школьный учитель по-прежнему будет рядовым на вечной войне за души детей. Молитва. Не пойму, что к чему, и не знаю, Что с тобою случилось, страна. Толь судьба тебе выпала злая Быть несчастной во все времена? То ли слезы текут от бессилья Перед этой всесильной судьбой… Что с тобою случилось, Россия, Что случилось, Россия, с тобой?! Не пойму я, в чем ты виновата Перед небом и перед людьми_ Ни святого, ни свата, ни брата, Ни добра, ни стыда, ни любви. Невеселые, мрачные лица… Ты ли это, Великая Русь! Научи меня Богу молиться, За тебя я не раз помолюсь.
Помолимся за победу разума над ненавистью, разрушающей душу, над безумным желанием воевать. Помолимся за то, чтобы нам хватило сил сохранить душевность и избежать повторения великого зла второй мировой войны.
Использованная литература и интернет - ресурсы
1Ильин И. А. Путь духовного обновления// Путь к очевидности. – М.:Республика, 1993. – С.220.
2 http://www.pravoslavie.ru/53402.htmlhttp://www.pravmir.ru/pamyat-o-voyne-3istochnik-patriotizma-ili-obekt-manipulyatsiy/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. "...Никого в жизни нет и не будет родней"
Урок по рассказу Паустовского К.Г. "Телеграмма"....
Урок-открытие по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти
План-конспект урока-открытия (6, 7кл.) по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти К уроку прилагаются презентации...
Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...
Данная презентация подготовлена для красочного сопровождения урока....
Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...
Данная презентация подготовлена учащимися к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной......
"Четырёхугольники. Свойства, признаки, площади четырёхуголь¬ников"
Урок-викторина *Счастливый случай*...
Литературно-музыкальная композиция: «Память никогда не спит…»
Разработка классного часа,посвященного 5 февраля - Дню Освобождения Старого Осколаот немецко-фашистских захватчиков...
Детство отняла война
Детство отняла войнаВойна и дети, казалось бы, понятия несовместимые. Но есть целое поколение, детство которого совпало с этим страшным временем. Супруги Кирилл и Галина Оксенюк, будучи д...