Музейный урок "В нашем сердце навсегда"
материал

к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx614.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Озерищенская средняя общеобразовательная школа» Дорогобужского района Смоленской области

Музейный урок

«В нашем сердце навсегда»

                                                                                                   Выполнила:

                                                                            Мальчикова Вера Евгеньевна,

                                                              учитель русского языка и литературы

2019 год

Пояснительная записка

Тема: «В нашем сердце навсегда»

2020 год – год 75–летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам – участникам Великой Отечественной войны.

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Вид внеурочной деятельности:  познавательная

Количество часов: 1 час

Цель: воспитание гражданственности  и патриотизма, любви к своей земле, к прошлому и настоящему своего народа, к его культуре и истории; совершенствование образовательного процесса средствами дополнительных форм обучения.

Задачи:

  • воспитание сопричастности к истории малой Родины, гордости за свою страну, ее героическое прошлое, признательности павшим соотечественникам, готовности встать на защиту Родины,
  • приобщение к духовным и нравственным ценностям,
  • формирование умения самостоятельно работать с информацией, интереса к исследовательской деятельности,
  • повышение интереса к краеведческой деятельности, к  школьному музею,
  • закрепление  знаний    о  воинской  славе  России  на  основе  изучения   военных подвигов односельчан.

Ожидаемые результаты.

Музейный урок позволит:

  • развить у обучающихся интерес к исследованию истории малой Родины и биографии односельчан-участников Великой Отечественной войны,
  • повысить у обучающихся интерес к краеведческой деятельности, к  школьному музею,
  • привить обучающимся чувство гордости за подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.

Форма организации образовательной деятельности: урок-экскурсия

Используемые методы: исследовательский метод, практический метод,  демонстрационный метод.                

Используемые технологии воспитания: технология гуманного коллективного воспитания; технология воспитания на основе системного подхода.

Технические средства: ноутбук

Наглядность: красные звёздочки с фамилиями односельчан, план-схема сельского поселения, «фронтовой треугольник», фотографии из архива школьного краеведческого музея.

В роли экскурсоводов выступают старшеклассники-волонтёры.

Предварительная работа: старшеклассники-волонтёры, пользуясь материалами  школьного музея, готовили сообщения о земляках-участниках Великой Отечественной войны.

Музейный урок

«В нашем сердце навсегда»

                                             Эпиграф урока: Когда спросят нас, что мы делаем,

                                                                         мы ответим: мы вспоминаем.

                                                                          Да, мы память человечества…

                                                                                                          Р.Бредбери.

Звучит  аудиозапись первого куплета  песни из кинофильма «Офицеры»:

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Учитель: 

Опять война, опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить»…

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна... (Ю. Воронов. Память — наша совесть)

Ребята скажите, о чём и о ком пойдёт сегодня речь на нашем уроке? (Ответы ребят).

Учитель:  «Когда спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества…». Эти слова американского писателя Р.Бредбери будут эпиграфом нашего урока. Сегодня мы будем вспоминать тех, кто отстоял нашу страну, кто подарил нам возможность жить. Урок пройдёт в форме экскурсии по экспозициям нашего музея, по страницам жизни героев-земляков.

Тяжелое испытание выпало на долю нашего народа и страны в 1941-1945 годах.  Из уроков истории вам хорошо известны многие факты: внезапное нападение гитлеровской Германии, оккупация и блокада, отступления и военные победы,  ужасы и бедствия, постигшие нашу страну.  Весь народ грудью встал на защиту своей Родины. Не остались в стороне и наши с вами земляки. Именно их мы будем сегодня вспоминать, о них говорить.

У каждого человека есть близкие и милые сердцу места. Это место, где человек родился, учился, работал. Это его малая Родина,  родной край. У большинства из вас - это наше село или близлежащая деревня. Дороги были они и тем, кто встал на пути врага.

Первый экскурсовод:

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!  (22 июня. Т.Лаврова)

Учитель: В первые дни войны на фронт ушли тысячи смолян. Не покладая рук трудились те, кто остался в тылу. На смоленской земле на два месяца было остановлено наступление самой большой группировки фашистской армии, рвавшейся к Москве.

Перед вами план-схема нашего поселения. На этом плане в процессе урока мы звёздочками отметим места, связанные с нашими земляками-участниками Великой Отечественной войны.C:\Users\Мамульчик\Desktop\Карта Озерище.jpg

В июле-октябре 1941 года в нашей деревне проходила линия обороны советских войск. У Озерища располагались части 107 стрелковой дивизии, а затем 7 дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы. Одна из улиц нашей деревни носит имя Василия Исаевича Воронченко. Почему улица нашей деревни названа именем этого человека? Кто из вас живёт на этой улице? (Ответы ребят).

Второй экскурсовод:  На стенде вы видите фотографию Воронченко Василия  Исаевича.  Родился он 5 мая 1888 года в деревне Осташево  Дорогобужского района, окончил Озерищенское двухклассное училище,  с 1904 г. работал на лесопильном заводе в Москве. С 1909 по 1917 гг. служил в русской армии. Участник 1-й мировой войны. После Октябрьской революции окончил рабфак, строительный институт. Работал в строительных организациях Москвы. С началом Великой Отечественной войны вступил в дивизию народного ополчения. Оказавшись во вражеском окружении в районе Ельни, одним из первых на Смоленщине в ноябре 1941 г. создал в Дорогобужском районе партизанский отряд «Дедушка», переросший к февралю 1942 г. в партизанское соединение (1-ю партизанскую дивизию). В ноябре 1941 года партизанское формирование  «Дедушка» именно под Озерищем приняло свой первый бой с оккупантами, в котором было уничтожено 22 фашиста.C:\Users\Мамульчик\Desktop\vasiliy-isaevich-voronchenko-1.jpg

В апреле 1942 г. Воронченко В.И. был тяжело ранен и отправлен в Москву. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, медалями. Почетный гражданин  г. Дорогобужа [1]. Умер в Москве 11 сентября 1986 года.

Учитель: Отмечаем на карте деревню Осташево, где родился Василий  Исаевич. К сожалению, сейчас в этой деревне уже никто не живёт.

Учитель: В районе Озерища началось формирование партизанского соединения «Тринадцать» под командованием Сергея Владимировича Гришина. Ему посвящена одна из экспозиций нашего музея.

Первый экскурсовод:  Сергей Владимирович Гришин родился 18 марта 1917 года в деревне Фомино Дорогобужского района Смоленской области в семье сельского сапожника. В 1932 году окончил семилетнюю школу, а в 1935 году Дорогобужское педагогическое училище. Работал учителем, затем завучем начальной школы. В декабре 1939 года был призван в армию и направлен для прохождения службы в Брест. В 1941 году он окончил курсы подготовки офицеров. Начало Великой Отечественной войны застало Сергея Гришина в Белостоке. С первых дней войны он командовал танковым взводом на Западном фронте. В одном из боев под Минском танк Гришина был подбит, сам он чудом уцелел. Командир вместе с экипажем попал в окружение врага, но смог вместе с остатками взвода перейти линию фронта в Бельском районе Смоленской области. C:\Users\Мамульчик\Desktop\Гришин,_Сергей_Владимирович_(Герой_Советского_Союза).jpg

Осенью 1941 года Сергей Владимирович пробрался в свою родную деревню Фомино, где создал партизанскую группу, а затем немногочисленный партизанский отряд под названием "Тринадцать". Так, почти в самом центре Смоленщины, вокруг древних городов, Дорогобужа и Ельни, в начальный период Великой Отечественной войны оставшиеся на оккупированной территории патриоты развернули партизанское движение.

В феврале 1942 года Гришин в составе партизанского отряда участвовал в освобождении Дорогобужа. С марта 1942 года отряд начал рейд по Смоленской области, а с апреля 1943 года по Беларуси, нанося тяжелые потери врагу. В июне 1942 года отряд вырос в особый партизанский полк "Тринадцать", командиром которого был Гришин. Этот полк два с половиной года вел в тылу противника непримиримую борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.

 Сергей Гришин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Учитель: Отмечаем на карте деревню Фомино, где родился Сергей Владимирович. 

Учитель: Одна из экспозиций школьного музея посвящена нашим односельчанам-участникам войны. Годы проходят, и все меньше остается ветеранов. В 2014 году ушёл из жизни наш земляк  Александр Михайлович Ковалёв.

Второй экскурсовод:  Александр Михайлович родился 15 февраля 1926 года, воевал с 4 ноября 1943 года по 9 мая 1945 года на I Белорусском фронте. Участвовал в Висла-Одерской операции, которая завершилась взятием Варшавы и освобождением всей Польши. Участвовал он и в Берлинской военной операции, которая  завершилась взятием Берлина и празднованием Дня Победы.100_2963

После войны работал клубным работником, затем стал председателем сельского Совета, а потом и местным парторгом. За боевые действия Александр Михайлович награжден Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью за освобождение Варшавы, медалью за взятие Берлина, медалью за Победу над Германией и множеством юбилейных медалей.

Учитель: Отмечаем на карте деревню Озерище, где родился Александр Михайлович.

Первый экскурсовод: Ещё один наш ветеран Закабунин Матвей Родионович в настоящее время живёт в Смоленске. SAM_0046

 Матвей Родионович родился 22 марта 1922 годав д. Логиновка. Воевал с 22 июля 1943 года по 27 мая 1945 года на Воронежско-Брянском фронте. За боевые действия награжден Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью за Победу над Германией и множеством юбилейных медалей.

После окончания войны поступил учиться в Рязанскую область город Рыбинск на пчеловода. 25 лет проработал в Ельнинском районе, писал научные работы. Присвоено звание «Лучший пчеловод области». В городе Ельня записан в книгу «Почетные граждане города Ельни». Награжден медалью «Ветеран труда».

Учитель: Отмечаем на карте деревню Логиновка, где родился Матвей Родионович.100_0221

Александр Михайлович и Матвей Родионович были частыми гостями в нашей школе. На этом фото они вместе с нашими учениками и бывшим директором школы Пановым В.В.

Входит старшеклассница: Пришла почта с фронта. Письмо своим родным написала  Екатерина Васильевна Буданова, гвардии лейтенант, летчик-истребитель.

Под мелодию песни «В землянке» Алексея Суркова старшекласссница читает «фронтовой треугольник»:

«Мама, милая мама, не обижайся на меня за то, что без твоего разрешения я улетаю на фронт. Мой долг и совесть моя обязывают быть там, где решается судьба Родины...

...Олечка, хочу тебе сказать вот что: смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если придется погибнуть, то просто свою жизнь не отдам. Мой милый, крылатый «Як» - хорошая машинка, а моя жизнь неразрывно связана с ним, и умирать с ним будем только героями. Будь здорова дорогая, крепче люби Родину и лучше работай для нее, не забывай меня. Ваша Катюша» [5].

Учитель: К сожалению, фронтовых писем наших односельчан у нас в музее нет. Но прочитанное сейчас письмо написано нашей землячкой, уроженкой деревни Коноплянка Вяземского района Смоленской области. Екатерина Буданова – лётчица-истребитель. Погибла в тяжелом воздушном бою 19 июля 1943 года.

 Письмо пропитано любовью не только к близким людям, но и любовью к Родине, готовносью отдать за неё свою жизнь.

Второй экскурсовод: После войны на плечи ветеранов  легла нелегкая ноша- восстановление разрушенного хозяйства. Было время, когда на вчерашних фронтовиках держалась жизнь в селе. Мы, нынешние школьники, должны помнить о том, какой ценой досталась нашему народу победа, должны свято чтить память тех, кто отдал свои жизни за наше светлое будущее.

Учитель: Дома, ребята, попробуйте написать письмо своим родным, близким,  участвовавшим в Великой Отечественной войне или восстанавливающим разрушенное хозяйство.

Первый экскурсовод: Наша деревня была освобождена 1 сентября 1943 года. Много наших односельчан не вернулось с той войны. В память о наших предках, павших в бою, в Озерище поставлен памятник Героям Великой Отечественной войны.

Товарищ, помни: здесь погребены

Твоей Отчизны верные сыны,

Что за неё не пожалели жизни.

Они свой долг исполнили сполна,

Прочти и повтори их имена.

И, как они, учись служить Отчизне.  (Н.И. Рыленков)

Второй экскурсовод:

Идут года, но кровоточат раны,
Врагами нанесенные в бою,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою!
За то, что не стреляют автоматы,
Что мины не взрывают тишину,
Вы были молоды, ни в чем не виноваты,
За что судьба вам уготовила войну?

Чтоб дать нам право жить на этом свете,
Вы шли сражаться, грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети…
Храня тепло родного очага…
За то, чтоб звезды в небе нам сияли,
За то, чтоб на дворе цвела весна,
Сражались вы, и «за ценой не постояли»,
Но непомерно высока цена…

И каждый год весной, в начале мая,
Объединяет праздник всю страну,
Смотря на вас, я всякий раз не понимаю,
За что судьба вам уготовила войну?!!!
И слезы всякий раз встают туманом,
Готовы ливнем грусти течь из глаз,
Спасибо, дорогие ветераны,
Вам всем! Отдельно каждому из вас…

Как кровь, сияют красные тюльпаны,
Возложенные к «Вечному огню»,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою…
Я никогда, поверьте, не устану,
За ваши подвиги вас всех благодарить,
Спасибо, дорогие ветераны,
За этот шанс под мирным небом жить! (Ю. Олефир. День Победы)

Рефлексия.

Учитель:  Перед каждым  из вас лежат листки бумаги, закончите написанное на нём предложение «Мне  бы хотелось больше узнать …».

Учитель: Победой в Великой  Отечественной войне русский народ подтвердил своё мужество и героизм, показал пример самопожертвования. Участники военных событий – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. И мы должны быть достойны их, должны любить свою Родину так, как преданно любили её они. И тогда никто и ничто нас не сломит.

Источники информации:

1. Первая партизанская : 1-я Смол. партиз. дивизия / Сост. Н. Ф. Юдин; Лит. запись Я. Д. Файншмидта. - М. : Моск. рабочий, 1983. - 352 с.

2.Беляев И.Н. Прописаны навечно. – Моск. рабочий, Смол. отд-ние, 1989

3.Лихачев Д.С. Тревоги совести //Литературная газета,1989, 1 января, с.11.

4. https://otmetim.info/stixi-o-vojne/

5. smol.kp.rudaily/25877/2842987/ Письма с фронта и на фронт. Письма матери и сестре, октябрь 1942


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий последнего звонка "Мы оставим здесь наши сердца"

Сценарий последнего звонка в 11 классе, к материалу есть презентация "Что тебе снится, выпускник?" Если кому-топотребуется, я готова выслать на ваш e-mail, очень большой обем....

Музейный урок "Наши односельчане - солдаты Победы".

Музейный урок "Наши односельчане - солдаты Победы"....

Сценарий фестиваля пионерской песни «Песня пионерская в сердце навсегда»

Сценарийфестиваля пионерской песни«Песня пионерская в сердце навсегда»для 4- 5 классов...