ДОС. Статья 2. "Проблемное обучение"
статья

Анна Владимировна Золотова

Материалы дистанционного обучающего семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_2017_problemnoe_obuchenie.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение: история, принцип, технология


А.В.Золотова,

учитель математики и информатики гимназии № 513

Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 8

        Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Джон Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе.

Джон Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел учёный, совершивший то или иное открытие в науке. Он считал, что для XX века характерно сближение учебного и научного познания.

Слайд 9

В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле исследований психологии мышления в пятидесятых годах. Основу теории проблемного обучения составили идеи психологов о связи процессов мышления и обучения.

Слайд 10

Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в 70–80-е годы XX века. Сущность проблемного обучения видели в том, что обучающийся под руководством преподавателя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем.

Проблемное обучение определяют как «этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [1].

Слайд 11

Создание в процессе обучения проблемных ситуаций и решение проблем способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.

Слайд 12

Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения.

Таким образом, проблемное обучение имеет несколько педагогических возможностей, которые представлены на слайде. Также, проблемное обучение позволяет формировать некоторые виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Слайд 13

Проблемное обучение можно рассматривать как обучение на основе реконструкции опыта. Глядя на схему, несложно сделать вывод о том, что проблемное обучение – это педагогическая технология.

Использованные источники:

1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.

2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 с. — (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль проблемного обучения для самореализации личностного потенциала обучающегося"

В стате расскрыта роль проблемного обучения, как основы для развития и воспитания личности обучающегося. Использовала примеры из личного опыта работы....

Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...

Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"

Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...

Статья "Использование проблемного обучения на уроках биологии"

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешени...

Статья "Технология проблемного обучения учащихся по биологии в рамках ФГОС"

В данной статье изложены различные методы создания проблемны ситуаций на уроках биологии(6-11 класс) в условиях ФГОС....

Статья "Технология проблемного обучения на уроках химии"

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужно...

статья "Технологии проблемного обучения"

Урок–дискуссия требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся.Цель: Рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации ...