«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
статья
Предварительный просмотр:
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации.
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).
3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
7. Принцип динамического развития образовательной модели ОУ (Модель может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
Модели инклюзии:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают ОУ наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в работу ОУ, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Мероприятия направлены на популяризация здорового образа жизни среди всех категорий детей, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и коммуникативных навыков, адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.
Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.
Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.
Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.
Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно, проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором он может развиваться как личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Творчество - это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. У детей с ограниченными возможностями здоровья ограничена социальная активность и жизненное пространство, им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.
Дополнительное образование направлено на решения задач:
1. повышения уровня умственного развития детей;
2. коррекция проблем эмоционально – личностного развития;
3. активизация познавательных процессов;
4. социальная адаптация;
5. развитие коммуникативных навыков;
6. нормализация учебной деятельности.
Таким образом можно сделать вывод, что все современные формы организации мероприятий могут быть использованы для детей, нуждающихся в социальной инклюзии. Меняется лишь модель подготовки каждого мероприятия.
Список литературы:
1. Алёхина, С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Миндель, А. Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А. Я. Миндель, О. А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков
Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...
Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...
Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"
Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...
Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...
Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...