«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
статья

Дуюн Сергей Александрович

Инклюзия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_formy_inklyuzii._duyun_s.a.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации.

Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

7. Принцип динамического развития образовательной модели ОУ (Модель может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

Модели инклюзии:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают ОУ наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в работу ОУ, в сопровождении тьютера. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Мероприятия направлены на популяризация здорового образа жизни среди всех категорий детей, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и коммуникативных навыков, адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно, проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором он может развиваться как личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Творчество - это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. У детей с ограниченными возможностями здоровья ограничена социальная активность и жизненное пространство, им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.

Дополнительное образование направлено на решения задач:

1. повышения уровня умственного развития детей;

2. коррекция проблем эмоционально – личностного развития;

3. активизация познавательных процессов;

4. социальная адаптация;

5. развитие коммуникативных навыков;

6. нормализация учебной деятельности.

Таким образом можно сделать вывод, что все современные формы организации мероприятий могут быть использованы для детей, нуждающихся в социальной инклюзии. Меняется лишь модель подготовки каждого мероприятия.

Список литературы:

1. Алёхина, С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

2. Миндель, А. Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А. Я. Миндель, О. А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

3. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков

Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...