Конспект урока "Монастыри Смоленщины"
материал
Конспект урока "Монастыри Смоленщины" для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_monastyri_smolenshchiny.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА. Монастыри Смоленщины (2 урока)
Тип урока: урок формирования новых знаний
Технология: интерактивная, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированного обучения, метод проектов
Формы работы: индивидуальная, групповая
Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный
Актуальность.
Монастыри являются центрами становления, укрепления и развития православной культуры на Смоленщине.Они являют собойместо сосредоточения духовной жизни людей. Урок знакомит учащихся с православными монастырями Смоленщины через использование разнообразных видов деятельности. Тема важна для понимания, что монастырь это место духовного делания. Через изучение данной темы учащимся дается возможность осмысления Православия культуры.
Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский
Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС):
Личностный результат:
- воспитание у детей чувства уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками);
- знание истории и устройства монастырей, а также уклада монастырской жизни;
- понимание роли монастырей в становлении православной культуры;
- желание и готовность к дальнейшему изучению православной культуры Смоленщины;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении практических заданий.
.Метапредметныйрезультат:
- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- сопоставлять свои знания с информацией текста; умение работать с текстом учебного пособия;
- слажено работать в группах, делать выводы, оценивать свои достижения;
- развивать мотивацию к изучению православной культуры;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Предметный результат:
- познакомиться с историей Смоленских монастырей;
- иметь представление об устройстве православных монастырей и монастырском быте;
- определять роль православных монастырей в развитии православной культуры на Смоленщине.
Оборудование:
Дидактические материалы; Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; аудиозапись колокольного звона.
Список источников для подготовки к уроку
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т.М. Зыбина, И.А. Дидук. Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т. М. Зыбина, И. А. Дидук.— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.— 144 с.: ил.
Основные понятия и термины:
Православный монастырь, обитель, скит, монах, инок, архимандрит, игумен, послушание.
Цель урока:
Дать представление о православных монастырях Смоленщины, как центрах сосредоточения духовной жизни людей.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «православный монастырь».
2. Познакомить с устройством монастыря, укладом монастырской жизни, историей и святынями монастырей.
3. Формировать представление о монастыре,как центре духовной жизни людей.
4. Развивать интерес к знаниям о монастырях.
5. Развивать мотивацию к изучению православной культуры.
6. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
Звучит колокольный звон
II.Мотивация.
На экране слайды с изображением Смоленских монастырей
Учитель: Что мы видим на экране? Почему эти постройки обнесены стенами?
Звучит стихотворение Светланы Вольной
В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо да как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачен воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.
Учитель:О чем говорится в стихотворении?
Попробуйте своими словами определить, что такое монастырь?
III. Актуализация. Формулирование темы урока. Постановка цели.
Учитель: Монастырь это особое место. Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты они для всех, и вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Сегодня мы познакомимся с монастырями нашей Смоленской земли.
Запись темы урока на доске
Учитель: Что мы можем выяснить, изучая православные монастыри Смоленщины?
Какое влияние они оказали на историю Смоленской земли?
Что бы вы хотели узнать о монастырях?
Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока
Цель записывается на доске
Под руководством учителя на доске составляется план.
План урока записывается на доске
1) познакомиться с историейправославных монастырейСмоленщины;
2) получить знания оустройствеи назначении православных монастырей;
3) выяснить уклад монастырской жизни.
Учитель:Что поможет нам достигнуть цели урока?
Откуда мы можем получить информацию?
Учитель: Для чего нам нужно изучать Смоленские монастыри?
Учитель: Монастырь - особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
Учитель:Что вы знаете о монастырях? Что они из себя представляют?
Сегодня мы познакомимся с ними подробнее.
Изучение нового материала
Слайды с изображением Смоленских монастырей
Учитель: Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи.
Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу.
Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся-лаврами.
Монастыри обычно обнесены каменными стенами, что означает отделение монастыря от мирской жизни. Внутри монастыря есть всё для жизни монахов не выходящих за его пределы. Жилые корпуса, административные корпуса, хозяйственные постройки, трапезная, помещения для паломников. В центре монастыря обязательно находится главный храм, также могут находиться и еще несколько храмов. Также внутри монастыря обычно устраивается много клумб с цветами или целый сад.
Учитель: Каково основное делание монахов в монастыре?
В чем смысл пребывания этих людей в монастыре?
Уклад монастырской жизни совершенно особенный. В центре которой, молитва и послушание. Эти добродетели ведут к духовному совершенствованию, а значит приближают к Богу.
Работа с видеофрагментом: видеоряд, где показаны монастыри Смоленщины.
Учитель: А какие монастыри Смоленщины вы узнали из видеофрагмента?
Работа в группах (7 групп или пар)
Дети делают краткие сообщения о монастырях
На стене карта Смоленской области
Каждый выступающий ставит флажок на том месте, где на карте находится монастырь
- Свято - Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь
- Спасо - Вознесенский женский монастырь
- Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь
- Предтеченский Вяземский женский монастырь
- Спасо - Преображенский Авраамиев мужской монастырь
- Спасо - Преображенский Рославльский мужской монастырь
- Свято-Троицкий женский монастырь
Учащиеся заполняют таблицу «Монастыри Смоленщины».
После завершения сообщений учащиеся дополняют недостающую или пропущенную информацию о монастырях из текста учебника (параграф 22-23)
Название монастыря | Где располагается | Год основания | Кем основан | Закрыт советской властью | Возобновление монастырской жизни | Исторические даты, связанные с монастырем |
Свято - Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь | ||||||
Спасо - Вознесенский женский монастырь | ||||||
Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь | ||||||
Предтеченский Вяземский женский монастырь | ||||||
Спасо - Преображенский Авраамиев мужской монастырь | ||||||
Спасо – Преображенский Рославльский мужской монастырь | ||||||
Свято - Троицкий женский монастырь |
Вывод.
Учитель:Что нового вы узнали о монастырях? Что объединяет монастыри, о которых мы сегодня узнали?
Выводы учащихся
IV. Закрепление
Учитель:Давайте подведем итоги нашего путешествия по Смоленским монастырям.
Мы сегодня многое узнали о них, и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.
Составьте синквейн. Работа в парах.
Первая строка.1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Предложение, показывающее отношение к теме.
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Слова для справок:
Сущ. - монастырь, храм; Прил. - величественный, могучий, строгий; Гл. - защищает, оберегает, воспитывает, помогает, одобряет, Предл. - помогает обрести себя Синонимы - храм Бога на земле, душа человека, спокойствие.
V. Рефлексия
Я знаю…
Я узнал…
Я был заинтересован тем, что…
Я хочу рассказать родителям…
VI. Домашнее задание
Прочитайте параграф 22-23 в учебнике и выполните задание:
Разработайте макет буклета о монастырях, используя информацию, полученную на уроке и дополнительные источники информации, фотографии, рисунки (Работа в группах).
Составьте карту монастырей Смоленщины (Работа в группах).
Напишите эссе об одном из монастырей, о которых вы сегодня узнали.
Индивидуальное:
Сфотографируйте монастыри, находящиеся в г. Смоленске.
Подготовить исследовательский проект по одному из монастырей Смоленска (работа в группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии Смоленщины 8 класс "Внутренние воды Смоленщины"
Урок по географии Смоленщины "Внутренние воды Смоленщины" проводится в 8 классе в форме заочного путешествия по наиболее значимым водным объектам Смоленской области с использованием ИКТ. На уроке прим...
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Моя родная сторона, Смоленщина моя..."
Интегрированный урок направлен на расширение знаний обучающихся о родном крае, показ значения малой родины в жизни каждого человека, воспитание интереса к её истории, литературе....
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ "75 ЛЕТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ СМОЛЕНЩИНЫ"
Сегодня - 25 сентября мы отмечаем 75 годовщину со Дня Освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков!Песня «От героев былых времен» 1.Смоленс...
Конспект урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина» по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»
Технологическая карта...
Беседа, посвящённая Дню освобождения Смоленщины «Прокатилась война по Смоленщине…»
Беседа «Прокатилась война по Смоленщине…» была составлена ко Дню освобождения Смоленщины....
Конспект урока: "Смоленщина в 1812 году"
Смоленщина в 1812году...