Мало просто построить храмы.
статья (11 класс)
Предварительный просмотр:
Мало просто построить храмы.
Мой юный друг. Открой глаза и уши. Ты слышишь стон? – спасите наши души. Почему мы не спасаем своих детей? Почему мы или не вводим, или очень робко вводим в школы такой предмет, как Основы православной культуры? А детей надо немедленно спасать, ведь всякий человеку, в ком еще сохранилась хоть капля разума, видит и понимает, что подрастающее поколение нашей страны находится в бедственном положении. Стремительный рост психических и физических заболеваний (по разным оценкам только 10% наших детей можно считать здоровыми); аморализма и преступности, алкоголизации, наркотизации стали приметами нашего времени. В чем же причина этого состояния? Она, видимо, кроется в чем-то, чего мы не видим или не хотим видеть, предпочитая ссылаться на ухудшение экологии, питания, медицинского обслуживания.
Все становится объяснимым, если мы знаем, что человек не только существо физическое, но, в отличие от всего живого, и духовное. И духовно человек болеет не менее тяжело, чем физически. А общее состояние духовно-больного человека можно выразить понятием «вымороченность». Эта болезнь прекрасно описана в самом трагическом произведении русской, а может быть и всей мировой литературы «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это произведение - летопись медленного и полного вымирания целого рода Головлевых. Русская литература последних веков дала много трагических произведений, но они все оставляют надежду на будущее. «Преступление и наказание» - произведение о возрождении преступной души к новой жизни. «Бесы» - предвосхитившие великую смуту XX века, оставляют надежду, потому что это только сценарий, который может быть и не сыгран. «Тихий Дон», произведение о геноциде русского народа в братоубийственной войне, оставляет надежду: истерзанного Григория встречают его дети, ради которых стоит жить. В романе Салтыкова-Щедрина никаких надежд не остается. Род вымирает! Почему? Ответ дает сама госпожа Головлева-«выморочность».
Что же такое «выморочность»? Выморочность-это духовное умирание человека. Самое страшное состояние-означающее духовную, вместе с тем и физическую немощь и смерть человека. Это трудная болезнь, более тяжелая, чем любая физическая и психическая. Видимая причина смерти-наркомании, алкоголизм, преступность. Нередко, просто потеря всякого интереса к жизни. Часто такие люди заканчивают свою жизнь самоубийством.
Трагизм этой болезни возрастает еще и оттого, что люди не осознают ее опасности, даже не знают и не подозревают об ее существовании. Сколько детей в последние годы уходит из жизни вследствие самоубийства? Разве это не трагедия? А гибель детей от наркотиков?
Они кормили голубей,
Потом катались в лодке зыбкой.
Он рыцарем казался ей,
Она была его улыбкой
В обнимку всюду шли они,
Еще не складны и неловки…
Кто знал, что вечером они
Умрут от передозировки?
Об этом знал один лишь Бог,
А их спасти - хватило б Слова,
Но почему он не помог –
Превыше разума людского.
Н.Зиновьев.
А поговорите со многими директорами школ о наркотиках в их школах? Этой проблемы вообще нет! Но даже если они и признают существование этой проблемы вообще, то редко когда они признают ее в наличие в своей школе. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем же причина этой болезни? Ответ краток – главной причиной выморочности является богооставленность. Жуткое, непередаваемое ничем состояние. Вспомним последние слова Господа Иисуса Христа, который на какой-то миг почувствовал, что он оставляем Богом. Отцом: «Боже мой! Боже мой! Для чего ты меня оставил?» Десятки миллионов оставили Господа, живут так, словно и не нуждаются в Нем и даже не осознают этой трагедии, и даже радуются этому, не понимая, что, оставив Творца, они сами обрекают себя на богооставленность, а богооставленность есть вымирание.
…Солнце мертвых мигает во мгле,
И она совести голос прощальный
Проступает в оконном стекле
Божьей Матери образ печальный.
Это знак! Это знак непростой!
Что-то страшное с нами случится
Пробирается образ святой
И живыми цветами сочится.
Юрий Кузнецов.
Итак, то, что происходит с нашими детьми, происходит в силу богооставленности.
Первое, что мы должны признать, - реальное эпидемическое наличие духовных болезней. Второе, ее причину – богооставленность, вследствие того, что человек оставил Бога, и значит, он сам богооставлен. И, в-третьих, поскольку человек болен, очевидно, что, как и во всякой другой болезни, его надо лечить.
В данном случае надо привести к источнику духовной жизни к Богу. А для этого в российских школах необходимо незамедлительно начать изучать Православную культуру.
Из факта многоконфликтности в недрах Министерства образования в недрах Министерства образования и науки родилась идея преподавать в российской школе не религиозную культуру в своих версиях, а историю религий. Но это такое же страшное, антипедагогическое решение, как если бы в силу того, что мы многонациональная страна, в наших школах стали преподавать не конкретные языки, а историю языков. Понятно, что такое изучение просто-напросто перекалечило бы всех детей. Поэтому нигде, ни в одной стране мира, нет изучения истории религий, но идет изучение конкретных религий. В нашей стране, видимо, предстоит очередной эксперимент над русскими детьми, ведущий к еще большей их выморочности.
Отныне все отменено,
Что было Богом нам дано
Для жизни праведной и вечной.
Где духа истины зерно?
Верней спросить: «Зачем оно
Людской толпе бесчеловечной?»
Итак, грешите, господа.
Никто за это не осудит.
Не будет страшного суда,
И воскресения не будет…
Н.Зиновьев.
Религия – это отношение человека к Богу. И выражается она молитвой Господней. «Отче наш». Зададим себе вопрос, а нужен ли человеку отец и мать? Ответ очевиден: не только человек, но и птица, и зверь вырастают в своей семье. И чем на более высокой ступени развития находится животное, тем больше необходима ему семья. Но если семья нужна даже животному, то она абсолютно необходима человеку. Буквально с первого дня. И не потому, что отец и мать кормят. Проведем мысленный эксперимент. В одной комнате находится масса вкусной еды, игрушек, в другой – мама. В какую комнату пойдет ребенок? Определенно туда, где мама. И никакие самые интересные игрушки и самые вкусные пряники не заменяет ему маму. Но скажите двадцатилетнему беспризорнику: тебе нужна мама? Поймет ли он, о чем идет речь? Нужна ли ему в двадцать лет мама? Сумеет ли он создать нормальную семью? Будет ли он хорошим тружеником? Вопросы чисто риторические. И в этом непонимании своего положения вся трагедия человека, как бы и в каком виде он ни представлял себе свою жизнь без родителей.
Его традиция и в том, что он не понимает своей искалеченности. Да, можно говорить - смотря, какая семья и т.д. , и т.д. но горька судьба сироты, как бы он ни думал, и что бы ни думали другие, будь это даже гениальные мыслители и педагоги , такие, как Платон Макаренко ( последнему его успехи потому и дались, что он приблизил жизнь в колонии к жизни к семье).
Ну, а если человек всю свою жизнь прожил без Отца и матери своей небесной? Что происходит с ним? А с ним происходит то, что дух мертвеет. И вследствие этого он все более хоронит в себе то, что называется Образом и Подобием Божием в человеке, превращаясь в выморочное существо и превращая и окружающих в такие же существа. Беспризорник воспитывает из других только беспризорников, неся миру зло. Выморочный человек, даже очень умный, несет только зло, а часто он не способен и на зло, даже телесные потребности в нем угасают, что приводит человека просто к живой смерти. XXI век- это век борьбы с институтом семьи. Памятование о Боге сохраняется только в семье. Если этот институт совсем разложить изнутри, то Богу присутствовать в человеке будет негде. Н.К. Крупская много сделала для того, чтобы стало именно так в нашей стране. В своих трудах она пишет, что надо непременно к трем годам разучить дитя забыть Бога. Оказывается, назначение семьи в том и заключается, чтобы когда зародилась новая жизнь, то там, в семье, сохранилось памятование о Господе.
Что женам делать в этой ситуации?
Во-первых, осознать подлинный масштаб и подлинные причины сегодняшней катастрофы неблагополучия наших детей. Это нетрудно понять, даже если взять солнечную простую трехфакторную модель развития ребенка: наследственность, среда и воспитание.
Наследственность. Стоит только посмотреть на нее с христианской, духовной точки зрения и сразу станет ясно все неблагополучие наших детей. Есть всем известная пословица: дети расплачиваются за грехи своих родителей. Не за гены, а за грехи.
Если ваш прадед жил в Боге, а кто-то из вас в противоположном ему образе, то ни какое древо рода, выстроенное вами и прикрепленное на самом видном месте вашего дома, не возродит, не спасет родовую традицию, ведь то и другое просто несовместимо, ибо вы не един род, а враги.
Второй фактор- среда. Большой ребенок попадает не в здоровую среду, где бы он мог восстановиться, а в среду, где царит кошмар и ужас. Эта среда без сомнения усиливается средствами массовой информации. Посмотрите, кто главный герой на экранах? Блудницы и убийцы! Кто первый герой аналитических программ? Человек, ненавидящий и презирающий Родину!
Не понимаю, что творится
Во имя благостных идей
Ложь торжествует, блуд ярится…
Махнуть рукой, как говорится?
Но как же мне потом крестится
Рукой, махнувшей на людей?
Н. Зиновьев.
Наконец, третий фактор- воспитание. Сможет ли понять человек, что такое грех, вне православного понимания человека? Нет! Можем ли мы улучшить среду, хотя бы преодолеть мат, обильно льющийся с экранов, если не будет знать, что мат- это молитва сатане? А обретут ли наша гуманитарные и эстетические предметы в школе свой смысл вне православия? Вопросы чисто риторические. Этого не может быть.
Поэтому нам нужно осознать необходимость возрождения духовной жизни. Мало построить храмы. Нужно, чтобы человек пришел в храм. Надо, чтобы люди жили духовной жизнью. А началом этой духовной жизни является изучение религиозной культуры, подобно тому, как наука начинается с букваря. И далеко не все изучающие букварь становятся академиками, а изучавшие закон Божий стали святыми. Но грамота нужна каждому человеку, кем бы он ни стал, и знание религиозной культуры тоже нужно каждому человеку, кем бы он ни стал, рабочим или президентом.
Но как можно ввести в школу этот предмет? Только на уровне разума? Вспомним следующее. Дикие животные, выращенные в неволе, как правило, не могут жить в природе. Но люди научились воспитывать их для жизни в природе. Точно также, понимая трагизм ситуации, можно научиться духовно воспитывать человека. А для этого надо понять, что чем раньше мы начнем воспитывать ребенка, тем больше шансов на успех. Опять же, любой знакомый с духовным воспитанием знает. Что чем меньше ребенок, тем он больше тянется к Богу. Дошкольники и ученики начальных классов просто живут в Боге. Подросткам освоение религиозной культуры дается труднее, старшеклассникам- очень трудно, студентам- почти невозможно, а взрослым невозможно, разумеется, если их не приведет к богу беда. Знаю сотни людей, пришедших к Богу, будучи взрослыми, но до сих пор еще не встретил ни одного взрослого человека, который бы к Богу пришел от радости. Значит, чем раньше мы начинаем воспитывать ребенка, тем больше шансов на успех. Значит, мы должны дать этот шанс каждому российскому ребенку. Но…Это ясно сознанию, но не ясно сердцу. Почему?
Есть такое состояние – замерзание, когда человека оставляют силы, и он уже не может идти, то ему становится тепло и хорошо. И он ложится на снег. И это означает смерть. Но если он поймет разумом, что он замерзает, и заставит себя идти, то он спасется. Так и мы. Нам сегодня хорошо от аморализма, алкоголизма, от растленных средств массовой информации, от журналистов, ненавидящих все русское, от эстрадных кумиров, потерявших человеческий облик. Хорошо так, что мы, видя гибель своих детей, уже не осознаем трагизма. Нам хорошо!
И именно поэтому мы должны, понимая разумом, что погибаем, любым усилием воли принять решение о том, чтобы дать возможность духовного развития каждому нашему ребенку. И это станет фундаментом преодоления духовного кризиса, в том числе и массы сопутствующих ему кризисных явлений, например, демографического кризиса и т.д. Но для того, чтобы сегодня стало возможным это возрождение, нужна не только государственная программа духовно – нравственного воспитания в нашей стране, сколько понимание трагизма ситуации и воля каждого руководителя, каждого учителя спасти если не себя, то хотя бы своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»
Родина моя - Старонижестеблиевская. Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Занятие по программе «Просто» «Храмы России»
Цель:- знакомство воспитанников с внутренним устройством православных храмов России и их традициями.Задачи:- расширение знаний о назначении и устройстве православного храма, знакомство с понятие...
Видеолекторий "Прошлое Малой Родины: от простого к сложному"
Материалы видеолекций внеурочной деятельности "Прошлое Малой Родины: от простого к сложному"....
Простейшие преобразования. Как построить график функции y=f(x)+b и y=f(x+a), если известен график ф-ии y-f(x). Мерзляк А.Г.
Простейшие преобразования. Как построить график функции y=f(x)+b и y=f(x+a), если известен график ф-ии y-f(x). Мерзляк А.Г....